Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана ООП СОО

Аннотации
к рабочим программам по предметам учебного плана ООП СОО
(ФГОС СОО, ФОП СОО)
Рабочие программы по учебным предметам являются частью ООП СОО,
определяют содержание, планируемые результаты, тематическое и поурочное
планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования
электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
При составлении рабочих программ использовались материалы сайта Единое
содержание общего образования https://edsoo.ru/, конструктор рабочих программ
https://edsoo.ru/constructor/.
Предмет
Русский язык

Аннотация к РП
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне
среднего общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а
также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом
Концепции преподавания русского языка и литературы в
российской
федерации
(утверждённой
распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р)
и подлежит непосредственному применению при реализации
обязательной части ФОП СОО.
Как государственный язык и язык межнационального общения
русский язык является средством коммуникации всех народов
Российской Федерации, основой их социально-экономической,
культурной и духовной консолидации. Изучение русского языка
способствует усвоению обучающимися традиционных российских
духовно-нравственных ценностей; воспитанию нравственности,
любви к Родине, ценностного отношения к русскому языку;
формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов
России и мира; развитию эмоционального интеллекта, способности
понимать и уважать мнение других людей.
Русский
язык,
обеспечивая
коммуникативное
развитие
обучающихся, является в школе не только предметом изучения, но
и средством овладения другими учебными дисциплинами в сфере
гуманитарных, естественных, математических и других наук.
Владение
русским
языком
оказывает
непосредственное
воздействие на качество усвоения других учебных предметов, на
процессы формирования универсальных интеллектуальных
умений, навыков самоорганизации и самоконтроля.
Важнейшей составляющей учебного предмета «Русский язык» на
уровне среднего общего образования являются элементы
содержания, ориентированные на формирование и развитие
функциональной (читательской) грамотности обучающихся –
способности свободно использовать навыки чтения с целью
извлечения информации из текстов разных форматов (гипертексты,
графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия,
трансформации, интерпретации и использования в практической
деятельности.
Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего
образования обеспечивает общекультурный уровень молодого

Литература

Английский язык

человека, способного к продолжению обучения в системе среднего
профессионального и высшего образования.
В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык
и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст»,
«Функциональная стилистика. Культура речи».
На изучение русского языка в 10–11 классах среднего общего
образования в учебном плане отводится 136 часов: в 10 классе – 68
часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа по литературе на уровне среднего общего
образования составлена на основе Требований к результатам
освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также
федеральной программы воспитания, с учётом Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации,
утверждённой
распоряжением
Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.№ 637-р (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2016, № 17, ст.2424)
иподлежит непосредственному применению при реализации
обязательной части ООП СОО.
Учебный предмет «Литература» способствует формированию
духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения,
так как занимает ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в
становлении основ их миропонимания и национального
самосознания. Основу содержания литературного образования в
10–11 классах составляют чтение и изучение выдающихся
произведений отечественной и зарубежной литературы второй
половины ХIХ – начала ХХI века с целью формирования
целостного
восприятия
и
понимания
художественного
произведения, умения его анализировать и интерпретировать в
соответствии с возрастными особенностями старшеклассников, их
литературным развитием, жизненным и читательским опытом.
Литературное образование в средней школе преемственно по
отношению к курсу литературы в основной школе. Происходит
углубление межпредметных связей с курсом русского языка,
истории и предметов художественного цикла, что способствует
формированию художественного вкуса и эстетического отношения
к окружающему миру.
В рабочей программе учебного предмета «Литература» учтены
этапы российского историко-литературного процесса второй
половины ХIХ – начала ХХI века, представлены разделы,
включающие произведения литератур народов России и
зарубежной литературы.
На изучение литературы в 10–11 классах среднего общего
образования на базовом уровне в учебном плане отводится 204 часа:
в 10 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе - 103 часа (3
часа в неделю).
Программа по английскому языку устанавливает распределение
обязательного предметного содержания по годам обучения,
предусматривает
примерный
ресурс
учебного
времени,
выделяемого на изучение тем/разделов курса, учитывает
особенности изучения английского языка, исходя из его
лингвистических особенностей и структуры родного (русского)

