Программа эколого-валеологического воспитания школьников и развития школьной Службы примирения.pdf

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Троицкая средняя общеобразовательная школа № 5»
623 620 Свердловская область, Талицкий район, поселок Троицкий, улица Ленина, 1
Телефон: (343 71) 4-15-52, (343 71) 4-10-59,
e-mail: 283103@mail.ru, сайт: http://5tgo.uralschool.ru

Программа эколого-валеологического воспитания школьников и
развития школьной Службы примирения
Программа эколого-валеологического
воспитания школьников
очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию
личности, обладающей экологической культурой и экологическим
мышлением.
Программа призвана объединить все воспитательные структуры
школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое
обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании
учащихся.
Программа эколого-валеологического воспитания школьников МКОУ
СОШ № 5 включает следующие направления воспитательной деятельности:
«Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из
них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным
общечеловеческим
ценностям,
обеспечивающим
последующую
социализацию.
Направление «Экология природы»
Цель
Задачи

Общешкольные
творческие дела

Природоохранные
акции
Тематические линейки

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного
поведения как показателя духовного развития личности
- Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности
человека.
- Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей
среде.
Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение
вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
- Формировать потребность проявлять активность в решении
экологических проблем.
Формировать познавательные, практические и творческие умения
экологического характера.
Воспитывать экологическую ответственность как основную черту
личности на основе системных знаний об экологических проблемах
современности и возможности устойчивого развития современной
цивилизации.
Общешкольный экологический праздник «День Земли» как итоговое
мероприятие экологической работы в школе, отчёт о работе ШЭО
«РЭП». Выступление группы «Экологический театр» в рамках
программы ШЭО «РЭП».
«Чистый посёлок», «Чистая поляна», «Покормите птиц зимой», «Чистая
речка». Работа творческой группы «ЭкоТур» в рамках программы ШЭО
«РЭП».
«День защиты животных» (4 октября). «День воды» (22 марта). «День
птиц» (1 апреля). Работа творческой группы «Лекторы» в рамках
программы ШЭО «РЭП».

Формы
классом

работы

с Общение с природой, экологические игры. Работа творческой группы
«Лекторы» в рамках программы ШЭО «РЭП». Выступление группы
«Экологический театр» в рамках программы ШЭО «РЭП».
Экологические
По интересам учащихся. Работа творческой группы «Исследователи» в
проекты
рамках программы ШЭО «РЭП».
Классные часы, беседы «Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что
(рекомендуемые темы) в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я –
вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна
вся моя Земля».
«Охрана природы – твоя обязанность», «Эта
хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного
края», «Красная книга Свердловской
области», «Деревья разные
бывают», «Памятники животным». «Природа
в
произведениях
искусства», «Человек есть существо природное и духовное»,
«Экологический кризис: шанс на спасение». Работа творческой группы
«Лекторы» в рамках программы ШЭО «РЭП».
Экскурсии
Посещение музеев природы (Г.Екатеринбург, г.Тюмень т др.);
посещение музея НПП «Припышминские боры», музея Экологического
центра г. Талица; посещение экологической тропы НПП
«Припышминские боры». Работа творческой группы «ЭкоТур» в рамках
программы ШЭО «РЭП».
Работа с семьёй
Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе»
Экологические акции «В поход с родителями!», «Школьный день
вместе».
Предполагаемый
Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из
результат
них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество
среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Направление «Экология здоровья»
Цель
Задачи

Общешкольные
творческие дела
Валеологические
акции
Тематические
линейки
Формы работы
классом

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности
в здоровом образе жизни.
- Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта.
- Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека.
- Воспитывать сознательное отношение к труду.
Формировать потребность в здоровом образе жизни.
Развивать физическую подготовку учащихся.
Формировать навыки рациональной организации умственного и
физического труда.
Формировать валеологическую культуру школьников.
- Повышать уровень физической подготовки учащихся.
- Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных
традиций
«Дни здоровья». Организация дежурства в классе и в школе. Трудовые
десанты. Работа по благоустройству школы и ее территории.
«Чистые руки», «Чистый двор», «День здоровья», «Берегите воду»,
«АнтиСПИД», «Курить? Некогда!».
«День здоровья» (7 апреля). «День туризма» (27 сентября). Работа
творческой группы «Лекторы» в рамках программы ШЭО «РЭП».
с Ведение валеологических карт, книги классных спортивных рекордов.
Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей»
Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе
Подвижные игры на переменах. «Веселые старты». Психологические
тренинги «Кто я, какой я?». Спортивно-развлекательные игры. Тренинги
со школьным психологом. Эстафеты, подвижные игры. Военизированные
и спортивно-развлекательные игры. Организация работы летних трудовых
бригад.

Экологические
проекты
Классные
часы,
беседы
(рекомендуемые)

Экскурсии

Работа с семьёй

Предполагаемый
результат

По интересам учащихся. Работа творческой группы «Исследователи» в
рамках программы ШЭО «РЭП».
«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня»,
«Вредные привычки. Как их искоренить?» «Что дает спорт человеку»,
«О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы»,
«Суд над сигаретой», «Труд человека кормит, а лень портит».
«Новое
поколение выбирает здоровье». «Суд над наркотиками», «Достаточно ли
родиться, чтобы стать человеком? «Чистота, опрятность, аккуратность».
«Береги глаз как алмаз». «Понятие «здоровый образ жизни». Работа
творческой группы «Лекторы» в рамках программы ШЭО «РЭП» (смотри
программу ШЭО «РЭП»).
Посещение музеев природы (Г.Екатеринбург, г.Тюмень, г. Москва,
г.Санкт-Петербург и др.); посещение музея НПП «Припышминские боры»,
музея Экологического центра г. Талица; посещение экологической тропы
НПП «Припышминские боры». Работа творческой группы «ЭкоТур» в
рамках программы ШЭО «РЭП».
Экологический всеобуч: «Как сохранить здоровье школьника»
Экологические акции «Лыжная семейная прогулка!». «Влияние
телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника». Соревнования:
«Папа, мама, я – спортивная семья».
Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего
жизнеутверждения,
для
развития
нравственных
качеств,
для
профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния
здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости
учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям,
спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.

Направление «Экология души»
Цель
Задачи

Общешкольные
творческие дела

Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности
школьника
- Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к
учению.
- Пробудить
интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за
национальную культуру.
Выявлять
и
развивать
творческие
наклонности
детей.
- Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира.
- Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать
познавательную активность учащихся.
Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к
памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое
поведение.
Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление,
способности и задатки.
Осознавать собственную значимость в окружающем мире.
- Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки,
культуры и техники.
- Воспитывать
политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей
страны.
- Формировать
эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к
окружающему миру.
- Ориентировать школьников на «постоянный труд души».
Интеллектуальный марафон.
Предметные олимпиады.
Фестиваль
детского творчества «Три музы», общешкольный конкурс «О природе я
пою», общешкольный конкурс «Стихи о природе». Деятельность органов
детского самоуправления. Работа творческой группы «Литэко» по
созданию экологического спецвыпуска школьной газеты: «Калейдоскоп».

Экологические акции
Тематические линейки

«Братья наши меньшие», «День милосердия», «Покормите птиц зимой».
«День мира» (15 сентября). Работа творческой группы «Лекторы» в
рамках программы ШЭО «РЭП».
Формы
работы
с Экскурсии в музеи, на выставки. Посещение театра и обсуждение
классом
спектаклей. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков.
Участие в школьных экологических акциях.
Экологические
По интересам учащихся. Работа творческой группы «Исследователи» в
проекты
рамках программы ШЭО «РЭП».
Классные
часы, «Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного
беседы
гражданина», «Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или
(рекомендуемые)
выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр»,
«Мои увлечения», «Про великих и знаменитых», «Слово о родном крае».
«Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Жизнь
замечательных людей», «Мои земляки», «Учиться с увлечением.
Возможно ли это?», «Наши Читательские Интересы», «Из истории
праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», Встречи с
интересными людьми.
«Что могу я сделать для своего Отечества?»,
«Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон
государства», «Обязанности и ответственность», «Доброта и гуманность
сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя
профессия. Какой ей быть?», «В мире красоты и искусства», Творческие
гостиные. Работа творческой группы «Лекторы» в рамках программы
ШЭО «РЭП».
Экскурсии
Посещение музеев природы (Г.Екатеринбург, г.Тюмень т др.); посещение
музея НПП «Припышминские боры», музея Экологического центра г.
Талица; посещение экологической тропы НПП «Припышминские боры».
Работа творческой группы «ЭкоТур» в рамках программы ШЭО «РЭП».
Работа с семьёй
Открытые занятия кружков и секций. «Школьный день вместе».
Помощь в организации и проведении праздников. Посещение театров,
выставок. Совместное участие в экологических конкурсах.
Предполагаемый
Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной
результат
учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания.
Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения
историко-культурного,
духовного
наследия
Родины,
верность
гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности
учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение
человеческого
достоинства,
способность
к
состраданию,
доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания
прекрасного в окружающей действительности. Осознание роли и
активности человека в преобразовании окружающего мира.

