РП_МРЛЗ_9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по Методам решения лингвистических задач на уровне
основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП
ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы
воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения данного
курса, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в 9 классе на уровне основного
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы включают личностные,
метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного
общего образования, а также предметные достижения обучающегося за год
обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МЕТОДЫ
РЕШЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
Программа курса разработана с учётом знаний и умений обучающихся,
позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык»,
а также обеспечить дополнительную подготовку обучающихся к
государственной итоговой аттестации по русскому языку, программа
соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.
В 9 классе на изучение русского языка отводится 3 часа, поэтому для
успешной сдачи экзамена данный элективный курс будет востребован
выпускниками. Он способствует психологической адаптации обучающихся на
экзамене, позволяет выпускникам легко ориентироваться в выпускной работе,
подготавливает ребят к выполнению тестовой части, написанию сжатого
изложения. Данный курс учитывает условия проведения ОГЭ, в нем подробно
разбираются все задания демонстрационного варианта, даются подробные
методические рекомендации для выполнения каждого задания, акцентируется
внимание на трудных случаях. Большое внимание уделяется обучению
написания сжатого изложения. В современных программах не содержится
законченной, логически обоснованной системы работы по обучению
созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не

определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны
требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Элективный
курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым
изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании
сжатого изложения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности,
патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление
сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме
выражения и хранения духовного богатства русского и других народов
России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах
­человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и
русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития,
инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое
овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в
собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения; овладение русским языком как средством получения различной
информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование
мыслительной
деятельности,
развитие
универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза,
абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых
закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского
языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать

необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать
тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и
другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой
переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего
смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли
языковых средств.
Цель курса: осуществление поэтапной системной подготовки к
выполнению заданий ОГЭ по русскому языку.
Задачи:
 обобщить знания о языке как системе (знания по орфографии,
морфологии, лексике, словообразованию, синтаксису);
 развивать орфографическую и пунктуационную грамотность;
 формировать устойчивые навыки нормативной речи;
 развивать умения анализировать текст: проводить смысловой,
речеведческий, языковой анализ текста;
 совершенствовать речевую деятельность обучающихся.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«МЕТОДЫ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

РЕШЕНИЯ

На изучение данного курса в 9 классе в учебном плане отводится 34 часа
(1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Введение. Значение курса, его задачи (1 часа).
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Виды заданий.
Знакомство с демонстрационным вариантом. Особенности заполнения
бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки
выполнения заданий.
2. Текст. Сжатое изложение (12 часов).
Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Виды
изложений. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого
изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как
единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и
формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и
второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в
определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения)

текста: исключение, обобщение, упрощение. Письменное воспроизведение
текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания
прослушанного текста)
3. Текст. Сочинение- рассуждение
Написание сочинения на лингвистическую тему. Выразительноизобразительные средства лексики и синтаксиса и их роль в тексте.
Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста
(морально-этического характера). Интерпретация высказывания, смысловая
цельность, речевая связность и последовательность изложения,
композиционная стройность сочинения.
Сочинение-рассуждение на тему, связанную
с анализом текста
(толкование значения слова). Толкование значения слова, смысловая
цельность, речевая связность и последовательность изложения,
композиционная стройность сочинения.
4. Заключение. Итоговый контроль (3 часа)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по курсу «Методы решения
лингвистических задач» на уровне основного общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения курса на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том

числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к
истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов
России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей
Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети
«Интернет» в процессе школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения
своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных
произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение
к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя
в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред,
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой,
закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях
неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных
знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать
основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы,
общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский
опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие метапредметные
результаты:
познавательные
универсальные
учебные
действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей
и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно
выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным
и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в текстах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного источника с учётом поставленных
целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной
монологической речи и в письменных текстах;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результата
деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь
предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и
корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения;
оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и
намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать
способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Введение. Значение курса, его задачи
Познакомится со структурой экзаменационной работы в формате ОГЭ,
видами заданий, с демонстрационным вариантом, особенностями заполнения
бланков экзаменационной работы, с критериями оценки выполнения заданий.
2. Текст. Сжатое изложение
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 80
слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной,
художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение,

монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать
с научным сообщением.
Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к
действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на
бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не
менее 6 реплик).
Владеть
различными
видами
аудирования:
выборочным,
ознакомительным, детальным – научно-учебных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не
менее 150 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную
мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль
текста.
3. Текст. Сочинение- рассуждение
Устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому
типу речи.
Находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование,
рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.
Создавать высказывание на основе текста: выражать своё отношение к
прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме.
Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на
произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 8 и
более предложений или объёмом не менее 6–7 предложений сложной
структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему, выразить главную
мысль).
Владеть умениями информационной переработки текста: выделять
главную и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из
различных источников и использовать её в учебной деятельности.
4. Заключение. Итоговый контроль
Выполнять задания в формате ОГЭ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование разделов, тем

п/п

Количество часов
Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Контрольные
работы

Практические
работы

1.