Немецкий язык

языка обучающихся, межпредметных связей иностранного
(английского) языка с содержанием других учебных предметов,
изучаемых в 10–11 классах, а также с учётом возрастных
особенностей обучающихся. Содержание программы по
английскому языку для уровня среднего общего образования имеет
особенности, обусловленные задачами развития, обучения и
воспитания, обучающихся заданными социальными требованиями
к уровню развития их личностных и познавательных качеств,
предметным содержанием системы среднего общего образования, а
также
возрастными
психологическими
особенностями
обучающихся 16 –17 лет.
Учебному предмету
«Иностранный
(английский) язык»
принадлежит важное место в системе среднего общего образования
и воспитания современного обучающегося в условиях
поликультурного и многоязычного мира. Изучение иностранного
языка направлено на формирование коммуникативной культуры
обучающихся, осознание роли языка как инструмента
межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует
их общему речевому развитию, воспитанию гражданской
идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и
эмоций.
Общее число часов для изучения иностранного (английского) языка
– 204 часа: в 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе –
102 часа (3 часа в неделю).
Программа по немецкому языку на уровне среднего общего
образования разработана на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы среднего общего
образования, представленных в ФГОС СОО, и устанавливает
распределение обязательного предметного содержания по годам
обучения; предусматривает примерный ресурс учебного времени,
выделяемого на изучение тем/разделов курса, учитывает
особенности изучения немецкого языка, исходя из его
лингвистических особенностей и структуры родного (русского)
языка обучающихся, межпредметных связей иностранного
(немецкого) языка с содержанием других учебных предметов,
изучаемых в 10–11 классах, а также с учётом возрастных
особенностей обучающихся. В программе по немецкому языку для
уровня среднего общего образования предусмотрено дальнейшее
совершенствование сформированных иноязычных речевых умений
обучающихся и использование ими языковых средств,
представленных в программах по немецкому языку начального
общего и основного общего образования, что обеспечивает
преемственность между уровнями общего образования по
иностранному (немецкому) языку. При этом содержание
Программы среднего общего образования имеет особенности,
обусловленные задачами развития, обучения и воспитания
обучающихся заданными социальными требованиями к уровню
развития их личностных и познавательных качеств, предметным
содержанием системы среднего общего образования, а также
возрастными психологическими особенностями обучающихся 16 –
17 лет.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
представлены в программе с учётом особенностей преподавания
немецкого языка на базовом уровне среднего общего образования
на основе отечественных методических традиций построения
учебного курса немецкого языка и в соответствии с новыми
реалиями и тенденциями развития общего образования.
Учебному предмету «Иностранный (немецкий) язык (базовый
уровень)» принадлежит важное место в системе среднего общего
образования и воспитания современного обучающегося в условиях
поликультурного и многоязычного мира. Изучение иностранного
языка направлено на формирование коммуникативной культуры
обучающихся, осознание роли языка как инструмента
межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует
их общему речевому развитию, воспитанию гражданской
идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и
эмоций.
Общее число часов, рекомендованных для изучения «Иностранного
(немецкого) языка (базовый уровень)» – 204 часа: в 10 классе – 102
часа (3 часа в неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Алгебра (базовый Рабочая программа учебного курса «Алгебра и начала
уровень)
математического анализа» базового уровня для обучающихся 10 –
11 классов разработана на основе ФГОС СОО, ФОП СОО, с учётом
Рабочей программы воспитания и современных мировых
требований, предъявляемых к математическому образованию, и
традиций российского образования. Реализация программы
обеспечивает
овладение
ключевыми
компетенциями,
составляющими основу для саморазвития и непрерывного
образования, целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития личности обучающихся. В рабочей
программе учтены идеи и положения «Концепции развития
математического образования в Российской Федерации».
Курс «Алгебра и начала математического анализа» является одним
из наиболее значимых в программе старшей школы, поскольку, с
одной стороны, он обеспечивает инструментальную базу для
изучения всех естественно-научных курсов, а с другой стороны,
формирует логическое и абстрактное мышление учащихся на
уровне, необходимом для освоения курсов информатики,
обществознания, истории, словесности. В рамках данного курса
учащиеся овладевают универсальным языком современной науки,
которая формулирует свои достижения в математической форме.
Курс алгебры и начал математического анализа закладывает основу
для успешного овладения законами физики, химии, биологии,
понимания основных тенденций экономики и общественной жизни,
позволяет ориентироваться в современных цифровых и
компьютерных технологиях, уверенно использовать их в
повседневной жизни. В тоже время овладение абстрактными и
логически строгими математическими конструкциями развивает
умение находить закономерности, обосновывать истинность
утверждения, использовать обобщение и конкретизацию,
абстрагирование и аналогию, формирует креативное и критическое
мышление. В ходе изучения алгебры и начал математического
анализа в старшей школе учащиеся получают новый опыт решения

Алгебра
(углубленный
уровень)

прикладных задач, самостоятельного построения математических
моделей реальных ситуаций и интерпретации полученных
решений,
знакомятся
с
примерами
математических
закономерностей в природе, науке и в искусстве, с выдающимися
математическими открытиями и их авторами.
Курс обладает значительным воспитательным потенциалом,
который реализуется как через учебный материал, способствующий
формированию научного мировоззрения, так и через специфику
учебной
деятельности,
требующей
самостоятельности,
аккуратности, продолжительной концентрации внимания и
ответственности за полученный результат.
Структура курса «Алгебра и начала математического анализа»
включает следующие содержательно-методические линии: «Числа
и вычисления», «Функции и графики», «Уравнения и неравенства»,
«Начала математического анализа», «Множества и логика». Все
основные содержательно-методические линии изучаются на
протяжении двух лет обучения в старшей школе, естественно
дополняя друг друга и постепенно насыщаясь новыми темами и
разделами. Данный курс является интегративным, поскольку
объединяет в себе содержание нескольких математических
дисциплин: алгебра, тригонометрия, математический анализ,
теория множеств и др.
В учебном плане на изучение курса алгебры и начал
математического анализа на базовом уровне отводится 2 часа в
неделю в 10 классе и 3 часа в неделю в 11 классе, всего за два года
обучения – 170 часов.
Рабочая программа учебного курса «Алгебра и начала
математического анализа» углубленного уровня для обучающихся
10 –11 классов разработана на основе ФГОС СОО, ФОП СОО, с
учётом Рабочей программы воспитания и современных мировых
требований, предъявляемых к математическому образованию, и
традиций российского образования. Реализация программы
обеспечивает
овладение
ключевыми
компетенциями,
составляющими основу для саморазвития и непрерывного
образования, целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития личности обучающихся. В рабочей
программе учтены идеи и положения «Концепции развития
математического образования в Российской Федерации».
Курс «Алгебра и начала математического анализа» является одним
из наиболее значимых в программе старшей школы, поскольку, с
одной стороны, он обеспечивает инструментальную базу для
изучения всех естественно-научных курсов, а с другой стороны,
формирует логическое и абстрактное мышление учащихся на
уровне, необходимом для освоения курсов информатики,
обществознания, истории, словесности. В рамках данного курса
учащиеся овладевают универсальным языком современной науки,
которая формулирует свои достижения в математической форме.
Курс алгебры и начал математического анализа закладывает основу
для успешного овладения законами физики, химии, биологии,
понимания основных тенденций экономики и общественной жизни,
позволяет ориентироваться в современных цифровых и
компьютерных технологиях, уверенно использовать их в

Геометрия
(базовый уровень)