Формирование осознанного отношения к собственному здоровью,
устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах,
оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование
личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска
здоровью в повседневной жизни, включает несколько модулей:
МОДУЛЬ
МОДУЛЬ 1
• способность
составлять
рациональный
режим
дня
и
отдыха;
следовать
рациональному режиму дня и отдыха на
основе знаний о динамике работоспособности,
утомляемости, напряжённости разных видов
деятельности; выбирать оптимальный режим

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ В МКОУ «ТРОИЦКАЯ
СОШ №5»
Реализация модуля осуществляется при изучении
соответствующих
тем
курсов:
«Экология
человека»: «Гигиенический режим сна –
составляющая здорового образа жизни» и «Твоё
здоровье»: «Режим дня - залог здоровья» и
проведение практической работы по составлению
режима дня с учётом учебной и внеклассной

дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок;
• умение
планировать
и
рационально
распределять учебные нагрузки и отдых в
период подготовки к экзаменам; знание и
умение
эффективного
использования
индивидуальных
особенностей
работоспособности;
• знание основ профилактики переутомления и
перенапряжения.
МОДУЛЬ 2
• представление о необходимой и достаточной
двигательной активности, элементах и
правилах
закаливания,
выбор
соответствующих
возрасту
физических
нагрузок и их видов;
• представление о рисках для здоровья
неадекватных нагрузок и использования
биостимуляторов;
• потребность в двигательной активности и
ежедневных занятиях физической культурой;
• умение осознанно выбирать индивидуальные
программы
двигательной
активности,
включающие малые виды физкультуры
(зарядка) и регулярные занятия спортом.

МОДУЛЬ 3
• навыки
оценки
собственного
функционального состояния (напряжения,
утомления, переутомления) по субъективным
показателям (пульс, дыхание, состояние
кожных покровов) с учётом собственных
индивидуальных особенностей;
• навыки работы в условиях стрессовых
ситуаций;
• владение элементами саморегуляции для
снятия эмоционального и физического
напряжения;
• навыки самоконтроля за собственным
состоянием,
чувствами
в
стрессовых
ситуациях;
• представления о влиянии позитивных и
негативных эмоций на здоровье, факторах, их
вызывающих, и условиях снижения риска
негативных влияний;
• навыки эмоциональной разгрузки и их
использование в повседневной жизни;
• навыки управления своим эмоциональным
состоянием и поведением.
МОДУЛЬ 4
• представление о рациональном питании как
важной составляющей части здорового образа
жизни;
знания
о
правилах
питания,
направленных на сохранение и укрепление
здоровья; готовность соблюдать правила
рационального питания;

нагрузки школьника.
В ходе подготовки к итоговой аттестации для
выпускников и их родителей проводится беседа о
рациональном распределении нагрузки и отдыха
в период подготовки к экзаменам.

Для реализации этого модуля организована
интеграция курсов биологии и экологии с курсом
физической культуры, в частности разработан и
реализуется интегрированный день: «Движениеоснова жизни» в 8 классе (биология, экология
человека,
физическая
культура,
РиКО,
обществознание),
проводятся
внеклассные
мероприятия в 5 классах: «Мама, папа, я спортивная семья!», блок уроков курса:
«Экология человека» и курса: «Твоё здоровье»
посвящены изучению гиподинамии и значения
адекватных физических нагрузок на организм.
В курсе: «Экология человека» при изучении
темы: Влияние факторов среды на организм ,
предусмотрен урок: «Условия правильного
формирования опорно-двигательной системы.
Воздействие
двигательной
активности
на
организм человека”.
Для реализации данного модуля обучающиеся
нашей школы имеют возможность снятия
психоэмоциональной и физической нагрузки на
занятиях школьного психолога, где получают
чёткие
представления
о
возможностях
управления
своим
физическим
и
психологическим состоянием без использования
медикаментозных и тонизирующих средств.
Проведение тренинговых, лабораторных и
практических работ по оценке состояния своего
здоровья при изучении темы «Окружающая среда
и здоровье человека». («Здоровье и образ жизни.
Лабораторная работа № 1 «Оценка состояния
физического здоровья; Факторы, влияющие на
развитие и функционирование нервной системы;
Условия
нормального
функционирования
зрительного анализатора. Внешние воздействия
на слух и органы равновесия. Лабораторная
работа № 5 «Воздействие шума на остроту
слуха»; Стресс как негативный биосоциальный
фактор. Лабораторная работа № 6 «Оценка
температурного режима учебных помещений».
Данный модуль реализуется при изучении
соответствующих
тем
курса:
«Экология
человека»
и
курса:
«Твоё
здоровье»:
«Неправильное питание-причина болезней»;
«Витамины круглый год»; «Культура питания»;
«Пища. Питательные вещества и природные
пищевые компоненты – важный экологический

• знание правил этикета, связанных с
питанием, осознание того, что навыки этикета
являются неотъемлемой частью общей
культуры
личности;
представление
о
социокультурных аспектах питания, его связи
с культурой и историей народа;
• интерес к народным традициям, связанным с
питанием и здоровьем, расширение знаний об
истории и традициях своего народа; чувство
уважения к культуре своего народа, культуре
и традициям других народов.

МОДУЛЬ 5
• развитие представлений подростков о
ценности
здоровья,
важности
и
необходимости бережного отношения к нему;
расширение знаний обучающихся о правилах
здорового
образа
жизни,
воспитание
готовности соблюдать эти правила;
• формирование
адекватной
самооценки,
развитие
навыков
регуляции
своего
поведения,
эмоционального
состояния;
формирование умений оценивать ситуацию и
противостоять негативному давлению со
стороны окружающих;
• формирование
представлений
о
наркотизации как поведении, опасном для
здоровья,
о
неизбежных
негативных
последствиях наркотизации для творческих,
интеллектуальных способностей человека,
возможности самореализации, достижения
социального успеха;
• включение
подростков
в
социально
значимую деятельность, позволяющую им
реализовать
потребность
в
признании
окружающих, проявить свои лучшие качества
и способности;
• ознакомление подростков с разнообразными
формами проведения досуга; формирование
умений рационально проводить свободное
время (время отдыха) на основе анализа
своего режима;
• развитие способности контролировать время,
проведённое за компьютером.
МОДУЛЬ 6
• развитие
коммуникативных
навыков
подростков,
умений
эффективно
взаимодействовать
со
сверстниками
и
взрослыми в повседневной жизни в разных
ситуациях;
• развитие умения бесконфликтного решения
спорных вопросов;
• формирование умения оценивать себя (своё
состояние, поступки, поведение), а также
поступки и поведение других людей.

фактор»;
«Чужеродные
примеси
пищи.
Профилактика вызываемых ими заболеваний.
Практическая работа № 1 «О чем может
рассказать упаковка»; «Рациональное питание и
культура здоровья»,
а также в ходе
разработанного
интегрированного
занятия:
«Культура
здорового
питания»
(экология
человека, технология). В результате проведения
лабораторных работ по составлению рациона
питания для школьника обучающиеся учатся
самостоятельно оценивать и контролировать свой
рацион питания с точки зрения его адекватности
и соответствия образу жизни (учебной и
внеучебной нагрузке).
Для реализации данного модуля в школе
проводятся
общешкольные
мероприятия:
валеологическая акция «АнтиСПИД», семинары в
старших
классах:
«Профилактика
ВИЧинфекции», валеологическая акция: «Курить?
Некогда!», конференция: «Я-здоровый человек»,
семинар в старших классах: «Наркомания:
истоки, сущность, последствия». И др. Кроме
этого в программах курсов: «Экология человека»
и «Твоё здоровье» предусмотрены темы,
рассматривающие причины вредных привычек и
их профилактику: «Здоровье и образ жизни.
Лабораторная работа № 1 «Оценка состояния
физического здоровья»; «Вредные привычки
(болезненные,
пагубные
пристрастия)»;
«Курение,
мы
и
наше
потомство»;
«Правда
об
алкоголе»;
«Наркотики, зависимость и последствия».

