ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного курса «Методы решения лингвистических задач» на уровне среднего общего образования подготовлена на основе ФГОС СОО, ФОП СОО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения данного курса, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов. Содержание курса направлено на расширенное и углубленное профильное изучение русского языка в 10-11 классе, подготовку учащихся выпускного класса к государственной итоговой аттестации. Планируемые результаты освоения программы включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные достижения обучающегося за 2 года обучения. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» Программа курса разработана с учётом знаний и умений обучающихся, позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ. В 10 классе на изучение русского языка отводится 2 часа, поэтому для успешной сдачи экзамена данный элективный курс будет востребован выпускниками. Он способствует психологической адаптации обучающихся на экзамене, позволяет выпускникам легко ориентироваться в выпускной работе, подготавливает ребят к выполнению тестовой части, написанию сочинениярассуждения. Данный курс учитывает условия проведения ЕГЭ, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта, даются подробные методические рекомендации для выполнения каждого задания, акцентируется внимание на трудных случаях. Большое внимание уделяется обучению написанию сочинения-рассудждения. В современных программах не содержится законченной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию подобных текстов. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сочинением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в его написании. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира; овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию; совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам; совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств. Цель курса: осуществление поэтапной системной подготовки к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку. Задачи: формировать устойчивые навыки нормативной речи; развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста; совершенствовать речевую деятельность обучающихся. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МЕТОДЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ РЕШЕНИЯ На изучение данного курса в 10-11 классе в учебном плане отводится 68 часов (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 10 класс Введение (2 ч.) Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. Языковые нормы. Литературный язык. Нормы речи. Орфоэпические нормы современного русского языка Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение. Произношение некоторых грамматических форм. Средства звуковой выразительности речи. Лексические нормы Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Грамматические нормы Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические. Употребление грамматических форм имён существительных. Употребление грамматических форм имён прилагательных. Употребление различных форм глагола. Словообразовательные нормы Способы словообразования. Предупреждение ошибок. Морфологические нормы Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Синтаксические нормы Порядок слов. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний. Согласование определений. Трудные случаи управления. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение. 11 класс Введение Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. Языковые нормы. Нормы речи. Словари русского языка. Орфоэпические нормы Основные правила орфоэпии. Лексические нормы Лексическое многообразие лексики русского языка.. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Морфологические нормы Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологичесике признаки и синтаксическя роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте. Синтаксические нормы Словосочетание. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение. Орфографические нормы Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов. Пунктуационные нормы Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. Текст Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили речи Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Изобразительно-выразительные средства языка. Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Текст Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по курсу «Методы решения лингвистических задач» на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения курса на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство); 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; 9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения курса на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного источника с учётом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; эффективно запоминать и систематизировать информацию. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций; осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Введение. Значение курса, его задачи Познакомится со структурой экзаменационной работы в формате ЕГЭ, видами заданий, с демонстрационным вариантом, особенностями заполнения бланков экзаменационной работы, с критериями оценки выполнения заданий. Введение (2 ч.) Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. Языковые нормы. Литературный язык. Нормы речи. Орфоэпические нормы современного русского языка Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение. Произношение некоторых грамматических форм. Средства звуковой выразительности речи. Лексические нормы Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Грамматические нормы Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические. Употребление грамматических форм имён существительных. Употребление грамматических форм имён прилагательных. Употребление различных форм глагола. Словообразовательные нормы Способы словообразования. Предупреждение ошибок. Морфологические нормы Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Синтаксические нормы Порядок слов. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний. Согласование определений. Трудные случаи управления. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение. 11 класс Введение Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. Языковые нормы. Нормы речи. Словари русского языка. Орфоэпические нормы Основные правила орфоэпии. Лексические нормы Лексическое многообразие лексики русского языка.. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Морфологические нормы Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологичесике признаки и синтаксическя роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте. Синтаксические нормы Словосочетание. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение. Орфографические нормы Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов. Пунктуационные и синтаксические нормы Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. Текстоведение Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили речи Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Изобразительно-выразительные средства языка. Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Текст Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм. Заключение. Итоговый контроль ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование разделов, тем п/п 10 класс Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1. Введение 1 0 0 https://fipi.ru/ege/demoversiispecifikacii-kodifikatory 2. Языковые нормы 1 0 0 3. Орфоэпические нормы 6 0 1 4. Лексические нормы 3 0 1 5. Грамматические нормы 6 0 1 6. Словообразовательные нормы 3 0 1 7. Морфологические нормы 3 0 2 8. Синтаксические нормы 11 0 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee 34 0 8 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ № Наименование разделов, тем 11 класс Количество часов п/п Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1. Введение 1 0 0 https://fipi.ru/ege/demoversiispecifikacii-kodifikatory 2. Языковые нормы 7 0 4 3. 