повседневной жизни. В тоже время овладение абстрактными и
логически строгими математическими конструкциями развивает
умение находить закономерности, обосновывать истинность
утверждения, использовать обобщение и конкретизацию,
абстрагирование и аналогию, формирует креативное и критическое
мышление. В ходе изучения алгебры и начал математического
анализа в старшей школе учащиеся получают новый опыт решения
прикладных задач, самостоятельного построения математических
моделей реальных ситуаций и интерпретации полученных
решений,
знакомятся
с
примерами
математических
закономерностей в природе, науке и в искусстве, с выдающимися
математическими открытиями и их авторами.
Курс обладает значительным воспитательным потенциалом,
который реализуется как через учебный материал, способствующий
формированию научного мировоззрения, так и через специфику
учебной
деятельности,
требующей
самостоятельности,
аккуратности, продолжительной концентрации внимания и
ответственности за полученный результат.
Структура курса «Алгебра и начала математического анализа»
включает следующие содержательно-методические линии: «Числа
и вычисления», «Функции и графики», «Уравнения и неравенства»,
«Начала математического анализа», «Множества и логика». Все
основные содержательно-методические линии изучаются на
протяжении двух лет обучения в старшей школе, естественно
дополняя друг друга и постепенно насыщаясь новыми темами и
разделами. Данный курс является интегративным, поскольку
объединяет в себе содержание нескольких математических
дисциплин: алгебра, тригонометрия, математический анализ,
теория множеств и др.
На изучение учебного курса «Алгебра и начала математического
анализа» отводится 272 часа: в 10 классе – 136 часов (4 часа в
неделю), в 11 классе – 136 часов (4 часа в неделю).
Рабочая программа учебного курса «Геометрия» базового уровня
для обучающихся 10 –11 классов разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования, с учётом современных мировых
требований, предъявляемых к математическому образованию, и
традиций российского образования. Реализация программы
обеспечивает
овладение
ключевыми
компетенциями,
составляющими основу для саморазвития и непрерывного
образования, целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития личности обучающихся. Важность
учебного курса геометрии на уровне среднего общего образования
обусловлена практической значимостью метапредметных и
предметных результатов обучения геометрии в направлении
личностного
развития
обучающихся,
формирования
функциональной математической грамотности, изучения других
учебных дисциплин. Развитие у обучающихся правильных
представлений о сущности и происхождении геометрических
абстракций, соотношении реального и идеального, характере
отражения математической наукой явлений и процессов реального
мира, месте геометрии в системе наук и роли математического

Геометрия
(углубленный
уровень)

моделирования в научном познании и в практике способствует
формированию научного мировоззрения учащихся, а также качеств
мышления, необходимых для адаптации в современном обществе.
Геометрия является одним из базовых предметов на уровне
среднего общего образования, так как обеспечивает возможность
изучения как дисциплин естественно-научной направленности, так
и гуманитарной. Отличительной особенностью программы
является включение в курс стереометрии в начале его изучения
задач, решаемых на уровне интуитивного познания, и
определённым образом организованная работа над ними, что
способствуют развитию логического и пространственного
мышления, стимулирует протекание интуитивных процессов,
мотивирует к дальнейшему изучению предмета. Основные
содержательные линии курса «Геометрии» в 10–11 классах:
«Многогранники», «Прямые и плоскости в пространстве», «Тела
вращения», «Векторы и координаты в пространстве».
Формирование логических умений распределяется не только по
содержательным линиям, но и по годам обучения на уровне
среднего общего образования.
Содержание
образования,
соответствующее
предметным
результатам освоения рабочей программы, распределённым по
годам обучения, структурировано таким образом, чтобы овладение
геометрическими понятиями и навыками осуществлялось
последовательно и поступательно, с соблюдением принципа
преемственности, чтобы новые знания включались в общую
систему геометрических представлений обучающихся, расширяя и
углубляя её, образуя прочные множественные связи.
На изучение геометрии отводится 2 часа в неделю в 10 классе и 1
час в неделю в 11 классе, всего за два года обучения - 102 учебных
часа.
Цель освоения программы учебного курса «Геометрия» на
углублённом уровне – развитие индивидуальных способностей
обучающихся при изучении геометрии, как составляющей
предметной области «Математика и информатика» через
обеспечение возможности приобретения и использования более
глубоких геометрических знаний и действий, специфичных
геометрии, и необходимых для успешного профессионального
образования, связанного с использованием математики.
Приоритетными задачами курса геометрии на углублённом уровне,
расширяющими и усиливающими курс базового уровня, являются:
расширение представления о геометрии как части мировой
культуры и формирование осознания взаимосвязи геометрии с
окружающим
миром;
формирование
представления
о
пространственных фигурах как о важнейших математических
моделях, позволяющих описывать и изучать разные явления
окружающего мира, знание понятийного аппарата по разделу
«Стереометрия» учебного курса геометрии;
формирование умения владеть основными понятиями о
пространственных фигурах и их основными свойствами, знание
теорем, формул и умение их применять, умения доказывать
теоремы и находить нестандартные способы решения задач;

формирование умения распознавать на чертежах, моделях и в
реальном мире многогранники и тела вращения, конструировать
геометрические модели; формирование понимания возможности
аксиоматического
построения
математических
теорий,
формирование понимания роли аксиоматики при проведении
рассуждений;
формирование
умения
владеть
методами
доказательств и алгоритмов решения, умения их применять,
проводить доказательные рассуждения в ходе решения
стереометрических задач и задач с практическим содержанием,
формирование представления о необходимости доказательств при
обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в
проведении
дедуктивных
рассуждений;
развитие
и
совершенствование интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся, познавательной активности, исследовательских
умений, критичности мышления, интереса к изучению геометрии;
формирование функциональной грамотности, релевантной
геометрии: умения распознавать проявления геометрических
понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных
ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления
зависимостей и закономерностей, моделирования реальных
ситуаций, исследования построенных моделей, интерпретации
полученных результатов.
Основными
содержательными
линиями
учебного
курса
«Геометрия» в 10–11 классах являются: «Прямые и плоскости в
пространстве», «Многогранники», «Тела вращения», «Векторы и
координаты в пространстве», «Движения в пространстве».
Переход к изучению геометрии на углублённом уровне позволяет:
создать условия для дифференциации обучения, построения
индивидуальных
образовательных
программ,
обеспечить
углублённое изучение геометрии как составляющей учебного
предмета
«Математика»;
подготовить
обучающихся
к
продолжению изучения математики с учётом выбора будущей
профессии, обеспечивая преемственность между общим и
профессиональным образованием.
На изучение учебного курса «Геометрия» на углублённом уровне
отводится 204 часа: в 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 11
классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Вероятность
и Рабочая программа учебного курса «Вероятность и статистика»
статистика
базового уровня для обучающихся 10 –11 классов разработана на
(базовый уровень) основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта среднего общего образования, с учётом современных
мировых требований, предъявляемых к математическому
образованию, и традиций российского образования. Реализация
программы обеспечивает овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для саморазвития и непрерывного
образования, целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития личности обучающихся. Учебный курс
«Вероятность и статистика» базового уровня является
продолжением и развитием одноимённого учебного курса базового
уровня основной школы. Курс предназначен для формирования у
обучающихся статистической культуры и понимания роли теории
вероятностей как математического инструмента для изучения