Данный модуль реализуется в рамках проведения
тематических классных часов, лекций, бесед,
проведения экскурсий, посещения культурноисторических мест России, при проведении
совместных с детьми родительских собраний,
организации совместных походов, при посещении
летнего экологического лагеря, при проведении
круглых столов и др.

Экологическая здоровьесберегающая деятельность образовательного
учреждения на ступени основного общего образования представлена в виде
пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной
здоровьесберагающей инфраструктуры; рациональной организации учебной
и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации
физкультурно-оздоровительной
работы;
реализации
модульных
образовательных программ и просветительской работы с родителями
(законными представителями) и способствует формированию у обучающихся
экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её
проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести
здоровый и безопасный образ жизни.
Экологически безопасная здоровьесберегающая инфраструктура
образовательного учреждения включает:
• соответствие состояния и содержания здания и помещений школы
санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности,
требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся и работников
образования;
• наличие и необходимое оснащение помещений для питания
обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
• организация качественного горячего питания обучающихся, в том
числе горячих завтраков;
• оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок
необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
• наличие помещений для медицинского персонала;
• наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и
квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с
обучающимися (логопед, учителя физической культуры, психолог,
медицинские работники);
• наличие пришкольной площадки
Ответственность за реализацию этого блока и контроль возлагаются на
администрацию школы.
Реализация
модульных
образовательных
программ
предусматривает:
- внедрение в систему работы образовательного учреждения программ
элективных курсов: «Экология растений», 6 класс, «Экология животных», 7
класс, «Экология человека», 8 класс, «Основы экологии», 9 класс, «Твоё
здоровье»,
7,8 класс, направленных на формирование экологической
грамотности, экологической культуры, культуры здорового и безопасного
образа жизни.
- внедрение в систему работы образовательного учреждения программы
школьного экологического объединения «РЭП» (решаем экологические
проблемы).

Просветительская
работа
с
родителями
(законными
представителями) включает:
- консультации логопеда и школьного психолога по различным вопросам
роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов, положительно и
отрицательно влияющих на здоровье детей;
- организацию совместной работы педагогов и родителей (законных
представителей) по проведению спортивных соревнований («Мама, папа, я –
спортивная семья»), дней экологической культуры (приглашение родителей
на традиционный экологический праздник «День Земли», дней здоровья
(школьный туристический слёт, Масленица и др.);
- занятия по профилактике вредных привычек (проведение семинара в ходе
реализации Программы: «Профилактика ВИЧ-инфекции в образовательных
учреждениях Свердловской области»);
- приглашение школьного медицинского работника на родительские
собрания с целью проведения бесед о необходимости систематических
медицинских осмотров и исследований школьников для выявления и
профилактики заболеваний;
- ведение медицинскими работниками школы мониторинга заболеваемости и
динамики физиологического развития школьников и донесение результатов
до родителей в индивидуальных и коллективных беседах.
Планируемые результаты воспитания экологической культуры,
культуры здорового и безопасного образа жизни
- ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству
окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей
семьи, педагогов, сверстников;
- осознание ценности экологически целесообразного, здорового и
безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и
экологического состояния окружающей его среды, роли экологической
культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
- начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного
поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
- умение придавать экологическую направленность любой деятельности,
проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую
грамотность в разных формах деятельности;
- знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека:
физического, физиологического, психического, социально-психологического,
духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними
факторами;
- знание основных социальных моделей, правил экологического поведения,
вариантов здорового образа жизни;
- знание норм и правил экологической этики, законодательства в области
экологии и здоровья;
- знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью
в культуре народов России;

- знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и
социальных явлений;
- умение выделять ценность экологической культуры, экологического
качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа
жизни
как
целевой
приоритет
при
организации
собственной
жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать
знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье
человека;
- умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать
последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
- умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и
развития явлений в экосистемах;
- умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой
нагрузки на социоприродное окружение;
- знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных
факторов на человека;
- формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения,
рекламы на здоровье человека;
- резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных
напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);
отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим
курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
- отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды,
расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность
давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к
возникновению, развитию или решению экологических проблем на
различных территориях и акваториях;
- умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению
здоровья;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека,
его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение
здоровьесберегающего режима дня;
- умение рационально организовать физическую и интеллектуальную
деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды
активности в целях укрепления физического, духовного и социальнопсихологического здоровья;
- проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в
спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных
секциях, военизированным играм;
- формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране
природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
- овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного
с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;

- опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских
комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и
путей их решения.
Мониторинг эффективности реализации образовательным
учреждением Программы зколого-валеологического воспитания
школьников
Мониторинг
представляет
собой
систему
диагностических
исследований, направленных на комплексную оценку результатов
эффективности реализации образовательным учреждением Программы
воспитания и социализации обучающихся.
В качестве основных показателей и объектов исследования
эффективности реализации образовательным учреждением Программы
выступают:
1. Особенности развития личностной, социальной, экологической,
трудовой
(профессиональной)
и
здоровьесберегающей
культуры
обучающихся.
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера
и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
3. Особенности
детско-родительских
отношений
и
степень
включённости родителей (законных представителей) в образовательный и
воспитательный процесс.
Основные принципы организации мониторинга эффективности
реализации образовательным учреждением Программы:
— принцип системности предполагает изучение планируемых
результатов развития обучающихся в качестве составных (системных)
элементов общего процесса воспитания обучающихся;
— принцип
личностно-социально-деятельностного
подхода
ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного
учреждения на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся
в единстве основных социальных факторов их развития — социальной
среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;
— принцип объективности предполагает формализованность оценки
(независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает
необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных
взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной
профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;
— принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на
обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных,
педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию
обучающихся;
— принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ
от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.

Методологический инструментарий мониторинга экологовалеологического воспитания обучающихся
Методологический инструментарий мониторинга предусматривает
использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод,
позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально
достигаемых результатов воспитания обучающихся путём анализа
результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально
разработанных заданий.
Опрос — получение информации, заключённой в словесных
сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности
образовательного учреждения по воспитанию обучающихся используются
следующие виды опроса:
• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод
получения информации на основании ответов обучающихся на специально
подготовленные вопросы анкеты.
• интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий
проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее
разработанному плану, составленному в соответствии с задачами
исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе
интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не
демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых
вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для
получения более достоверных результатов.
• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в
проведении тематически направленного диалога между исследователем и
учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса
воспитания и социализации обучающихся.
Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психологопедагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном
восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и
воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается
использование следующих видов наблюдения:
• включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных
деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он
наблюдает и которых он оценивает;
• узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго
определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и
социализации обучающихся.
Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как
основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся.
В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование
предусматривает внедрение в педагогическую практику комплекса
различных самостоятельных эмпирических методов исследования,

направленных на оценку эффективности работы образовательного
учреждения по воспитанию и социализации обучающихся.
Основной целью исследования является изучение динамики процесса
воспитания и социализации обучающихся в условиях специальноорганизованной воспитательной деятельности (разработанная школой
Программа).
В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить
три этапа:
Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез)
ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического
исследований до реализации образовательным учреждением Программы
эколого-валеологического воспитания школьников.
В программах курсов «Экология растений», «Экология животных»,
«Экология человека»,
«Основы экологии», и курса «Твоё здоровье»
предусмотрены
входные
тестирования
на
определение
уровня
экологического и валеологического воспитания: «Умею ли я охранять
природу?», «Что я знаю о сохранении здоровья?» и др. Также
предусмотрено заполнение анкет: «Самооценка экологических знаний»,
«Самооценка состояния здоровья» и др.
Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию
образовательным учреждением основных направлений Программы экологовалеологического воспитания школьников.
Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на
сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после
реализации образовательным учреждением Программы. Заключительный
этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации
обучающихся.
На данном этапе предусмотрено проведение итоговых тестов и
анкет. Даётся оценка экологической и валеологической деятельности
обучающих с учётом их участия в экологических и валеологических
проектах, учебно-исследовательских работах, в творческих группах ШЭО
«РЭП», результативность участия в эколого-валеологических акциях школы
и района. Учитываются количественные показатели (сколько обучающихся
школы задействованы в эколого-валеологических мероприятиях) и уровень
участия (презентация личной и групповой эколого-валеологической работы
на конкурсах, творческих соревнованиях, форумах и слётах разного уровня).
Критериями эффективности реализации учебным учреждением
воспитательной и развивающей программы является динамика основных
показателей воспитания и социализации обучающихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической,
трудовой
(профессиональной)
и
здоровьесберегающей
культуры
обучающихся.
2. Динамика
(характер
изменения)
социальной,
психологопедагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости
родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный
процесс.
Организационная модель системы эколого-валеологического
воспитания в МКОУ «Троицкая СОШ №5»
Программа экологовалеологического воспитания
школьников
Система дополнительного
образования (кружки детского
Дома творчества)

