Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана ООП ООО

Аннотации
к рабочим программам по предметам учебного плана ООП ООО
(ФГОС ООО, ФОП ООО)
Рабочие программы по учебным предметам являются частью ООП ООО,
определяют содержание, планируемые результаты, тематическое и поурочное
планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования
электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
При составлении рабочих программ использовались материалы сайта Единое
содержание общего образования https://edsoo.ru/, конструктор рабочих программ
https://edsoo.ru/constructor/.
Предмет
Русский язык

Аннотация к РП
Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего
образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО,
Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной
рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы
к отбору содержания и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне основного общего образования. Планируемые результаты
освоения программы по русскому языку включают личностные,
метапредметные результаты за весь период обучения на уровне
основного общего образования, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык
межнационального общения народов России, национальный язык
русского народа. Как государственный язык и язык
межнационального общения русский язык является средством
коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их
социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование
нравственной и коммуникативной культуры обучающегося,
развитие его интеллектуальных и творческих способностей,
мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной
учебной деятельности, самообразования.
Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие
функциональной грамотности как интегративного умения человека
читать, понимать тексты, использовать информацию текстов
разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.
Общее число часов, отведенных на изучение русского языка,
составляет 714 часов: в 5 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 6
классе – 204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе – 136 часов (4 часа

в неделю), в 8 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе – 102
часа (3 часа в неделю).
Литература
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего
образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег.
номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей
программы воспитания, с учётом Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). Основу содержания
литературного образования составляют чтение и изучение
выдающихся художественных произведений русской и мировой
литературы, что способствует постижению таких нравственных
категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм,
гуманизм, дом, семья. В рабочей программе учтены все этапы
российского историко-литературного процесса (от фольклора до
новейшей русской литературы) и представлены разделы,
касающиеся отечественной и зарубежной литературы. Основные
виды деятельности обучающихся перечислены при изучении
каждой монографической или обзорной темы и направлены на
достижение планируемых результатов обучения. Цели изучения
предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании
у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры
читательского восприятия, понимания литературных текстов и
создания собственных устных и письменных высказываний; в
развитии чувства причастности к отечественной культуре и
уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на
основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в
отечественной и зарубежной литературе.
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в
7 и 8 классах – 2 часа в неделю. Суммарно изучение литературы в
основной школе по программам основного общего образования
рассчитано на 442 часа.
Родной (русский) Рабочая программа по родному (русскому) языку на уровне
язык
основного общего образования подготовлена на основе ФГОС
ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской
Федерации,
утвержденной
распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р
(далее – Концепция преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации), а также федеральной рабочей программы
воспитания с учётом проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего
образования. Программа по родному (русскому) языку
ориентирована на сопровождение и поддержку русского языка,
входящего в предметную область «Русский язык и литература» В
содержании программы по родному (русскому) языку
предусматривается расширение сведений, имеющих отношение к
вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне

Английский язык

Немецкий язык

существования языка: к многообразным связям русского языка с
цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа
по родному (русскому) языку отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности те языковые аспекты,
которые обнаруживают прямую, непосредственную культурноисторическую обусловленность. Содержание программы по
родному (русскому) языку соответствует ФГОС ООО, опирается на
содержание, представленное в предметной области «Русский язык
и
литература»,
имеет
преимущественно
практикоориентированный характер. В программе по родному (русскому)
языку выделяются следующие блоки: «Язык и культура»,
«Культура речи», «Речь. Речевая деятельность. Текст».
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного
(русского) языка: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе –
34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 (1 час в неделю).
Рабочая программа по иностранному (английскому) языку на
уровне основного общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в ФГОС ООО, а также на основе
характеристики планируемых результатов духовно-нравственного
развития,
воспитания
и
социализации
обучающихся,
представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по иностранному (английскому) языку устанавливает
распределение обязательного предметного содержания по годам
обучения, последовательность их изучения с учётом особенностей
структуры иностранного (английского) языка, межпредметных
связей иностранного (английского) языка с содержанием учебных
предметов, изучаемых на уровне основного общего образования, с
учётом возрастных особенностей обучающихся. В программе по
иностранному (английскому) языку для основного общего
образования предусмотрено развитие речевых умений и языковых
навыков, представленных в федеральной рабочей программе по
иностранному (английскому)
языку начального
общего
образования, что обеспечивает преемственность между уровнями
общего образования. Изучение иностранного (английского) языка
направлено на формирование коммуникативной культуры
обучающихся, осознание роли иностранного языка как
инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия,
способствует общему речевому развитию обучающихся,
воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора,
воспитанию чувств и эмоций. Построение программы по
иностранному (английскому) языку имеет нелинейный характер и
основано на концентрическом принципе.
Общее число часов, рекомендованных для изучения иностранного
(английского) языка – 510 часов: в 5 классе – 102 час (3 часа в
неделю), в 6 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 7 классе – 102
часа (3 часа в неделю), в 8 классе –102 часа (3 часа в неделю), в 9
классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Рабочая программа по иностранному (немецкому) языку на уровне
основного общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы,