Вероятность
статистика
(углубленный
уровень)

случайных событий, величин и процессов. При изучении курса
обогащаются представления учащихся о методах исследования
изменчивого мира, развивается понимание значимости и общности
математических методов познания как неотъемлемой части
современного естественно-научного мировоззрения.
Содержание курса направлено на закрепление знаний, полученных
при изучении курса основной школы и на развитие представлений
о случайных величинах и взаимосвязях между ними на важных
примерах, сюжеты которых почерпнуты из окружающего мира.
В соответствии с указанными целями в структуре учебного курса
«Вероятность и статистика» средней школы на базовом уровне
выделены следующие основные содержательные линии:
«Случайные события и вероятности», «Случайные величины и
закон больших чисел». Важную часть курса занимает изучение
геометрического и биномиального распределений и знакомство с
их непрерывными аналогами ― показательным и нормальным
распределениями.
На изучение курса «Вероятность и статистика» на базовом уровне
отводится 1 час в неделю в течение каждого года обучения, всего
68 учебных часов.
и Учебный курс «Вероятность и статистика» углублённого уровня
является продолжением и развитием одноименного учебного курса
углублённого уровня на уровне среднего общего образования.
Учебный курс предназначен для формирования у обучающихся
статистической культуры и понимания роли теории вероятностей
как математического инструмента для изучения случайных
событий, величин и процессов. При изучении курса обогащаются
представления обучающихся о методах исследования изменчивого
мира, развивается понимание значимости и общности
математических методов познания как неотъемлемой части
современного естественно-научного мировоззрения.
Содержание учебного курса направлено на закрепление знаний,
полученных при изучении курса на уровне основного общего
образования, и на развитие представлений о случайных величинах
и взаимосвязях между ними на важных примерах, сюжеты которых
почерпнуты из окружающего мира. В результате у обучающихся
должно
сформироваться
представление
о
наиболее
употребительных и общих математических моделях, используемых
для описания антропометрических и демографических величин,
погрешностей в различные рода измерениях, длительности
безотказной работы технических устройств, характеристик
массовых явлений и процессов в обществе. Учебный курс является
базой для освоения вероятностно-статистических методов,
необходимых
специалистам
не
только
инженерных
специальностей, но также социальных и психологических,
поскольку современные общественные науки в значительной мере
используют аппарат анализа больших данных. Центральную часть
учебного курса занимает обсуждение закона больших чисел –
фундаментального закона природы, имеющего математическую
формализацию.
В соответствии с указанными целями в структуре учебного курса
«Вероятность и статистика» на углублённом уровне выделены

Информатика
(базовый уровень)

Информатика
(углубленный
уровень)

основные содержательные линии: «Случайные события и
вероятности» и «Случайные величины и закон больших чисел».
Помимо основных линий в учебный курс включены элементы
теории графов и теории множеств, необходимые для полноценного
освоения материала данного учебного курса и смежных
математических учебных курсов.
На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» на
углубленном уровне отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час
в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Программа по информатике на уровне среднего общего
образования даёт представление о целях, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «Информатика» на базовом уровне,
устанавливает
обязательное
предметное
содержание,
предусматривает его структурирование по разделам и темам,
определяет распределение его по классам (годам изучения). Курс
информатики на уровне среднего общего образования является
завершающим этапом непрерывной подготовки обучающихся в
области информатики и информационно-коммуникационных
технологий, он опирается на содержание курса информатики
уровня основного общего образования и опыт постоянного
применения информационно-коммуникационных технологий, даёт
теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого
опыта.
В содержании учебного предмета «Информатика» выделяются
четыре тематических раздела: «Цифровая грамотность»,
«Теоретические
основы
информатики»,
«Алгоритмы
и
программирование», «Информационные технологии».
Результаты базового уровня изучения учебного предмета
«Информатика» ориентированы в первую очередь на общую
функциональную грамотность, получение компетентностей для
повседневной жизни и общего развития. Базовый уровень изучения
информатики
обеспечивает
подготовку
обучающихся,
ориентированных
на
те
специальности,
в
которых
информационные
технологии
являются
необходимыми
инструментами профессиональной деятельности, участие в
проектной и исследовательской деятельности, связанной с
междисциплинарной и творческой тематикой, возможность
решения
задач
базового
уровня
сложности
Единого
государственного экзамена по информатике.
На изучение информатики (базовый уровень) отводится 68 часов: в
10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 33 часа (1 час в
неделю).
Программа по информатике (углублённый уровень) на уровне
среднего общего образования разработана на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы
среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, а
также
федеральной
рабочей
программы
воспитания.
Результаты углублённого уровня изучения учебного предмета
«Информатика» ориентированы на получение компетентностей для
последующей профессиональной деятельности как в рамках данной
предметной области, так и в смежных с ней областях.

В рамках углублённого уровня изучения информатики
обеспечивается целенаправленная подготовка обучающихся к
продолжению образования в организациях профессионального
образования по специальностям, непосредственно связанным с
цифровыми технологиями, таким как программная инженерия,
информационная безопасность, информационные системы и
технологии, мобильные системы и сети, большие данные и
машинное
обучение,
промышленный
интернет
вещей,
искусственный интеллект, технологии беспроводной связи,
робототехника, квантовые технологии, системы распределённого
реестра, технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на
углублённом уровне среднего общего образования – обеспечение
дальнейшего
развития
информационных
компетенций
обучающегося, его готовности к жизни в условиях развивающегося
информационного общества и возрастающей конкуренции на
рынке труда.
В содержании учебного предмета «Информатика» выделяются
четыре тематических раздела: «Цифровая грамотность»,
«Теоретические
основы
информатики»,
«Алгоритмы
и
программирование», «Информационные технологии».
Общее число часов для изучения информатики – 272 часа: в 10
классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 11 классе – 136 часов (4 часа
в неделю).
История (базовый Место истории в системе среднего общего образования
уровень)
определяется его познавательным и мировоззренческим значением,
воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности
человека. Целью школьного исторического образования является
формирование и развитие личности обучающегося, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров
на основе осмысления и освоения исторического опыта своей
страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего
исторические знания и предметные умения в учебной и социальной
практике. Задачи изучения истории направлены на углубление
социализации
обучающихся,
формирование
гражданской
ответственности и социальной культуры, соответствующей
условиям современного мира; освоение систематических знаний об
истории России и всеобщей истории XX – начала XXI в.;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству – многонациональному Российскому государству в
соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между
людьми и народами, в духе демократических ценностей
современного общества; формирование исторического мышления,
способности рассматривать события и явления с точки зрения их
исторической обусловленности и взаимосвязи, в развитии, в
системе координат «прошлое – настоящее – будущее»; работу с
комплексами источников исторической и социальной информации,
развитие
учебно-проектной
деятельности;
расширение
аксиологических знаний и опыта оценочной деятельности
(сопоставление различных версий и оценок исторических событий
и личностей, определение и выражение собственного отношения,
обоснование позиции при изучении дискуссионных проблем