Введение. Значение курса, его задачи

2

0

0

https://fipi.ru/oge/demoversiispecifikacii-kodifikatory

2.

Текст. Сжатое изложение

7

1

6

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/09

3.

Виды ошибок

4

0

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/09

4.

Текст. Сочинение- рассуждение

18

0

5

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/09

5.

Заключение. Итоговый контроль

3

2

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/09

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

3

12

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п

Тема урока

5

Структура работы в формате ОГЭ. Число и
вид заданий. Критерии оценки выполнения
заданий.
Особенности заполнения бланков
экзаменационной работы. Знакомство с
демонстрационным вариантом ОГЭ.
Структурные особенности сжатого
изложения. Работа с текстом, определение
темы, идеи, ключевых (опорных) слов.
Что такое микротема. Микротемы
исходного текста. Абзацное членение
текста.
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста.
Отработка приема ИСКЛЮЧЕНИЕ.

6

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста.
Отработка приема ОБОБЩЕНИЕ.

1

2

3

4

Всего

Контрольн
ые работы

Практи
ческие
работы

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

0

0

https://fipi.ru/oge/demovers
ii-specifikacii-kodifikatory

1

0

0

https://fipi.ru/oge/demovers
ii-specifikacii-kodifikatory

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/09

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/09

1

0

1

1

0

1

7

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста.
Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

1

0

1

1

1

0

1

0

1

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/09

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/09

Написание сжатого изложения.
8
9
10

Анализ изложения. Работа над ошибками
Фактические ошибки
Речевые ошибки

11
12

Грамматические ошибки

1

0

0

13

Грамматические ошибки

1

0

1

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/09

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/09

14
15
16
17
18

Сочинение на лингвистическую тему.
Тезис в сочинении на лингвистическую
тему
Аргументация в сочинении на
лингвистическую тему
Аргументация в сочинении на
лингвистическую тему
Вывод в сочинении на лингвистическую
тему

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/09
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/09

19
20

21

22

23
24
25
26

27

28

Коллективное
сочинение
на
лингвистическую тему
Индивидуальное
сочинение
на
лингвистическую тему
Диагностическая работа в формате ОГЭ
(изложение, сочинение на лингвистическую
тему).
Сочинение морально-этического характера.
Критерии оценивания. Структура
сочинения
Вступление и заключение сочинения на
морально-этическую тему
Аргументация в сочинении на моральноэтическую тему
Групповое сочинение на моральноэтическую тему
Индивидуальное сочинение на моральноэтическую тему
Сочинение на толкование значения слова.
Критерии оценивания. Структура
сочинения
Основные способы толкования слова

1

0

1

1

0

1

1

1

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/09

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/09

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/09

1

0

1

1

0

1

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/09

29
30
31
32
33
34

Вступление и заключение в сочинении на
толкование слова
Аргументация в сочинении на толкование
слова
Сочинение на толкование слова «Учитель»
Диагностическая работа в форме ОГЭ
Диагностическая работа в форме ОГЭ
Анализ
ошибок,
допущенных
диагностической работе.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

в

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/09

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/09

1
1

0
1

1
0

1

1

0

1

0

0

34

3

12

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
•

ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты.

Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2023.


http://www.fipi.ru/
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык.
Справочные материалы, М.: Просвещение, 2003г.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на
отлично. Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2005.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка.
М., 1998.

ФИПИ. ОГЭ Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под
редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2023.

Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение, М.:
Просвещение, 2003 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/01/09

 Skysmart
 Академический

орфографический

словарь.

URL:

языка.

URL:

http://gramota.ru/slovari/info/lop
 Обучающий

корпус

русского

http://www.ruscorpora.ru/search-school.html

 Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru
 Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru
 Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/
 Образовательная социальная сеть: nsportal.ru
 русское-слово.рф - сайт издательства «Русское слово
 school-collection.edu.ru

—

Единая

коллекция

цифровых

образовательных ресурсов.
 fcior.edu.ru — Федеральный центр электронных образовательных
ресурсов.
 https://multiurok.ru/files/urok-rodnogo-russkogo-iazyka-v-8-klasse-poteme-is.html
 Библиотека МЭШ https://uchebnik.mos.ru
 https://interneturok.ru
 https://nsportal.ru
 http://myvideo.cc/movies
 https://znayka.cc/uchebniki/9-klass/russkij-rodnoj-yazyk-9-klassaleksandrova/
 Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
 Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты
«Русский язык» http://www.rus.1september.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».