Элективные курсы

Сотрудничество с НПП
«Припышминские
боры»

Сотрудничество с ДЭЦ
г. Талица
Сотрудничество с ДК
«Центральный»

Эколого-валеологическое
воспитание школьников

ШЭО «РЭП»
Сотрудничество с ДЮСШ

Сотрудничество с Талицким
плодопитомником
Организация сетевого
взаимодействия с другими ОУ
района, Восточного УО

Сотрудничество с Троицкой
поликлиникой, Талицкой
ЦРБ
Школьная газета
«Калейдоскоп»

ГУ 86 ПЧ МЧС России по
Свердловской области

Ожидаемые результаты и эффекты реализации Программы
Участники
образовательного
процесса
Родители
обучающихся

Ожидаемые результаты

Ожидаемые эффекты

- создание оптимальных условий для
качественного завершения среднего
образования
- возможность получать доступные
качественные услуги дополнительного
образования в своей школе по месту
жительства
- обеспечение дополнительной занятости
детей, организация успешного сочетания
учебы, досуга, воспитания, возможность
сделать
досуговую
деятельность
управляемой и подчиненной целям
обучения, воспитания, развития

- формирование у детей
дополнительного интереса к
учебе,
- увеличение качества знаний
обучающихся на профильных
курсах
обучение
с
учетом
возрастных особенностей,
- изучение предметов по
выбору скажется на качестве
успеваемости
- защита детей от социально
неблагополучной среды в связи

Обучающиеся

- раннее социальное и профессиональное
самоопределение детей, связанное с
естественными науками
- расширение коммуникативных связей и
возможностей
- подготовка к поступлению
на
естественнонаучные факультеты
- социальная адаптация к взрослой
жизни
на
основе
принципов
здоровьесбережения

Учителя

реализация
профессиональной
педагогической компетентности
дополнительные
возможности
личностного и профессионального роста
- повышение личного имиджа и имиджа
профессии в целом

Администрация

Повышение
результативности
образовательного процесса в ОУ
- Повышение имиджа ОУ и учителя в
образовательном пространстве района,
области
- обеспечение развития образовательной
инфраструктуры в соответствии с
требованиями времени.

с занятостью
деятельностью

экологической

- формирование потребности
постоянно
обновлять
свои
знания,
осознание,
что
результат
образования - это не только
знания
по
конкретным
дисциплинам, но и умение
применять их в повседневной
жизни,
использовать
в
дальнейшем обучении
- создание среды возможностей
успешности, когда каждый
сможет почувствовать вкус
успеха
- формирование положительной
мотивации
учительского
коллектива
- профессиональное развитие
педагогов, рост творческой
активности,
- участие в муниципальных,
региональных
профессиональных конкурсах
рост
образовательных
результатов в ОУ
- Привлечение к учительской
профессии
молодых
талантливых людей.

Этапы реализации Программы эколого-валеологического воспитания
школьников
Этапы реализации программы
Аналитико-диагностический

Этап согласования целей и выработки стратегии

Программные мероприятия
Анализ контингента учащихся с точки зрения
состояния здоровья.
Проведение социологического опроса.
Анализ
педагогических
и
материальнотехнических возможностей ОО.
Анализ социума с точки зрения возможностей
партнерства в здоровьесбережении.
Анализ
организации
образовательного
процесса.
Анализ предметного пространства с точки
зрения безопасности.
Командообразующие мероприятия
Подготовка (разработка и корректировка)
нормативного основания деятельности по
здоровьесбережению.
Выбор форм деятельности, апробация новых

методов (технологий).
Повышение
квалификации
Этап реализации целей

Этап контрольно-оценочный

педагогов.

Разработка и реализация сценариев, программ,
проектов, учебных программ, апробация новых
форм деятельности и т.д.
Взаимодействие с партнерами.
Организация проектной и исследовательской
деятельности обучающихся.
Проведение акций.
Организация мониторинга.
Экспертиза программных материалов
Анализ результатов (на уровне достижений ОО
и обучающихся).

План реализации Программы эколого-валеологического воспитания
школьников
№
1.

Мероприятия
Организация проектной и
исследовательской деятельности
обучающихся

Сроки
2017-2020гг.

2.

Подготовка выступлений на
родительских собраниях

2017-2020 гг.

3.

Организация массовых мероприятий
здоровьесберегающей и
здоровьесозидающей направленности

2017-2020 гг.
(согласно плану
работы школы)

4.

Реализации программ элективных
курсов, направленных на экологовалеологическое воспитание
школьников

2017-2020 гг.
(согласно учебному
плану)

5.

Реализация программы Школьного
экологического объединения «РЭП»
(решаем экологические проблемы)
Участие в экологических акциях
школы, посёлка, района

2017-2020

Проведение акций, ориентированных
на выработку нетерпимого
отношения к вредным привычкам
Разработка мониторинга среды ОО,
ориентированной на
здоровьесбережение

2017-2020 гг.

Проведение внешней и внутренней

2017-2020 гг.

6.

7.

8.

9.

2017-2020

2017-2020гг.

Ответственность
Зам. директора по УВР
Руководитель ШМО учителей
естественнонаучных
дисциплин
Учителя-предметники
Зам. директора по ВР
Зам. директора по УВР
Классные руководители
Зам. директора по ВР
Зам. директора по УВР
Руководитель ШМО учителей
естественнонаучных
дисциплин
Учителя-предметники
Классные руководители
Зам. директора по УВР
Руководитель ШМО учителей
естественнонаучных
дисциплин
Учителя-предметники
Руководитель ШМО учителей
естественнонаучных
дисциплин
Зам. директора по ВР
Зам. директора по УВР
Руководитель ШМО учителей
естественнонаучных
дисциплин
Учителя-предметники
Классные руководители
Зам. директора по ВР
Педагог психолог
Директор
Зам. директора по ВР
Зам. директора по АХР
Зам. директора по УВР
Директор

экспертизы педагогических
инноваций

(согласно плану
методической
работы)
2017-2020 гг.

Зам. директора по УВР

10.

Аудит нагрузки обучающихся

11.

Работа по плану школьного
методического объединения
учителей естественных наук
(биология, экология, география,
химия)

2017-2020 гг.

Зам. директора по УВР
Руководитель ШМО учителей
естественнонаучных
дисциплин

12.

Проведение тематических классных
часов эколого-валеологической
тематики

2017-2020 гг.
(согласно плану
воспитательной
работы)

13.

Подготовка к олимпиадам разного
уровня по предметам
естественнонаучного цикла
Организация учебноисследовательского взаимодействия с
НПП «Припышминские боры»

2017-2020 гг.

Зам. директора по ВР
Руководитель ШМО учителей
естественнонаучных
дисциплин
Учителя-предметники
Классные руководители
Учителя-предметники

2017-2020 гг.

Руководитель ШМО учителей
естественнонаучных
дисциплин

15.

Участие в Фестивале «Юные
интеллектуалы Среднего Урала»

ежегодно

16.

Проведение семинаров, заседаний
районных методических
объединений, конференций на базе
школы для учителей
естественнонаучных дисциплин
Проведение Декады
естественнонаучных дисциплин с
обязательным общешкольным днём
валеологических знаний
Проведение Дней здоровья

2017-2020

Зам. директора по УВР
Руководитель ШМО учителей
естественнонаучных
дисциплин
Учителя-предметники
Классные руководители
Зам. директора по УВР
Руководитель ШМО учителей
естественнонаучных
дисциплин

14.

17.

18.

ежегодно, апрель

2017-2020 гг.
(согласно плану
школы)
ежегодно март,
апрель

19.

Участие в мероприятиях
экологического слёта «ЮНЭКО»

20.