История
(углубленный
уровень)

прошлого и современности); развитие практики применения знаний
и умений в социальной среде, общественной деятельности,
межкультурном общении.
Общее число часов, рекомендованных для изучения истории, – 136,
в 10–11 классах по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях.
Место предмета «История» в системе среднего общего образования
определяется его познавательным и мировоззренческим значением,
вкладом в становление личности молодого человека. История
представляет собирательную картину жизни людей во времени, их
социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит
важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем
социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны
и мира в целом. История дает возможность познания и понимания
человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Общей целью школьного исторического образования является
формирование и развитие личности обучающегося, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров
на основе осмысления и освоения исторического опыта своей
страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего
исторические знания и предметные умения в учебной и социальной
практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся
целостной картины российской и мировой истории, понимание
места и роли России в мире, важности вклада каждого её народа,
его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по отношению к прошлому и
настоящему Отечества. Задачи изучения истории направлены на
углубление
социализации
обучающихся,
формирование
гражданской
ответственности
и
социальной
культуры,
соответствующей условиям современного мира; освоение
систематических знаний об истории России и всеобщей истории XX
– начала XXI в.; воспитание обучающихся в духе патриотизма,
уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому
государству в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и
мира между людьми и народами, в духе демократических
ценностей современного общества; формирование исторического
мышления, способности рассматривать события и явления с точки
зрения их исторической обусловленности и взаимосвязи, в
развитии, в системе координат «прошлое – настоящее – будущее»;
работу с комплексами источников исторической и социальной
информации,
развитие
учебно-проектной
деятельности;
расширение аксиологических знаний и опыта оценочной
деятельности (сопоставление различных версий и оценок
исторических событий и личностей, определение и выражение
собственного отношения, обоснование позиции при изучении
дискуссионных проблем прошлого и современности); развитие
практики применения знаний и умений в социальной среде,
общественной деятельности, межкультурном общении, в
углубленных курсах – элементы ориентации на продолжение
образования в организациях профессионального образования
гуманитарного профиля (Концепция преподавания учебного курса
«История России» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные образовательные программы.

Обществознание
(базовый уровень)

Обществознание
(углубленный
уровень)

На изучение истории на углублённом уровне отводится 272 часа: в
10 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 11 классе – 136 часов (4
часа в неделю).
Рабочая программа по обществознанию на уровне среднего общего
образования (базовый уровень) составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования, в
соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание» (2018 г.), а также с учетом федеральной рабочей
программы воспитания. Рабочая программа по обществознанию на
уровне среднего общего образования реализует принцип
преемственности рабочих образовательных программ основного
общего и среднего общего образования. Учебный предмет
«Обществознание» играет ведущую роль в выполнении системой
образования функции интеграции молодежи в современное
общество и обеспечивает условия для формирования российской
гражданской
идентичности,
традиционных
ценностей
многонационального
российского
народа,
готовности
обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, труду
и творческому самовыражению, взаимодействию с другими
людьми на благо человека и общества. С учетом преемственности с
уровнем основного общего образования учебный предмет
«Обществознание» раскрывает теоретические знания, факты
социальной жизни; ценности и нормы, регулирующие
общественные отношения; социальные роли человека, его права,
свободы и обязанности как члена общества и гражданина
Российской Федерации; особенности современного российского
общества в единстве социальных сфер и институтов и роли России
в динамично изменяющемся мире; различные аспекты
межличностного и других видов социального взаимодействия, а
также взаимодействия людей и социальных групп с основными
институтами государства и гражданского общества и
регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
В соответствии с учебным планом предмет «Обществознание» на
базовом уровне изучается в 10 и 11 классах. Общее количество
учебного времени на два года обучения составляет 136 часов (68
часов в год). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет 2 часа.
Содержание учебного предмета «Обществознание» на углубленном
уровне ориентируется на систему теоретических знаний,
традиционные ценности российского общества, представленные на
базовом уровне, и обеспечивает преемственность по отношению к
обществоведческому курсу уровня основного общего образования
путём углублённого изучения ряда социальных процессов и
явлений. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных
компонентов содержания, включающих знания, социальные
навыки, нормы и принципы поведения людей в обществе, правовые
нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни.
Сохранение интегративного характера предмета на углублённом
уровне предполагает включение в его содержание тех компонентов,
которые создают целостное и достаточно полное представление обо