Математика

представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленной в
федеральной рабочей программе воспитания. Программа по
иностранному (немецкому) языку устанавливает распределение
обязательного предметного содержания по годам обучения,
последовательность их изучения с учётом особенностей структуры
немецкого
языка,
межпредметных
связей
иностранного
(немецкого) языка с содержанием учебных предметов, изучаемых
на уровне основного общего образования с учётом возрастных
особенностей обучающихся. В программе по иностранному
(немецкому) языку для основного общего образования
предусмотрено развитие речевых умений и языковых навыков,
представленных в федеральной рабочей программе по
иностранному (немецкому) языку начального общего образования,
что обеспечивает преемственность между уровнями общего
образования. Изучение иностранного (немецкого) языка
направлено на формирование коммуникативной культуры
обучающихся, способствует общему речевому развитию
обучающихся,
воспитанию
гражданской
идентичности,
расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций. Построение
программы по иностранному (немецкому) языку имеет нелинейный
характер и основано на концентрическом принципе.
На изучение иностранного (немецкого) языка уровне основного
общего образования отводится 510 часов: в 5 классе – 102 часа (3
часа в неделю), в 6 классе – 102 часа (3 часа неделю), в 7 классе –
102 часа (3 часа в неделю), в 8 классе –102 часа (3 часа в неделю), в
9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Рабочая программа по математике для обучающихся 5–6 классов
разработана на основе ФГОС ООО. В программе по математике
учтены идеи и положения Концепции развития математического
образования в Российской Федерации. Приоритетными целями
обучения математике в 5–6 классах являются продолжение
формирования основных математических понятий (число,
величина,
геометрическая
фигура),
обеспечивающих
преемственность и перспективность математического образования
обучающихся; развитие интеллектуальных и творческих
способностей
обучающихся,
познавательной
активности,
исследовательских умений, интереса к изучению математики;
подведение обучающихся на доступном для них уровне к
осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира;
формирование функциональной математической грамотности:
умения распознавать математические объекты в реальных
жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения
практико-ориентированных задач, интерпретировать полученные
результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации.
Основные линии содержания курса математики в 5–6 классах –
арифметическая и геометрическая, которые развиваются
параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако,
не независимо одна от другой, а в тесном контакте и
взаимодействии. Также в курсе математики происходит знакомство
с элементами алгебры и описательной статистики. На изучение