Организация и проведение школьной
НПК учащихся по предметам
естественнонаучного цикла с 1 по 11
классы
Летний экологический лагерь.

ежегодно, февраль

Анализ реализации программы
эколого-валелологического
воспитания школьников

ежегодно, май

21.

22.

июль

Зам. директора по УВР

Зам. директора по УВР
Руководитель ШМО учителей
естественнонаучных
дисциплин
Зам. директора по ВР
Учителя физкультуры, ОБЖ
Руководитель ШМО учителей
естественнонаучных
дисциплин
Учителя-предметники
Руководитель ШМО учителей
естественнонаучных
дисциплин
Руководитель ШМО учителей
естественнонаучных дисциплин
Учителя-предметники
Руководитель ШМО учителей
естественнонаучных
дисциплин

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ
Назначение программы:
- Выявление проблемных зон в профилактической и коррекционной
работе с детьми «группы риска».
- Построение и описание желаемого будущего состояния школы в
плане создания комфортной среды для всех субъектов образовательных
отношений.
- Разработка и описание стратегии и тактики в деятельности ШСП.
- Формирование плана действий по внедрению в практику школы
восстановительной медиации.
Цель Программы:
Создание благоприятного, гуманного и безопасного пространства для
развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении
трудных жизненных ситуаций;
содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации
участников конфликтных ситуаций в школьной среде.
Задачи Программы:
- Обеспечить освоение и внедрение в практику работы принципов
восстановительной медиации, восстановительных технологий.
- Создать с помощью метода школьной медиации и восстановительного
подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов
детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную
жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей
из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным)
поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния.
- Создать с использованием процедуры медиации и восстановительного
подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми,
попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Интегрировать
принципы
восстановительной
медиации,
восстановительные технологии в работу школьных сообществ и
объединений, таких как Совет по профилактике правонарушений, Совет
школы, Совет старшеклассников, Педагогический совет, методическое
объединение классных руководителей.
- Создать условия для внедрения новых форм, технологий и методов
работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения
несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом.
- Повысить эффективность социальной и психологической помощи
детям, относящимся к группам риска.
- Создать комфортную среду для развития навыков конструктивного
взаимодействия в разных сферах жизни школы, в том числе во внеурочной
деятельности.
- Обеспечить обучение обучающихся, педагогов и родителей
восстановительным технологиям и школьной медиации.
- Обеспечить проведение супервизий как внутри школы членами
школьной
службы

примирения, так и членами муниципального сообщества медиаторов из
других школ Талицкого городского округа.
- Создать систему мониторинга конфликтов, случаев обращения в
службу, завершенных программ.
- Создать условия для участия школьных медиаторов в деятельности
сообществ медиаторов различных уровней, представления и публикации
опыта.
- Обеспечить повышение квалификации педагогических работников
образовательной организации по вопросам применения процедуры медиации
в повседневной педагогической практике.
Основные направления реализации Программы:
- реализация мероприятий, направленных на разрешение конфликтных
ситуаций;
- использование восстановительной технологии в примирительных
программах;
- пропаганда бесконфликтного общения и развитие толерантных
отношений в образовательном пространстве школы;
- волонтерская деятельность.
Обоснование актуальности программы
В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до
2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного
распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г.
№ 1916-р, в образовательных организациях должны быть организованы
школьные службы примирения, обеспечивающие защиту прав детей и
создающие условия для формирования безопасного пространства, равных
возможностей и защиты их интересов.
Развитие школьных служб примирения в образовательных
организациях обусловлено целым рядом причин.
В современном обществе все в большей степени наблюдается
социальное расслоение в обществе. При этом механизмы социальной
мобильности - социальные лифты, «обеспечивающие равный старт и
продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта», не
запущены. Отсутствие социальных лифтов приводит к росту социального
напряжения,
озлобленности
и
конфликтности,
обострению
межнациональных отношений.
Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные
и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в
формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести
межкультурный диалог.
На этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как
фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои
ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга.
При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на
образовательные организации.

В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно
высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм,
безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность,
правонарушения,
совершаемые
несовершеннолетними,
проявление
суицидального поведения.
По данным социологических исследований, в 2012 году в возрастной
группе от 11 до 24 лет численность регулярно потребляющих наркотики (с
частотой не реже 2-3 раз в месяц) составляла 9,6% от общей численности
данной возрастной группы (2,6 млн. человек); численность потребления
спиртосодержащей продукции составила 50,5% несовершеннолетних и
молодежи (13,7 млн. человек), а потребления табачных изделий - 45,6% (12,3
млн. человек).
В последние годы значительно повысилось внимание гражданского
общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной
среды для развития и социализации детей. Различные неправительственные
организации предлагают самые разнообразные меры - от полезных и важных
до вызывающих опасения.
Вместе с этим Российская Федерация активно интегрируется в
стремительно глобализирующееся мировое образовательное пространство с
соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы
и технологии работы с детьми.
Медиация широко и успешно применяется в современном мире,
особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским
обществом, практически ко всем видам споров - от семейных до
коммерческих. Согласно общемировой статистике порядка 80-90% случаев
применения процедуры медиации завершается достижением медиативного
соглашения и более 85% медиативных соглашений исполняются сторонами
добровольно. С 2008 года действует Директива Европейского парламента и
Совета Европейского Союза о медиации, оказывающая существенное
влияние на интеграцию медиации в правовую и социальную практику стран
членов европейского сообщества и за его пределами.
Интеграция метода школьной медиации в образовательное
пространство выходит далеко за рамки взаимодействия «ребенок-семьяшкола (образовательная организация)». Если гуманный инструментарий
решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сфере образования, он
будет быстрее распространен и на другие социальные сферы, и на все
общество в целом.
Современное общество остро нуждается в способности граждан
конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать
социальный
интеллект,
менталитет
сотрудничества,
социального
партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в
работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений,
опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь,
благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное
взаимодействие на первое место.

Таким образом, развитие школьных служб примирения является
важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится
одной из приоритетных задач в области современного воспитания и
образования.
Анализ ситуации
На изменение политической, экономической и социальной жизни
российского общества влияют такие факторы, как вхождение России в мировое
сообщество, миграционные процессы, развитие рыночной экономики, развитие
технологий. Эти процессы оказывают влияние на жизнь не только в мегаполисах
и крупных городах, но и в маленьких городах и поселках.
Среди отрицательных последствий таких изменений, зафиксированных и
в социальном окружении школы, можно выделить следующие:
- курение, злоупотребление ПАВ, наркомания;
- социальное расслоение школьников (элитарность образования:
некоторые родители имеют возможность обучать детей дополнительно в
спортивной школе, школе искусств, другие - нет и т.п.);
- отрицательное влияние телевидения, Интернета, других СМИ
(бездуховная реклама, опасные социальные сети, жестокие фильмы, игры и т.п.);
- рост правонарушений и правонарушителей;
- рост количества семей, имеющих доход ниже прожиточного минимума;
- напряженный ритм жизни (у родителей - загруженность на работе, не
позволяющая родителям проводить больше времени в семье с детьми;
у школьников - загруженность в школе, дефицит времени для
осмысления себя, своего «Я», своих места и цели в жизни);
- напряженность в семейной жизни (не оформленные официально браки,
воспитание в семье с одним родителем, самоустранение родителей от воспитания
детей);
- наличие пьющих семей и родителей;
- недостаток способов проведения досуга, общения в поселке;
- низкий культурный уровень населения;
- высокие цены на услуги дополнительного образования;
- отсутствие объединений по запросам старшеклассников и молодёжи из-за
невозможности найти специалистов для работы в сельской местности;
- отсутствие жилья для молодых специалистов, что сделало бы
привлекательной работу в сельской местности.
Как следствия влияния данных факторов: внутренняя напряженность,
неудовлетворенность собой, жизнью, агрессивность, конфликтность.
Снижение уровня жизни населения ведет к социальной напряженности.
Чтобы заработать достаточно денег для развития, воспитания и содержания
детей, родители вынуждены много времени проводить на работе.
Большая занятость родителей несовершеннолетних на работе приводит к
тому, что дети и подростки лишены части родительской заботы и внимания, не
получают опыта семейной жизни, ролевого опыта, опыта доброжелательного
общения. Они не осваивают стиль жизни, в котором царят доброжелательность,
стремление помочь друг другу, стремление решить возникающие проблемы в