География

всех основных сторонах развития общества, о деятельности
человека как субъекта общественных отношений, а также о
способах их регулирования. Каждый из содержательных
компонентов, которые представлены и на базовом уровне,
раскрывается в углублённом курсе в более широком многообразии
связей и отношений. Кроме того, содержание предмета дополнено
рядом вопросов, связанных с логикой и методологией познания
социума различными социальными науками. Усилено внимание к
характеристике основных социальных институтов. В основу отбора
и построения учебного содержания положен принцип
многодисциплинарности обществоведческого знания. Разделы
курса отражают основы различных социальных наук.
Углубление теоретических представлений сопровождается
созданием условий для развития способности самостоятельного
получения знаний на основе освоения различных видов (способов)
познания, их применения при работе как с адаптированными, так и
неадаптированными источниками информации в условиях
возрастания роли массовых коммуникаций.
Содержание учебного предмета ориентировано на познавательную
деятельность, опирающуюся как на традиционные формы
коммуникации, так и на цифровую среду, интерактивные
образовательные технологии, визуализированные данные, схемы,
моделирование жизненных ситуаций.
Изучение обществознания на углублённом уровне предполагает
получение обучающимися широкого (развёрнутого) опыта
учебно­исследовательской деятельности, характерной для высшего
образования.
С учётом особенностей социального взросления обучающихся, их
личного социального опыта и осваиваемых ими социальных
практик, изменения их интересов и социальных запросов
содержание учебного предмета на углублённом уровне
обеспечивает обучающимся активность, позволяющую участвовать
в общественно значимых, в том числе волонтёрских, проектах,
расширяющих возможности профессионального выбора и
поступления в образовательные организации, реализующие
программы высшего образования.
На изучение обществознания на углубленном уровне отводится 272
часа: в 10 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 11 классе – 136
часов (4 часа в неделю).
Рабочая программа среднего общего образования на базовом
уровне
отражает
основные
требования
Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего
образования к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения образовательных программ и составлена с
учётом Концепции развития географического образования в
Российской Федерации, принятой на Всероссийском съезде
учителей географии и утверждённой Решением Коллегии
Министерства просвещения и науки Российской Федерации от
24.12.2018 года. В основу содержания учебного предмета положено
изучение единого и одновременно многополярного мира,
глобализации мирового развития, фокусирования на формировании
у обучающихся целостного представления о роли России в

современном мире. Факторами, определяющими содержательную
часть, явились интегративность, междисциплинарность, практико
ориентированность, экологизация и гуманизация географии, что
позволило более чётко представить географические реалии
происходящих
в
современном
мире
геополитических,
межнациональных и межгосударственных, социокультурных,
социально-экономических, геоэкологических событий и процессов.
Цели изучения географии на базовом уровне в средней школе
направлены на воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания
с другими народами, уважения культуры разных стран и регионов
мира, ценностных ориентаций личности посредством ознакомления
с важнейшими проблемами современности, c ролью России как
составной части мирового сообщества; воспитание экологической
культуры на основе приобретения знаний о взаимосвязи природы,
населения и хозяйства на глобальном, региональном и локальном
уровнях и формирование ценностного отношения к проблемам
взаимодействия человека и общества; формирование системы
географических знаний как компонента научной картины мира,
завершение формирования основ географической культуры и др.
Учебным планом на изучение географии на базовом уровне в 10-11
классах отводится 68 часов: по одному часу в неделю в 10 и 11
классах.
Физика (базовый Программа по физике базового уровня на уровне среднего общего
уровень)
образования разработана на основе положений и требований к
результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в ФГОС СОО, а также с учётом федеральной
рабочей программы воспитания и концепции преподавания
учебного предмета «Физика» в образовательных организациях
Российской Федерации, реализующих основные образовательные
программы.
Содержание программы по физике направлено на формирование
естественно-научной картины мира обучающихся 10–11 классов
при обучении их физике на базовом уровне на основе системнодеятельностного подхода. Программа по физике соответствует
требованиям ФГОС СОО к планируемым личностным, предметным
и метапредметным результатам обучения, а также учитывает
необходимость реализации межпредметных связей физики с
естественно-научными учебными предметами. В ней определяются
основные цели изучения физики на уровне среднего общего
образования, планируемые результаты освоения курса физики:
личностные, метапредметные, предметные (на базовом уровне).
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в
качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в
систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики –
системообразующий для естественно-научных учебных предметов,
поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений,
изучаемых химией, биологией, физической географией и
астрономией. Использование и активное применение физических
знаний определяет характер и развитие разнообразных технологий
в сфере энергетики, транспорта, освоения космоса, получения
новых материалов с заданными свойствами и других. Изучение
физики вносит основной вклад в формирование естественно-

научной картины мира обучающихся, в формирование умений
применять научный метод познания при выполнении ими учебных
исследований.
На изучение физики (базовый уровень) на уровне среднего общего
образования отводится 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в
неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Физика
Программа по физике на уровне среднего общего образования
(углубленный
разработана на основе положений и требований к результатам
уровень)
освоения основной образовательной программы, представленных в
ФГОС СОО, а также с учётом федеральной рабочей программы
воспитания и Концепции преподавания учебного предмета
«Физика» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные образовательные программы. проявления
своих интеллектуальных и творческих способностей каждым
обучающимся, которые необходимы для продолжения образования
в организациях профессионального образования по различным
физико-техническим и инженерным специальностям.
В программе по физике определяются планируемые результаты
освоения курса физики на уровне среднего общего образования:
личностные, метапредметные, предметные (на углублённом
уровне). Научно-методологической основой для разработки
требований к личностным, метапредметным и предметным
результатам обучающихся, освоивших программу по физике на
уровне среднего общего образования на углублённом уровне,
является системно-деятельностный подход.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО углублённый уровень
изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего
образования
выбирается
обучающимися,
планирующими
продолжение
образования
по
специальностям
физикотехнического профиля.
На изучение физики (углублённый уровень) на уровне среднего
общего образования отводится 340 часов: в 10 классе – 170 часов (5
часов в неделю), в 11 классе – 170 часов (5 часов в неделю).
Химия
(базовый Программа по химии на уровне среднего общего образования
уровень)
разработана на основе требований к результатам освоения
федеральной образовательной программы среднего общего
образования (ФОП СОО), представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте СОО, с учётом
Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в
образовательных
организациях
Российской
Федерации,
реализующих основные образовательные программы. В
соответствии с общими целями и принципами среднего общего
образования содержание предмета «Химия» (10–11 классы,
базовый уровень изучения) ориентировано преимущественно на
общекультурную подготовку обучающихся, необходимую им для
выработки мировоззренческих ориентиров, успешного включения
в жизнь социума, продолжения образования в различных областях,
не связанных непосредственно с химией.
Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы –
«Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия»,
основным компонентом содержания которых являются основы
базовой науки: система знаний по неорганической химии (с

Химия
(углубленный
уровень)