Алгебра

Геометрия

учебного курса «Математика» отводится 340 часов: в 5 классе – 170
часов (5 часов в неделю), в 6 классе – 170 часов (5 часов в неделю).
Рабочая программа по алгебре для обучающихся 7–9 классов
разработана на основе ФГОС ООО. В программе учтены идеи и
положения Концепции развития математического образования в
Российской Федерации. Алгебра является одним из опорных курсов
основного общего образования: она обеспечивает изучение других
дисциплин, как естественно-научного, так и гуманитарного циклов,
её освоение необходимо для продолжения образования и в
повседневной жизни. Развитие у обучающихся научных
представлений о происхождении и сущности алгебраических
абстракций, способе отражения математической наукой явлений и
процессов в природе и обществе, роли математического
моделирования в научном познании и в практике способствует
формированию научного мировоззрения и качеств мышления,
необходимых для адаптации в современном цифровом обществе.
Изучение алгебры обеспечивает развитие умения наблюдать,
сравнивать, находить закономерности, требует критичности
мышления, способности аргументированно обосновывать свои
действия и выводы, формулировать утверждения. Освоение курса
алгебры
обеспечивает
развитие
логического
мышления
обучающихся. Обучение алгебре предполагает значительный объём
самостоятельной
деятельности
обучающихся,
поэтому
самостоятельное
решение
задач
является
реализацией
деятельностного принципа обучения.
В структуре программы учебного курса «Алгебра» для основного
общего образования основное место занимают содержательнометодические линии: «Числа и вычисления», «Алгебраические
выражения», «Уравнения и неравенства», «Функции». Рабочая
программа учебного курса «Алгебра» разработана с учетом рабочей
программы воспитания. Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность.
На изучение учебного курса «Алгебра» отводится 306 часов: в 7
классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 8 классе – 102 часа (3 часа в
неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Рабочая программа по геометрии для обучающихся 7–9 классов
разработана на основе ФГОС ООО. В программе учтены идеи и
положения Концепции развития математического образования в
Российской Федерации. Геометрия как один из основных разделов
школьной математики, имеющий своей целью обеспечить изучение
свойств и размеров фигур, их отношений и взаимное расположение,
опирается на логическую, доказательную линию. Ценность
изучения геометрии на уровне основного общего образования
заключается в том, что обучающийся учится проводить
доказательные рассуждения, строить логические умозаключения,
доказывать истинные утверждения и строить контрпримеры к
ложным, проводить рассуждения «от противного», отличать
свойства от признаков, формулировать обратные утверждения.
Учебный курс «Геометрия» включает следующие основные
разделы содержания: «Геометрические фигуры и их свойства»,
«Измерение геометрических величин», «Декартовы координаты на

Вероятность
статистика

История

плоскости», «Векторы», «Движения плоскости», «Преобразования
подобия».
На изучение учебного курса «Геометрия» отводится 204 часа: в 7
классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в
неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
и Рабочая программа учебного курса «Вероятность и статистика»
нацелена на формирование у обучающихся функциональной
грамотности, включающей в себя в качестве неотъемлемой
составляющей умение воспринимать и критически анализировать
информацию, представленную в различных формах, понимать
вероятностный характер многих реальных процессов и
зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.
Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора,
анализа и представления данных из различных сфер жизни
общества и государства приобщает обучающихся к общественным
интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки
организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в
прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт
математический фундамент для формирования компетенций в
области информатики и цифровых технологий. При изучении
статистики
и
вероятности
обогащаются
представления
обучающихся о современной картине мира и методах его
исследования, формируется понимание роли статистики как
источника социально значимой информации и закладываются
основы вероятностного мышления.
В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика»,
в который входят разделы: «Представление данных и описательная
статистика»,
«Вероятность»,
«Элементы
комбинаторики»,
«Введение в теорию графов».
На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится
102 часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа
(1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа по учебному предмету «История» включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы по истории, тематическое
планирование. Место предмета «История» в системе школьного
образования
определяется
его
познавательным
и
мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом,
вкладом в становление личности молодого человека. История
представляет собирательную картину жизни людей во времени, их
социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит
важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем
социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны
и мира в целом. История дает возможность познания и понимания
человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью
школьного
исторического
образования
является
формирование и развитие личности школьника, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров
на основе осмысления и освоения исторического опыта своей
страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего
исторические знания и предметные умения в учебной и социальной
практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся

Обществознание

Информатика

целостной картины российской и мировой истории, понимание
места и роли современной России в мире, важности вклада каждого
ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую
историю, формирование личностной позиции по отношению к
прошлому и настоящему Отечества.
На изучение предмета «История» в 5-8 классах отводится по 68
часов (2 часа в неделю), в 9 классе 85 часов (из них 17 часов
составляет модуль «Введение в новейшую историю России»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе
положений и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего
образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного
предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания. Обществознание
играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции
молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста
особенности современного общества, различные аспекты
взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с
основными институтами государства и гражданского общества,
регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском
обществе и направлениях его развития в современных условиях, об
основах конституционного строя нашей страны, правах и
обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию
российской гражданской идентичности, готовности к служению
Отечеству,
приверженности
национальным
ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников
социальной информации помогает обучающимся освоить язык
современной
культурной,
социально-экономической
и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование
метапредметных умений извлекать необходимые сведения,
осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в
мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию
и утверждению собственного «Я», формированию способности к
рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в
обществе.
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по
9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения
составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году
обучения составляет 1 час.
Рабочая программа по информатике на уровне основного общего
образования составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной
рабочей программы воспитания. Информатика в основном общем
образовании отражает сущность информатики как научной
дисциплины,
изучающей
закономерности
протекания
и
возможности автоматизации информационных процессов в
различных системах; основные области применения информатики,

Информационная
культура

прежде всего информационные технологии, управление и
социальную сферу; междисциплинарный характер информатики и
информационной деятельности.
Изучение информатики оказывает существенное влияние на
формирование мировоззрения обучающегося, его жизненную
позицию,
закладывает
основы
понимания
принципов
функционирования и использования информационных технологий
как необходимого инструмента практически любой деятельности и
одного из наиболее значимых технологических достижений
современной цивилизации. Многие предметные знания и способы
деятельности,
освоенные
обучающимися
при
изучении
информатики, находят применение как в рамках образовательного
процесса при изучении других предметных областей, так и в иных
жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования
качеств личности, то есть ориентированы на формирование
метапредметных и личностных результатов обучения. Содержание
учебного предмета представлено в виде четырёх тематических
разделов: цифровая грамотность; теоретические основы
информатики; алгоритмы и программирование; информационные
технологии.
На изучение информатики на базовом уровне отводится 102 часа: в
7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа по предмету «Информационная культура» для
учащихся 5-6 классов составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а
также федеральной рабочей программы воспитания. Учебный
предмет «Информационная культура» в 5-6 классах отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности протекания и возможности автоматизации
информационных процессов в различных системах; основные
области применения информатики, прежде всего информационные
технологии, управление и социальную сферу; междисциплинарный
характер информатики и информационной деятельности.
Обязательная часть учебного плана основной образовательной
программы основного общего образования не предусматривает
обязательное изучение курса информатики в 5–6 классах. Время на
данный курс образовательная организация выделяет за счѐт части
учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений. Программа по Информационной культуре для 5–6
классов составлена из расчѐта общей учебной нагрузки 68 часов за
2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6
классе. Первое знакомство современных школьников с базовыми
понятиями информатики происходит на уровне начального общего
образования в рамках логико-алгоритмической линии курса
математики; в результате изучения всех без исключения предметов
на уровне начального общего образования начинается
формирование компетентности учащихся в сфере информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) и Информационной
культуры, необходимой им для дальнейшего обучения. Курс
информатики основной школы опирается на опыт постоянного