общем семейном кругу.
Выходя
из-под
опеки
взрослых,
подростки
оказываются
неподготовленными к ситуациям социального риска, так как в ближайшем
социуме отсутствуют желаемые возможности общения, проведения досуга,
вариативные социальные связи, круг общения узок и замкнут.
Главную роль в первичной социализации личности детей и подростков
играет семья. Более трети учащихся школы воспитываются в неполных семьях,
обычно это семьи без отца. У мальчиков отсутствуют образцы мужского
поведения, что ведет к воспитанию по женскому типу: они более эмоциональны,
не способны принимать решения, взять на себя ответственность, у них слабо
развита сила воли. Около половины таких семей неблагополучные и
малообеспеченные.
У ряда подростков не сформированы социальные навыки, а знания об
обществе, в котором им предстоит жить, поверхностны. Такие учащиеся
испытывают трудности в решении личностно значимых проблем,
самообразовании, получении и применении информации. Они не умеют
отстаивать свое мнение, занимать позицию в дискуссии. Большинство из них не
умеют сотрудничать и работать в группе, принимать решения и улаживать
разногласия и конфликты, договариваться. Так как большую часть времени дети
и подростки проводят в школе, когда им приходится взаимодействовать с
представителями разных возрастов, социального статуса, национальностей,
именно в школе и проявляются конфликты. Несовершеннолетние, склонные
к асоциальному поведению, проявляют их явно (ссоры, драки, причинение
обид другим, нарушение дисциплины на уроке и Устава школы, порча
школьного имущества). Несовершеннолетние с развитой эмоциональноволевой сферой усилием воли скрывают внутренние конфликты и страдают
эмоционально от невозможности поделиться с равным своими мыслями,
переживаниями, опасениями.
В связи с перекладыванием обязанностей семьи на плечи педагогов,
большой загруженностью педагогов, изменением в поведении школьников,
педагогам приходится решать все больше проблем и становится все труднее
противостоять эскалации конфликтов. Педагоги не обладают всеми
необходимыми компетенциями по деэскалации конфликтов, не обучены
эффективным стратегиям, позволяющими легко выходить из возникающих
конфликтных ситуаций.
Между тем, следует отметить и положительные изменения в обществе,
которые приводят к позитивным изменениям в школе. Конкуренция при
поступлении в ВУЗы, требования работодателей к личностным и
профессиональным качествам потенциальных работников привели к тому,
что многие ученики хорошо понимают значимость образования, стремятся
получить качественное образование, целенаправленно готовятся к ЕГЭ и
ОГЭ, принимают активное участие в школьной жизни, формируют и
пополняют
свое
портфолио,
участвуют
в
научно-практических
конференциях, учебных и социальных проектах, волонтерской деятельности.

Они умеют конструктивно взаимодействовать с окружающими, открыты для
общения, позитивны, оптимистичны.
Современные дети и подростки, в том числе дети и подростки нашей
школы - молодежь информационного общества: они легко осваивают
современные информационные технологии, учатся работать с информацией,
готовы помогать.
Педагоги школы владеют и применяют в образовательном процессе
современные образовательные технологии открытого и продуктивного
образования: проектный метод, дебаты, исследовательский метод, ИКТ,
социальное проектирование и др.
Дети – будущее страны и нации, поэтому обучение школьников будущих взрослых эффективным методам взаимодействия – одно из
приоритетных направлений государства. С этой целью в последнее десять
лет принят ряд законов и разработан ряд нормативных документов (см.
паспорт Программы).
В настоящее время в различных регионах страны и крупных городах
накоплен опыт деятельности служб медиации и примирения на школьном,
городском муниципальном, окружном уровнях.
В основе деятельности школьных служб примирения лежит:
- разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов,
возникающих в образовательной организации, проведение просветительской
работы среди коллег и родителей;
- предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их
эскалации; обеспечение формирования и обучения «групп равных»;
- использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике
безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения,
правонарушений несовершеннолетних;
- использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями,
находящимися в социально опасном положении;
- использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию
культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию
условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях
напряжения и стресса;
- применение медиативного подхода, а также технологий позитивного
общения
в
коррекционной
работе
с
несовершеннолетними
правонарушителями, в том числе в общении с работниками
правоохранительных органов и представителями комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав;
- использование медиативного подхода как основы для сохранения
межпоколенческой коммуникации и возможности передачи главных
общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
Таким образом, создание и развитие школьной службы примирения
призвано стать действенным и средством создания комфортной школьной
среды, профилактики школьных, семейных (с участием детей) и межличностных
конфликтов, восстановления разрушенных отношений, примирения детей и

подростков с собой, своей совестью и ровесниками. Деятельность школьной
службы примирения - залог снятия напряженности, и как следствие, развития
несовершеннолетних, их интеллектуальных и творческих способностей,
социального интеллекта.
Риски создания Службы школьной медиации
и способы их нивелирования
№ п/п

Возможные риски

Возможные
способы
нивелирования\устранения

1.

Конфликт
между
большой
загруженностью педагогов во время
образовательного процесса и большим
количеством времени, требуемым на
реализацию
восстановительных
программ.
Конфликт
между
большой
загруженностью учеников во время
образовательного процесса и большим
количеством времени, требуемым на
реализацию
восстановительных
программ.

- Учет работы педагога - медиатора при
проведении процедуры стимулирования.
- Учет опыта работы педагогов-медиаторов при
аттестации.

2.

3.

4.

их

- Учет времени, потраченного на работу
медиатора, как волонтерская деятельность,
волонтерская книжка, дополнительные баллы при
поступлении в ВУЗ.
- Стимулирование учеников - медиаторов через
направление в тематические зимние и летние
лагеря, подачу представлений на поощрение Главы
ТГО.
Опасность сойти с роли медиатора или - Обучение: КПК, тренинги, семинары.
замена роли медиатора на роль - Супервизии.
заместителя
директора,
психолога, - Участие в работе сообществ медиаторов.
инспектора и социального педагога.
Отсутствие кабинета для проведения - Использование
кабинета психолога для
медиаций.
проведения процедур примирения.

Образ будущего школы
МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 5» - это
школа без конфликтов и агрессии, в которой ученики, педагоги и родители
владеют навыками бесконфликтного общения и способностью урегулировать
возникающие конфликты при помощи технологий восстановительного подхода.
Учащийся школы - человек, готовый и способный вести диалог с
другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; уважающий других людей;
соблюдающий правила этикета, правила для учащихся, Устав школы; уважающий
закон и порядок;
умеющий:
- вести конструктивный диалог;
- достигать взаимопонимания;
- сотрудничать для достижения общих результатов;
- самостоятельно решать свои проблемы;
- отстаивать свою точку зрения;
- осуществлять коммуникацию разными категориями людей;
сознающий ответственность перед семьей, обществом, государством обладающий способностью к саморегуляции.

Учитель школы - человек, воспринимающий ученика как личность,
готовый к равноправным партнерским отношениям с ним; принимающий
ценности восстановительного подхода и принципы восстановительной
медиации, владеющий технологиями диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения.
Родитель - человек, воспринимающий своего ребенка, как личность;
уважающий субкультуру детства, принимающий ценности восстановительного
подхода и принципы восстановительной медиации, доверяющий школьной
службе примирения и готовый поддерживать её.
Основные сферы стратегических изменений
Сферы изменений
Формирование
укоренение
восстановительной
культуры
образовательном
пространстве

Содержание изменений

и - принятие педагогами ценностей восстановительного подхода к
разрешению конфликтов, криминальных ситуаций и напряженных
взаимоотношений;
в - принятие учениками и родителями ценностей восстановительного
подхода, доверие к школьной службе примирения;
- уменьшение доли административного способа решения конфликтов;
- переход от традиционных (административных) способов решения
конфликтов к альтернативным (восстановительным программам,
технологиям и техникам);
- внедрение в школу восстановительных практик и формирование
восстановительной культуры;
- включение восстановительных принципов в разные аспекты школьной
жизни (деятельность классного руководителя, система классных часов,
внеклассная работа в школе, внеурочная деятельность, социальное
проектирование, психологическая поддержка при подготовке к экзаменам,
родительские собрания, педагогические советы, методические
объединения, заседания Совета профилактики правонарушений т.п.);
внедрение
элементов
восстановительной
культуры
и
восстановительных практик в разные сферы школьной жизни;
- создание команды школьников-медиаторов школьной службы
примирения;
- проведение занятий со школьниками-медиаторами (работа Клуба
медиаторов);
- проведение супервизий медиаторов-школьников (анализ работы
медиаторов на соответствие стандартам восстановительной медиации);
- увеличение количества школьников, желающих и способных проводить
восстановительные программы;
- обеспечение подготовки детей-медиаторов на место учащихся,
окончивших школу;
- проведение педагогами и школьниками, родителями восстановительных
программ;
- создание группы поддержки школьной службы примирения;
- информирование школьного сообщества о результатах работы школьной
службы примирения.
Жизненное
пространство - оформление информационного стенда для размещения информации
школы
о деятельности школьной службы примирения;
- оборудование кабинета для проведения медиаций;
- размещение информации о деятельности школьной службы
примирения на сайте школы.
Отношение
школы
и - Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав ТГО.
внешнего окружения
- Распространение опыта на муниципальном уровне.