включением знаний из общей химии) и органической химии.
Формирование данной системы знаний при изучении предмета
обеспечивает возможность рассмотрения всего многообразия
веществ на основе общих понятий, законов и теорий химии.
Структура содержания курсов – «Органическая химия» и «Общая и
неорганическая химия» сформирована в программе по химии на
основе системного подхода к изучению учебного материала и
обусловлена исторически обоснованным развитием знаний на
определённых теоретических уровнях. Единая система знаний о
важнейших веществах, их составе, строении, свойствах и
применении, а также о химических реакциях, их сущности и
закономерностях протекания дополняется в курсах 10 и 11 классов
элементами содержания, имеющими культурологический и
прикладной характер. Эти знания способствуют пониманию
взаимосвязи химии с другими науками, раскрывают её роль в
познавательной и практической
деятельности человека,
способствуют воспитанию уважения к процессу творчества в
области теории и практических приложений химии, помогают
выпускнику ориентироваться в общественно и личностно значимых
проблемах, связанных с химией, критически осмысливать
информацию и применять её для пополнения знаний, решения
интеллектуальных и экспериментальных исследовательских задач.
Общее число часов, отведённых для изучения химии, на базовом
уровне среднего общего образования, составляет 68 часов: в 10
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в
неделю).
Химия на уровне углублённого изучения занимает важное место в
системе естественно-научного образования учащихся 10–11
классов. Изучение предмета, реализуемое в условиях
дифференцированного,
профильного
обучения,
призвано
обеспечить общеобразовательную и общекультурную подготовку
выпускников школы, необходимую для адаптации их к быстро
меняющимся условиям жизни в социуме, а также для продолжения
обучения в организациях профессионального образования, в
которых химия является одной из приоритетных дисциплин. В
соответствии с концептуальными положениями ФГОС СОО о
назначении предметов базового и углублённого уровней в системе
дифференцированного обучения на уровне среднего общего
образования химия на уровне углублённого изучения направлен на
реализацию преемственности с последующим этапом получения
химического образования в рамках изучения специальных
естественно-научных и химических дисциплин в вузах и
организациях среднего профессионального образования. В этой
связи
изучение
предмета
«Химия»
ориентировано
преимущественно на расширение и углубление теоретической и
практической подготовки обучающихся, выбравших определённый
профиль обучения, в том числе с перспективой последующего
получения
химического
образования
в
организациях
профессионального образования. Наряду с этим, в свете требований
ФГОС СОО к планируемым результатам освоения федеральной
образовательной программы среднего общего образования
изучение предмета «Химия» ориентировано также на решение

задач воспитания и социального развития обучающихся, на
формирование у них общеинтеллектуальных умений, умений
рационализации учебного труда и обобщённых способов
деятельности, имеющих междисциплинарный, надпредметный
характер.
Составляющими предмета «Химия» на уровне углублённого
изучения являются углублённые курсы – «Органическая химия» и
«Общая и неорганическая химия». При определении подходов к
отбору и структурной организации содержания этих курсов в
программе по химии за основу приняты положения ФГОС СОО о
различиях базового и углублённого уровней изучения предмета. В
плане формирования основ научного мировоззрения, освоения
общенаучных методов познания и опыта практического
применения научных знаний изучение предмета «Химия» на
углублённом уровне основано на межпредметных связях с
учебными предметами, входящими в состав предметных областей
«Естественно-научные предметы», «Математика и информатика» и
«Русский язык и литература».
Общее число часов, предусмотренных для изучения химии на
углубленном уровне среднего общего образования, составляет 204
часов: в 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе – 102
часа (3 часа в неделю).
Биология (базовый При разработке программы по биологии теоретическую основу для
уровень)
определения подходов к формированию содержания учебного
предмета «Биология» составили: концептуальные положения
ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания,
результатов обучения и требований к уровню подготовки
выпускников, положения об общих целях и принципах,
характеризующих современное состояние системы среднего
общего образования в Российской Федерации, а также положения о
специфике биологии, её значении в познании живой природы и
обеспечении существования человеческого общества. В программе
по биологии также учитываются требования к планируемым
личностным, метапредметным и предметным результатам обучения
в формировании основных видов учебно-познавательной
деятельности/учебных действий обучающихся по освоению
содержания биологического образования.
В программе по биологии (10–11 классы, базовый уровень)
реализован принцип преемственности в изучении биологии,
благодаря чему в ней просматривается направленность на развитие
знаний, связанных с формированием естественно-научного
мировоззрения, ценностных ориентаций личности, экологического
мышления, представлений о здоровом образе жизни и бережным
отношением к окружающей природной среде. Поэтому наряду с
изучением общебиологических теорий, а также знаний о строении
живых систем разного ранга и сущности основных протекающих в
них процессов в программе по биологии уделено внимание
использованию полученных знаний в повседневной жизни для
решения прикладных задач. Биология на уровне среднего общего
образования занимает важное место. Она обеспечивает
формирование у обучающихся представлений о научной картине
мира, расширяет и обобщает знания о живой природе, её

Биология
(углубленный
уровень)

отличительных признаках – уровневой организации и эволюции,
создаёт условия для: познания законов живой природы,
формирования функциональной грамотности, навыков здорового и
безопасного образа жизни, экологического мышления, ценностного
отношения к живой природе и человеку.
Большое значение биология имеет также для решения
воспитательных и развивающих задач среднего общего
образования, социализации обучающихся. Изучение биологии
обеспечивает условия для формирования интеллектуальных,
коммуникационных и информационных навыков, эстетической
культуры, способствует интеграции биологических знаний с
представлениями из других учебных предметов, в частности,
физики, химии и географии. Структурирование содержания
учебного материала в программе по биологии осуществлено с
учётом приоритетного значения знаний об отличительных
особенностях живой природы, о её уровневой организации и
эволюции. В соответствии с этим в структуре учебного предмета
«Биология» выделены следующие содержательные линии:
«Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка как
биологическая система», «Организм как биологическая система»,
«Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой
природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».
Цель изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне –
овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга и приобретение умений
использовать эти знания для грамотных действий в отношении
объектов живой природы и решения различных жизненных
проблем.
Для изучения биологии на базовом уровне среднего общего
образования отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Программа по учебному предмету "Биология" (далее - биология) на
уровне среднего общего образования разработана на основе
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», ФГОС СОО, Концепции преподавания
учебного предмета «Биология» и основных положений
федеральной рабочей программы воспитания.
Учебный предмет «Биология» углублённого уровня изучения (10–
11 классы) является одним из компонентов предметной области
«Естественно-научные предметы». Программа по учебному
предмету "Биология" даёт представление о цели и задачах изучения
учебного предмета «Биология» на углублённом уровне, определяет
обязательное (инвариантное) предметное содержание, его
структурирование по разделам и темам, распределение по классам,
рекомендует последовательность изучения учебного материала с
учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В
программе по биологии реализован принцип преемственности с
изучением биологии на уровне основного общего образования,
благодаря чему просматривается направленность на последующее
развитие
биологических
знаний,
ориентированных
на
формирование
естественно-научного
мировоззрения,