Физика

Биология

применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даѐт теоретическое
осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение
Информационной культуры в 5–6 классах поддерживает
непрерывность подготовки школьников в этой области и
обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу
для изучения курса информатики основной школы в 7–9 классах.
Рабочая программа по физике на уровне основного общего
образования составлена на основе положений и требований к
результатам освоения на базовом уровне основной образовательной
программы, представленных в ФГОС ООО, а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания и Концепции
преподавания учебного предмета «Физика». Содержание
программы
по
физике
направлено
на
формирование
естественно­научной грамотности обучающихся и организацию
изучения физики на деятельностной основе. В программе по физике
учитываются возможности учебного предмета в реализации
требований ФГОС ООО к планируемым личностным и
метапредметным результатам обучения, а также межпредметные
связи естественно­научных учебных предметов на уровне
основного общего образования. Одна из главных задач физического
образования в структуре общего образования состоит в
формировании естественно­научной грамотности и интереса к
науке у обучающихся. Изучение физики на базовом уровне
предполагает
овладение
следующими
компетентностями,
характеризующими естественно­научную грамотность: научно
объяснять явления; оценивать и понимать особенности научного
исследования; интерпретировать данные и использовать научные
доказательства для получения выводов.
На изучение физики (базовый уровень) на уровне основного общего
образования отводится 238 часов: в 7 классе – 68 часов (2 часа в
неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 102
часа (3 часа в неделю).
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего
образования составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной
рабочей программы воспитания.
Программа по биологии направлена на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся и организацию изучения
биологии на деятельностной основе. В программе по биологии
учитываются возможности учебного предмета в реализации
требований ФГОС ООО к планируемым личностным и
метапредметным результатам обучения, а также реализация
межпредметных связей естественно-научных учебных предметов
на уровне основного общего образования.
В программе по биологии определяются основные цели изучения
биологии на уровне основного общего образования, планируемые
результаты освоения программы по биологии: личностные,
метапредметные,
предметные.
Предметные
планируемые
результаты даны для каждого года изучения биологии. Биология
развивает представления о познаваемости живой природы и
методах её познания, позволяет сформировать систему научных

Химия

знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и
применять в жизненных ситуациях. Биологическая подготовка
обеспечивает понимание обучающимися научных принципов
человеческой деятельности в природе, закладывает основы
экологической культуры, здорового образа жизни.
Целями изучения биологии на уровне основного общего
образования являются: формирование системы знаний о признаках
и процессах жизнедеятельности биологических систем разного
уровня организации; системы знаний об особенностях строения,
жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его
здоровья; умений применять методы биологической науки для
изучения биологических систем, в том числе организма человека;
умений использовать информацию о современных достижениях в
области биологии для объяснения процессов и явлений живой
природы и жизнедеятельности собственного организма; умений
объяснять роль биологии в практической деятельности людей,
значение биологического разнообразия для сохранения биосферы,
последствия деятельности человека в природе; экологической
культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны
окружающей среды.
Общее число часов, отведенных для изучения биологии, составляет
238 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа
(1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе –
68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа по химии на уровне основного общего
образования составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также на основе
федеральной рабочей программы воспитания и с учётом концепции
преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных
организациях Российской Федерации. Знание химии служит
основой для формирования мировоззрения обучающегося, его
представлений о материальном единстве мира, важную роль играют
формируемые химией представления о взаимопревращениях
энергии и об эволюции веществ в природе, о путях решения
глобальных проблем устойчивого развития человечества –
сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности,
проблем здравоохранения.
Изучение химии способствует реализации возможностей для
саморазвития и формирования культуры личности, её общей и
функциональной грамотности; вносит вклад в формирование
мышления и творческих способностей обучающихся, навыков их
самостоятельной учебной деятельности, экспериментальных и
исследовательских умений, необходимых как в повседневной
жизни, так и в профессиональной деятельности; знакомит со
спецификой научного мышления, закладывает основы целостного
взгляда на единство природы и человека, является ответственным
этапом в формировании естественно-научной грамотности
обучающихся;
способствует
формированию
ценностного
отношения к естественно-научным знаниям, к природе, к человеку,
вносит свой вклад в экологическое образование обучающихся. Курс
химии на уровне основного общего образования ориентирован на