Школьный менеджмент

Профессионализм кадров

- Выступления на конференциях и в СМИ.
- Анализ доминирующих способов реагирования на конфликты и
разработка программ под конфликты.
- Создание условий для принятия педагогическим коллективом
восстановительного
подхода
к
разрешению
конфликтов,
криминогенных ситуаций, напряженных взаимоотношений.
- Организация обучения участников образовательного процесса
восстановительным практикам.
- Проведение мониторинга прошедших восстановительных программ,
анализа изменений в поведении участников конфликтов и
взаимоотношений в школе в результаты работы ШСП.
- Информирование школьного сообщества о результатах работы
школьной службы примирения.
- Анализ деятельности школьной службы примирения.
- Обеспечение обучения педагогов современным способам
разрешения конфликтов через применение восстановительных
технологий.
- Формирование у педагогов ключевых компетенций: принятие
ценностей восстановительной медиации, принципов деятельности
школьной службы примирения, стандартов восстановительной
медиации.
- Овладение педагогами технологиями диагностики причин
конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.
- Повышение квалификации медиаторов через участие в семинарах,
конференциях, тренингах, курсах и т.п.

Ожидаемые результаты реализации программы
Сферы изменений
Формирование
и
укоренение
восстановительной
культуры
в
образовательном
пространстве

Содержание изменений
- Педагоги принимают ценности восстановительного
правосудия, принципы восстановительной медиации;
- 7-10 учащихся школы составляют группу медиаторовволонтеров из учащихся 8-11 классов;
- 5 педагогов составляют группу медиаторов-педагогов;
- 3 родителя составляют группу поддержки школьной
службы примирения;
- 30% педагогов составляют группу поддержки школьной
службы примирения;
- 70% выявленных конфликтов разрешается с применением
восстановительных программ;
- в учебном процессе в 100% уроков используются
технологии сотрудничества, проектные, парные, групповые
форм работы;
- в план внеурочной деятельности включено 10% занятий
по этике, занятий с элементами тренинга, программ по
формированию умения общаться;
- в систему классных часов введены занятия по теме «За
здоровый образ жизни» (1 классный час в месяц);
100%
школьников
охвачены
социальным
проектированием;
- разработана и реализуется программа обучения
медиаторов-учащихся;
- занятия по программам проводятся 2 раза в месяц;
- проходят встречи медиаторов по обсуждению итогов
реализации восстановительных программ и супервизии (в
течение недели после завершения медиации и др.
программ);

Жизненное пространство школы

Отношение школы и
окружения

внешнего

Школьный менеджмент

Профессионализм кадров

- количество школьников-медиаторов увеличивается на
10% (ежегодно);
- осуществляется информирование школьного сообщества о
результатах восстановительных программ регулярно по
завершению программ (только с согласия сторон
конфликта);
элементы
восстановительной
культуры
и
восстановительных практик внедрены в деятельность
методических объединений
(25%), родительские собрания (20%), педагогические
советы (50%);
- на 60% увеличены случаи обращения учащихся в
школьную службу примирения для получения
возможности урегулирования конфликтов цивилизованным
путем.
- оформлен и регулярно обновляется информационный
стенд для размещения информации о деятельности
школьной службы примирения;
- оборудован кабинет для проведения процедур
примирения;
- информация о деятельности школьной службы
примирения размещена на сайте школы.
- Школьная служба примирения регулярно взаимодействует
с КДН и ЗП по профилактике правонарушений
несовершеннолетних;
- Школьная служба примирения взаимодействует с
региональной ассоциацией медиаторов (участие в
конференциях межрегионального и регионального уровня
по
вопросам
реализации
медиативного
подхода;
представление опыта организации ШСП и проведения
восстановительных программ на семинарах разного уровня.
- анализ доминирующих способов реагирования на
конфликты проводится регулярно - 2 раза в год (1 раз в
полугодие);
- проводятся семинары, тренинги для педагогов по
обучению восстановительным подходам - 1 раз в четверть;
- мониторинг эффективности проведенных программ - 1 раз
полугодие;
- школьное сообщество регулярно информируется о
результатах работы ШСП;
- анализ деятельности школьной службы примирения
проводится 1 раз в год.
- 100% педагогов обучены современным способам
разрешения
конфликтов
через
применение
восстановительных технологий;
100%
педагогов
знакомы
со
стандартами
восстановительной медиации, нормативными документами;
- 20% педагогов проводят восстановительные программы;
- 100% педагогов-медиаторов регулярно повышают свою
квалификацию через участие в семинарах, конференциях,
тренингах, курсах и т.п.;
- у 100% педагогов сформированы ключевые компетенции:
принятие
ценностей
восстановительного
подхода,
принципов
восстановительной медиации;
- 100% педагогов владеют технологиями диагностики
причин конфликтных ситуаций, их профилактики и

разрешения.

Механизм управления программой
Ниже представлена модель взаимодействия и согласования
управленческих действий по реализации программы развития школьной
службы примирения.
Школьная служба примирения (координатор и медиаторы):
- разрабатывает программу развития ШСП и представляет её на Совете
школы и педагогическом совете;
- вносит корректировки в программу на всех этапах её реализации;
- разрабатывает нормативно-правовую базу;
- реализуют восстановительные программы;
- размещает информацию о ШСП на стендах и сайте школы;
- проводит мониторинг банка обращений в Службу, завершенных
программ;
- вносит предложения по представлению опыта работы медиаторов,
подготовке и размещению публикаций.
Совет школы:
- принимает участие в разработке программы развития школьной
службы примирения;
- рекомендует программу развития ШСП к утверждению;
- заслушивает на своих совещаниях итоги работы ШСП (1 раз в год)
- способствует поиску финансовых ресурсов для реализации
Программы;
- привлекает общественность и социальных партнеров к совместной
деятельности по реализации Программы;
- вносит предложения по корректировке Программы.
Администрация школы:
- утверждает программу развития школьной службы примирения с
последующей разработкой ее нормативно-правового обеспечения;
- утверждает нормативную базу по реализации Программы;
- способствует поиску финансовых ресурсов для реализации
Программы;
- обеспечивает методическое сопровождение реализации Программы;
- организует и координирует непрерывное образование педагогических
кадров в соответствии с направлениями Программы;
- передает конфликтные случаи обращения учеников, педагогов и
родителей для разрешения посредством восстановительных программ;
- пропагандирует ценный опыт по реализации Программы
Педагог-психолог:
- анализируют выполнение Программы в рамках своей компетенции;
- вносит предложения по корректировке Программы;
- выполняет Программу в рамках своей компетенции с учетом
ценностей восстановительного подхода, принципов восстановительной
медиации;

- участвует в мониторинговых исследованиях по оценке
промежуточных и итоговых результатов реализации Программы.
Педагоги школы:
- внедряют принципы и ценности восстановительных программ в
учебно-воспитательный процесс;
- реализуют Программу с учетом особенностей школы;
- вносят предложения по корректировке Программы.
Классные руководители:
- вместе с педагогом-психологом проводят мониторинг конфликтов в
классе и обеспечивают реализацию программ, направленных на обучение
бесконфликтному общению;
- вводят в систему классных часов занятия по теме «За здоровый образ
жизни» (1 классный час в месяц);
- вводят в систему классных часов занятия для проведения тренингов по
формированию и развитию навыков конструктивного общения, по
профилактике и решению конфликтов;
- вовлекают школьников в социальное проектирование и совместную
деятельность;
- взаимодействуют со школьной службой примирения (передают
трудные случаи для решения посредством восстановительных программ);
- формируют группу поддержки Службы со стороны школьников;
- вносят предложения по корректировке Программы.
Мониторинг реализации программы
Цель - сбор и обработка информации о процессах реализации программы
для принятия управленческих решений по корректировке дальнейших действий.
№
1.