5 0 1 4. Пунктуационные синтаксические нормы Текстоведение Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaadc98 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaadc98 4 0 1 5. Текст 17 2 4 34 2 10 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ и Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaadc98 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaadc98 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольн ые работы Практи ческие работы Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения 1 0 0 2 Литературный язык. Типы норм. Словари русского языка. 1 0 0 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee Основные правила орфоэпии. 3 Акцентологические нормы. 4 https://fipi.ru/ege/demovers ii-specifikacii-kodifikatory Произношение гласных и согласных звуков. 5 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee Произношение звукосочетаний. 6 7 Произношение некоторых грамматических форм. Средства звуковой выразительности. 8 9 10 11 12 Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. Правильность и точность речи Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Грамматические нормы. словообразовательные, морфологические, синтаксические. Грамматические нормы. словообразовательные, морфологические, синтаксические. Грамматические ошибки и их предупреждение. Грамматические ошибки и их предупреждение. Грамматические ошибки и их предупреждение. Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе. Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee 23 24 25 26 27 Морфология. Средства связи предложений в тексте. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. Предложение. Порядок слов в предложении. Интонационная форма Нормы согласования, управления, примыкания Нормы согласования, управления , примыкания Синтаксическая синонимия. 28 29 30 31 32 33 Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Особенности использования в речи сложных предложений Синтаксические средства художественной выразительности Синтаксические средства художественной выразительности 1 0 0 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee Практическая работа по написанию сочинения ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 0 1 34 0 8 11 класс Количество часов № п/ п 1 2 3 Тема урока Цели и задачи курса. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ по русскому языку. Изменения в структуре проведения экзамена. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. Практикум. Орфоэпические нормы современного русского языка. Практикум. Средства звуковой выразительности речи Контрол ьные работы Практ ически е работы 1 0 0 1 0 1 1 0 1 Всего Электронные цифровые образовательные ресурсы https://fipi.ru/ege/demovers ii-specifikacii-kodifikatory 4 Практикум. Лексическая сочетаемость слов. Употребление стилистически ограниченной лексики. Сложные вопросы морфемики. 5 1 0 1 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaadc98 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaadc98 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaadc98 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 1 Принципы русской орфографии. 6 7 8 9 10 11 Морфологические нормы современного русского языка Употребление грамматических форм имён существительных и прилагательных. Морфологические нормы современного русского языка Употребление различных форм глаголов, причастий и деепричастий . Синтаксические нормы современного русского языка. Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы. Классификация сложных предложений. Грамматические ошибки в построении предложений. Трудные случаи постановки знаков препинания между однородными членами. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaadc98 12 13 14 15 16 17 18 19 Омонимия вводных слов и членов предложения. Ошибки при употреблении конструкций с прямой и косвенной речью. Речеведение. Функциональные стили речи. Применение официально - делового стиля речи. Особенности художественного стиля речи. Языковые средства, виды текста. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте (использование союзов, союзных слов, выявление воспроизведённых во всём контексте «ключевых слов» и их заменителей). Анализ языковых средств выразительности. Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола и т.д.) Контекстные синонимы и антонимы. Работа с текстом. Критерии оценивания логизированного текста. Этапы выполнения задания. Схема понимания исходного текста. Виды информации в тексте. 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 0 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaadc98 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaadc98 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Основная проблема. Способы ее формулировки. Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. Способы авторского воздействия на читателя. Практикум по определению позиции автора. Самостоятельная работа. Формулировка позиции автора и комментария к ней в публицистическом тексте. Подбор примеров –аргументов и способы их комментирования Использование цитат в сочинении по исходному тексту. Определение смысловой свяли и способы ее комментирования Практикум по подбору примеров – аргументов, формулированию и комментированию смысловой связи Способы выражения собственной позиции и подбор примеров Роль вступления и заключения для сочинения. 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 1 1 0 1 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 1 1 0 1 11 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaadc98 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaadc98 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaadc98 31 32 33 Практикум по написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ Диагностическая работа в форме ЕГЭ Диагностическая работа в форме ЕГЭ Анализ ошибок, допущенных диагностической работе. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПРОГРАММЕ 34 в ПО 1 0 1 1 1 0 1 1 0 1 0 0 34 2 10 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией Р.А. Дощинского / М., Национальное образование, 2024. http://www.fipi.ru/ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.: Просвещение, 2003г. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2005. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998. ФИПИ. ОГЭ Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией Р.А. Дощинского / М., Национальное образование, 2024. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение, М.: Просвещение, 2003 г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/01/09 Skysmart Академический орфографический словарь. URL: языка. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop Обучающий корпус русского http://www.ruscorpora.ru/search-school.html Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/ Образовательная социальная сеть: nsportal.ru русское-слово.рф - сайт издательства «Русское слово school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. fcior.edu.ru — Федеральный центр электронных образовательных ресурсов. https://multiurok.ru/files/urok-rodnogo-russkogo-iazyka-v-8-klasse-poteme-is.html Библиотека МЭШ https://uchebnik.mos.ru https://interneturok.ru https://nsportal.ru http://myvideo.cc/movies https://znayka.cc/uchebniki/9-klass/russkij-rodnoj-yazyk-9-klassaleksandrova/ Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык» http://www.rus.1september.ru