Музыка

освоение обучающимися системы первоначальных понятий химии,
основ неорганической химии и некоторых отдельных значимых
понятий органической химии. Освоение программы по химии
способствует формированию представления о химической
составляющей научной картины мира в логике её системной
природы, ценностного отношения к научному знанию и методам
познания в науке. Изучение химии происходит с привлечением
знаний из ранее изученных учебных предметов: «Окружающий
мир», «Биология. 5–7 классы» и «Физика. 7 класс». При изучении
химии происходит формирование знаний основ химической науки
как области современного естествознания, практической
деятельности человека и как одного из компонентов мировой
культуры.
Общее число часов, отведённых для изучения химии на уровне
основного общего образования, составляет 136 часов: в 8 классе –
68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы по музыке. Пояснительная записка
отражает общие цели и задачи изучения музыки, место в структуре
учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
планируемым результатам. Содержание обучения раскрывает
содержательные линии, которые предлагаются для изучения на
уровне основного общего образования. Содержание обучения
завершается перечнем универсальных учебных действий
(познавательных, коммуникативных и регулятивных), которые
возможно формировать средствами музыки с учётом возрастных
особенностей обучающихся на уровне основного общего
образования. Планируемые результаты освоения программы по
музыке включают личностные, метапредметные и предметные
результаты за весь период обучения на уровне основного общего
образования.
Изучение
музыки
обеспечивает
развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающегося,
развивает его абстрактное мышление, память и воображение,
формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта,
способствует самореализации и самопринятию личности.
Музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в
эстетическое
и
нравственное
развитие
обучающегося,
формирование всей системы ценностей. Основная цель реализации
программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как
части всей духовной культуры обучающихся. Изучение музыки
предполагает
активную
социокультурную
деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах,
в том числе основанных на межпредметных связях с такими
учебными предметами, как изобразительное искусство, литература,
география, история, обществознание, иностранный язык.
Содержание учебного предмета структурно представлено девятью
модулями
(тематическими
линиями),
обеспечивающими
преемственность с образовательной программой начального
общего образования и непрерывность изучения учебного предмета:
инвариантные модули:
модуль № 1 «Музыка моего края»;

модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Русская классическая музыка»;
модуль № 4 «Жанры музыкального искусства»
вариативные модули:
модуль № 5 «Музыка народов мира»;
модуль № 6 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 7 «Духовная музыка»;
модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и
направления»;
модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства»;
Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки, – 136
часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1
час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34
часа (1 час в неделю).
Технология
Программа по технологии интегрирует знания по разным учебным
предметам и является одним из базовых для формирования у
обучающихся
функциональной
грамотности,
техникотехнологического, проектного, креативного и критического
мышления на основе практико-ориентированного обучения и
системно-деятельностного подхода в реализации содержания.
Программа по технологии знакомит обучающихся с различными
технологиями, в том числе материальными, информационными,
коммуникационными, когнитивными, социальными. В рамках
освоения программы по технологии происходит приобретение
базовых навыков работы с современным технологичным
оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с
миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в
сферах трудовой деятельности. Программа по технологии
конкретизирует содержание, предметные, метапредметные и
личностные
результаты.
Стратегическими
документами,
определяющими направление модернизации содержания и методов
обучения, являются ФГОС ООО и Концепция преподавания
предметной области «Технология».
Основной целью освоения технологии является формирование
технологической
грамотности,
глобальных
компетенций,
творческого мышления. Программа по технологии построена по
модульному принципу. Модульная программа по технологии – это
система логически завершённых блоков (модулей) учебного
материала, позволяющих достигнуть конкретных образовательных
результатов, предусматривающая разные образовательные
траектории её реализации. Модульная программа включает
инвариантные (обязательные) модули и вариативные.
Общее число часов, рекомендованных для изучения технологии, –
272 часа: в 5 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе – 68
часов (2 часа в неделю), в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в
неделю).
Основы духовно- Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры
нравственной
народов России» составлена в соответствии с требованиями
культуры народов Федерального государственного образовательного стандарта
России
основного общего образования (ФГОС ООО), требованиями к
результатам освоения программы основного общего образования