2.

3.

Показатели
Управление
процессом
реализации
программы
Ресурсное
обеспечение
реализации
программы

Сроки
Соблюдение
сроков
реализации программы -1
раз в полгода

Средства
Ответственный
Аналитические
Координатор программы
отчеты
по итогам
отчетного периода

1 раз в полгода

Информационная
справка

Координатор программы

Процессы
выполнения
запланированных
действий

1 раз в год

Аналитические
отчеты

Ответственные
исполнители

Мониторинг результативности работы по Программе
Цель - сбор и обработка информации о результатах реализации программы.
№

Планируемые результаты

1.

Сформирована

и

Критерии достижения результатов
укоренена -

Регулярное

проведение

восстановительных

восстановительная
образовательном

2.

3.

4.

5.

6.

7.

культура
пространстве

в программ, что отражено в документации Службы
(журналы, описание работы службы по случаям).
- Наличие банка конфликтов для дальнейшего
разрешения (журнал).
- Наличие опыта проведения восстановительных
программ и его
востребованность участниками образовательного
процесса.
Создана
система
психолого- - Наличие банка конфликтов по классам и программ
педагогического
и
методического по их преодолению.
сопровождения
школьной
службы - Реализация программ под конфликты педагогомпримирения, а также
психологом в сотрудничестве со всеми службами
психолого-педагогического сопровождения и школы.
- Наличие плана методической работы по теме.
поддержки учащихся
- Наличие банка методических материалов по
направлению работы Службы.
- Наличие социальных партнеров, заключенные
договоры.
- Педагоги школы имеют свидетельства о
прохождение курсов
повышения квалификации в соответствии с
направлением «Школьная медиация».
- Участие медиаторов в сообществах медиаторов
разного уровня.
- Прохождение супервизий.
- Позиционирование опыта работы школы на
муниципальном,
региональном, и Всероссийском
уровнях.
Осуществлена интеграция школьной - Наличие программ внеурочной деятельности по
службы примирения с другими
этике и культуре общения.
сферами школьной жизни
- Наличие банка социальных проектов.
- Наличие банка сценариев классных часов, школьных
мероприятий, родительских собраний, заседаний
методических объединений, педсоветов и т.п.
Разработана и реализуется программа - Наличие программы воспитания и социализации.
воспитания и социализации учащихся
Реализация
мероприятий,
предусмотренных
программой.
Собран банк опыта
- Наличие программ, спецкурсов, обучающих
семинаров, тренингов;
- наличие банка случаев обращения и реагирования на
конфликты;
- статистика по завершенным и незавершенным
программам;
- кейсы;
- публикации.
Обновлена
ресурсная
база - имеется и оборудован кабинет для проведения
образовательного
учреждения
в медиаций;
соответствии
с
требованиями - имеется и постоянно обновляется информационный
программы развития ШСП
стенд.
Организованы постоянно действующие - согласованность позиций участников семинаров;
семинары
готовность
педагогов
к
применению
восстановительных
программ,
возможность
обсуждения вопросов по основным направлениям
работы;
- наличие сценариев, планов, программ.
востребованность
итоговых
материалов,
обсуждаемых на семинарах.

8.

Обеспечена открытость результатов - сформированность открытой позиции у участников
деятельности
школьной
службы образовательного процесса;
- наличие информации о деятельности Службы на
примирения
сайте школы.

Этапы реализации программы
этапы
Подготовительный

сроки
2017 г.

Практический

2018-2019 гг.

Рефлексивный

2020 г.

основные мероприятия
- разработка нормативно-правовой базы школьной
службы примирения;
- разработка программы развития школьной службы
примирения;
- освоение восстановительных технологий, изучение
опыта их применения;
- создание группы школьных медиаторов из числа
педагогов школы и учащихся;
- внедрение элементов восстановительных технологий в
разные сферы школьной жизни;
- организация обучения педагогов-медиаторов и
учащихся-медиаторов восстановительным практикам;
- организация деятельности ШСП при урегулировании
возникающих конфликтов;
совершенствование
материально-технического
оснащения ОУ для проведения процедур примирения.
- реализация программы развития школьной службы
примирения;
- совершенствование нормативно-правовой базы ШСП;
- освоение новых восстановительных практик;
- участие в работе обучающих семинаров, тренингов;
- установление связи с социальными партнёрами.
- реализация программы развития школьной службы
примирения;
- создание банка данных из опыта работы ШСП;
- подведение итогов реализации программы развития
ШСП;
- обобщение и представление педагогическому
сообществу опыта работы школьной службы
примирения;
- проектирование перспективной работы школьной
службы примирения.

План реализации программы
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Мероприятия
Сроки
Назначение кураторов школьной службы июнь
примирения
2017 г.
Разработка нормативно-правовой базы
июнь
2017 г.
Разработка Программы развития школьной август
службы примирения
2017 г.
Анкетирование участников ОП на предмет сентябрь
наличия и видов конфликтов в школе
2017 г.
Создание группы медиаторов из числа сентябрь
педагогов и обучающихся 8-11 классов
2017 г.
Создание группы поддержки из числа сентябрь
родителей
2017 г.
Реклама школьной службы примирения октябрь

Ответственные
директор
заместители директора
УВР, ВР, куратор
заместители директора
УВР, ВР, куратор
педагог-психолог
педагог-психолог,
ШСП
куратор ШСП
куратор ШСП

по
по

куратор

8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.

18.
19.

20.
21.

(производственное совещание)
Мониторинг использования в учебном
процессе технологий сотрудничества, парной
и групповой форм работы
Проведение восстановительных программ
Введение в систему классных часов по теме
«Здоровый образ жизни»
Разработка и реализация социальных
проектов для учащихся 1-11 классов
Разработка
программы
обучения
школьников-медиаторов
Реализация
программы
обучения
школьников-медиаторов
Проведение
родительских
собраний,
информирование родителей о ШСП
Проведение заседания секции классных
руководителей
о
формировании
восстановительной культуры школы через
создание и деятельность ШСП
Проведение педагогических советов
Переход от административных методов
урегулирования
конфликтов
к
восстановительным программам
Оформление стенда для информирования о
деятельности ШСП
Разработка буклетов и рекомендаций по
бесконфликтному
общению,
способах
выхода из конфликтов, особенностях
школьных конфликтов
Оборудование кабинета для проведения
медиаций
Размещение информации на сайте школы

2017 г.
октябрь
2017 г.

сентябрь
2017 г.
в течение года

куратор ШСП

ноябрь
2017 г.
декабрь
2017 г.

классные руководители

по

куратор ШСП

заместитель директора по ВР,
куратор ШСП

1 раз в год
куратор ШСП
с сентября 2017 куратор ШСП
г.
сентябрь
2017 г.
в течение года

куратор ШСП

сентябрь
2017 г.
в течение всего
периода
реализации
программы
в течение всего
периода
реализации
программы
в течение всего
периода
реализации
программы
в течение всего
периода
реализации
программы
в течение всего
периода
реализации
программы
2017-2020 гг.

заместитель директора
АХР
ответственный за сайт

Сотрудничество с Комиссией по делам
несовершеннолетних и защите их прав

23.

Сотрудничество с органами профилактики
правопорядка
и
учреждениями
дополнительного образования

24.

Сотрудничество с Советом профилактики
школы

25.

Участие в семинарах, конференциях по
проблемам школьной медиации

26.

Реализация программы развития школьной
службы примирения
Мониторинг
эффективных ежегодно
восстановительных программ
Информирование школьного сообщества о регулярно

28.

директора

в течение года
медиаторы
1 раз в месяц в заместитель директора по ВР
течение года
в течение года
заместитель директора по ВР

22.

27.

заместитель
УВР

педагог-психолог

по

заместитель директора по ВР,
куратор ШСП

заместитель директора по ВР,
куратор ШСП

заместитель директора по ВР,
куратор ШСП

заместитель директора
УВР, куратор ШСП

куратор, медиаторы
куратор ШСП
куратор ШСП

по

29.
30.
31.
32.

результатах работы ШСП
Обучение школьников восстановительным
программам
Обучение педагогов на курсах повышения
квалификации
Проведение цикла семинаров-тренингов для
педагогов и родителей
Анализ деятельности ШСП

в течение года

медиаторы

в течение года

администрация, куратор ШСП

ежегодно

куратор ШСП

ежегодно

куратор ШСП

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».