Физическая
культура

экологического мышления, представлений о здоровом образе
жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей
природной среде. В программе по биологии также показаны
возможности учебного предмета «Биология» в реализации
требований ФГОС СОО к планируемым личностным,
метапредметным и предметным результатам обучения и в
формировании
основных
видов
учебно-познавательной
деятельности
обучающихся
по
освоению
содержания
биологического образования на уровне среднего общего
образования. Изучение учебного предмета «Биология» на
углубленном уровне ориентировано на подготовку обучающихся к
последующему получению биологического образования в вузах и
организациях среднего профессионального образования. Основу
его содержания составляет система биологических знаний,
полученных при изучении обучающимися соответствующих
систематических разделов биологии на уровне основного общего
образования, в 10–11 классах эти знания получают развитие.
Структура программы по учебному предмету "Биология" отражает
системно-уровневый и эволюционный подходы к изучению
биологии. Цель изучения учебного предмета «Биология» на
углублённом уровне – овладение обучающимися знаниями о
структурно-функциональной организации живых систем разного
ранга и приобретение умений использовать эти знания в
формировании
интереса
к
определённой
области
профессиональной деятельности, связанной с биологией, или к
выбору учебного заведения для продолжения биологического
образования. Обязательным условием при обучении биологии на
углублённом уровне является проведение лабораторных и
практических работ. Также участие обучающихся в выполнении
проектных и учебно-исследовательских работ, тематика которых
определяется учителем на основе имеющихся материальнотехнических ресурсов и местных природных условий.
Общее число часов, отведенных на изучение биологии на
углубленном уровне среднего общего образования, составляет 204
часа: в 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе – 102 часа
(3 часа в неделю).
Программа по физической культуре на уровне среднего общего
образования разработана на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы среднего общего
образования, представленных в ФГОС СОО, а также на основе
характеристики планируемых результатов духовно-нравственного
развития,
воспитания
и
социализации
обучающихся,
представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по физической культуре для 10–11 классов
общеобразовательных
организаций
представляет
собой
методически оформленную концепцию требований ФГОС СОО и
раскрывает их реализацию через конкретное содержание.
Программа обеспечивает преемственность с федеральной
образовательной программой основного общего образования и
предусматривает
завершение
полного
курса
обучения
обучающихся в области физической культуры.

Общей целью общего образования по физической культуре
является формирование разносторонней, физически развитой
личности, способной активно использовать ценности физической
культуры для укрепления и длительного сохранения собственного
здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации
активного отдыха. В программе по физической культуре для 10–11
классов данная цель конкретизируется и связывается с
формированием потребности учащихся в здоровом образе жизни,
дальнейшем накоплении практического опыта по использованию
современных систем физической культуры в соответствии с
личными интересами и индивидуальными показателями здоровья,
особенностями предстоящей учебной и трудовой деятельности.
Данная цель реализуется в программе по физической культуре по
трём основным направлениям: развивающее, обучающее,
воспитывающее. В целях усиления мотивационной составляющей
учебного предмета, придания ей личностно значимого смысла
содержание программы по физической культуре представляется
системой модулей, которые структурными компонентами входят в
раздел «Физическое совершенствование». Инвариантные модули
включают в себя содержание базовых видов спорта, вариативные
модули объединены в программе по физической культуре модулем
«Спортивная и физическая подготовка». Основной содержательной
направленностью вариативных модулей является подготовка
учащихся к выполнению нормативных требований Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»,
активное вовлечение их в соревновательную деятельность.
Общий объём часов, отведённых на изучение учебной дисциплины
«Физическая культура» в средней общеобразовательной школе,
составляет 204 часа (3 часа в неделю), из которых 136 часов (2 часа
в неделю) отводятся на реализацию программы инвариантных
модулей. На вариативные модули отводится 68 часов из общего
объёма (1 час в неделю). Вариативные модули рабочей программы,
включая и модуль «Базовая физическая подготовка», могут быть
реализованы за счет часов внеурочной деятельности, а также в
форме сетевого взаимодействия с организациями системы
дополнительного образования.
Основы
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности
безопасности
жизнедеятельности» разработана на основе требований к
жизнедеятельности результатам освоения основной образовательной программы
среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО,
федеральной рабочей программы воспитания, Концепции
преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» и
предусматривает
непосредственное
применение при реализации ООП СОО. Программа ОБЖ
обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в
преподавании ОБЖ, системность и непрерывность приобретения
обучающимися знаний и формирования у них навыков в области
безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного
общего образования; продолжения освоения содержания материала
в логике последовательного нарастания факторов опасности:
опасная ситуация, экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация
и разумного построения модели индивидуального и группового

безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных
вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и
информационной сферах. Содержание учебного предмета ОБЖ
структурно представлено отдельными модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими системность и непрерывность
изучения предмета на уровнях основного общего и среднего общего
образования:
Модуль № 1. «Основы комплексной безопасности».
Модуль № 2. «Основы обороны государства».
Модуль № 3. «Военно-профессиональная деятельность».
Модуль № 4. «Защита населения Российской Федерации от опасных
и чрезвычайных ситуаций».
Модуль № 5. «Безопасность в природной среде и экологическая
безопасность».
Модуль № 6. «Основы противодействия экстремизму и
терроризму».
Модуль № 7. «Основы здорового образа жизни».
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний и оказание первой
помощи».
Модуль № 9. «Элементы начальной военной подготовки».
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного
предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования рабочая
программа предполагает внедрение универсальной структурнологической схемы изучения учебных модулей (тематических
линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть
опасность, по возможности её избегать, при необходимости
безопасно действовать». Изучение ОБЖ направлено на достижение
базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что
способствует выработке у выпускников умений распознавать
угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций, избегать их,
самостоятельно
принимать
обоснованные
решение
в
экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении
чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию
личности безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих
обеспечивать благополучие человека, созданию условий
устойчивого развития общества и государства.
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего
общего образования отводится 68 часов (по 34 часа в каждом
классе).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».