Физическая
культура

(личностным,
метапредметным,
предметным);
основными
подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования. В программе
по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего
образования, а также учитываются возрастные и психологические
особенности обучающихся на ступени основного общего
образования, необходимость формирования межпредметных
связей.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают
возможность систематизировать, расширять и углублять
полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и
представления о структуре и закономерностях развития социума, о
прошлом и настоящем родной страны, находить в истории
российского общества существенные связи с традиционной
духовно-нравственной культурой России, определять свою
идентичность как члена семьи, школьного коллектива,
региональной общности, гражданина страны с опорой на
традиционные духовно-нравственные ценности. В процессе
изучения курса обучающиеся получают представление о
существенных взаимосвязях между материальной и духовной
культурой, обусловленности культурных реалий современного
общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются
основные компоненты культуры, её исторические и современные
особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного
идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и
воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как
гражданина своего Отечества), формирование исторической
памяти.
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов
России" изучается в 5-6 классе. Всего часов по учебному плану: 34.
Общая недельная нагрузка обучения составляет 1час в неделю: 34
часа в 5 классе, 34 часа в 6 классе
Рабочая программа по физической культуре на уровне основного
общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы ФГОС
ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе
воспитания. Основной целью программы по физической культуре
является формирование разносторонне физически развитой
личности, способной активно использовать ценности физической
культуры для укрепления и длительного сохранения собственного
здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации
активного отдыха. В целях усиления мотивационной составляющей
учебного предмета «Физическая культура», придания ей личностно
значимого смысла, содержание программы по физической культуре
представляется системой модулей, которые входят структурными
компонентами в раздел «Физическое совершенствование».
Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов
спорта и в своём предметном содержании ориентируются на

всестороннюю физическую подготовленность обучающихся,
освоение ими технических действий и физических упражнений,
содействующих обогащению двигательного опыта. Вариативные
модули объединены модулем «Спорт». Основной содержательной
направленностью вариативных модулей является подготовка
обучающихся
к
выполнению
нормативных
требований
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне» (далее – ГТО), активное вовлечение их в
соревновательную деятельность. В программе по физической
культуре учитываются личностные и метапредметные результаты,
зафиксированные в ФГОС ООО.
Общее число часов, рекомендованных для изучения физической
культуры на уровне основного общего образования, – 510 часов: в
5 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 6 классе – 102 часа (3 часа в
неделю), в 7 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 8 классе – 102
часа (3 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Вариативные модули рабочей программы, включая и модуль
«Базовая физическая подготовка», могут быть реализованы за счет
часов внеурочной деятельности, а также в форме сетевого
взаимодействия с организациями системы дополнительного
образования.
Основы
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности
безопасности
разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета
жизнедеятельности «Основы безопасности жизнедеятельности», требований к
результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования с учётом распределённых
по модулям проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету ОБЖ, федеральной рабочей
программы воспитания. В Программе содержание учебного
предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность
изучения предмета на уровне основного общего образования и
преемственность учебного процесса на уровне среднего общего
образования:
модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе»;
модуль № 2 «Безопасность в быту»;
модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»;
модуль № 5 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»;
модуль № 7 «Безопасность в социуме»;
модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль №10 «Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного
предмета ОБЖ на уровне основного общего образования
Программа предполагает внедрение универсальной структурно-

логической схемы изучения учебных модулей (тематических
линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть
опасность → по возможности её избегать → при необходимости
действовать». Учебный материал систематизирован по сферам
возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и
бытовые условия; улица и общественные места; природные
условия; коммуникационные связи и каналы; объекты и
учреждения культуры и пр. Изучение ОБЖ направлено на
обеспечение
формирования
базового
уровня
культуры
безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у
обучающихся умений распознавать угрозы, избегать опасности,
нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные
вопросы социального характера, грамотно вести себя в
чрезвычайных ситуациях. Такой подход содействует закреплению
навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья
человека, формированию необходимых для этого волевых и
морально-нравственных
качеств,
предоставляет
широкие
возможности для эффективной социализации, необходимой для
успешной адаптации обучающихся к современной техносоциальной и информационной среде, способствует проведению
мероприятий профилактического характера в сфере безопасности.
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне основного
общего образования является формирование у обучающихся
базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в
соответствии с современными потребностями личности, общества
и
государства.
Изучение
учебного
предмета
ОБЖ
предусматривается в течение двух лет, в 8–9 классах по 1 часу в
неделю. Всего на изучение предмета ОБЖ отводится 68 часов, из
них по 34 часа в каждом классе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».