РП Труд (технология), 1 - 4 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» (далее
соответственно - программа по труду (технологии), труд (технология)) на
уровне начального общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Основной целью программы по труду (технологии) является успешная
социализация обучающихся, формирование у них функциональной
грамотности на базе освоения культурологических и конструкторскотехнологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания
в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им
практических умений, необходимых для разумной организации собственной
жизни воспитание ориентации на будущую трудовую деятельность, выбор
профессии в процессе практического знакомства с историей ремесел и
технологий.
Программа по труду (технологии) направлена на решение системы задач:
формирование общих представлений о культуре и организации трудовой
деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о
предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его
взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания,
исторически развивающихся и современных производствах и профессиях;
формирование основ чертежно-графической грамотности, умения
работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж,
эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных
материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации,
глазомера через формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого
использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной
деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе
выполнения практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к
изобретательской деятельности;

воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным
традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в
материальном мире;
воспитание понимания социального значения разных профессий,
важности ответственного отношения каждого за результаты труда;
воспитание готовности участия в трудовых делах школьного коллектива;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности,
аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе,
взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной
созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к
творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого
отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного
мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду,
применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и
мнению других людей.
Содержание программы по труду (технологии) включает характеристику
основных структурных единиц (модулей), которые являются общими для
каждого года обучения:
 технологии, профессии и производства;
 технологии ручной обработки материалов: работы с бумагой и
картоном, с пластичными материалами, с природным материалом, с
текстильными материалами и другими доступными материалами
(например, пластик, поролон, фольга, солома);
 конструирование и моделирование: работа с конструктором (с учётом
возможностей материально-технической базы образовательной
организации), конструирование и моделирование из бумаги, картона,
пластичных материалов, природных и текстильных материалов,
робототехника (с учётом возможностей материально-технической
базы образовательной организации);
 ИКТ (с учётом возможностей материально-технической базы
образовательной организации).
В процессе освоения программы по труду (технологии) обучающиеся
овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на
развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства
ответственности, умения искать и использовать информацию.

В программе по труду (технологии) осуществляется реализация
межпредметных связей с учебными предметами: «Математика»
(моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с
учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами,
именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование
средств художественной выразительности, законов и правил декоративноприкладного искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и
конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей
для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции),
«Родной язык» (использование важнейших видов речевой деятельности и
основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения
результатов практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с
текстами для создания образа, реализуемого в изделии).
Общее число часов, отведенных на изучение предмета «Труд
(технология)» – 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе –
34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34
часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Природное и техническое окружение человека. Природа как источник
сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие природных
форм, их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы
и фантазия мастера – условия создания изделия. Бережное отношение к
природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении,
разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в
зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов, поддержание порядка во время работы, уборка по
окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение
инструментов.
Мир профессий. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные
с изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы
обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи.
Технологии ручной обработки материалов.
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых
материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при
изготовлении изделий.
Общее представление об основных технологических операциях ручной
обработки
материалов:
разметка
деталей,
выделение
деталей,
формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей.
Способы разметки деталей: «на глаз» и «от руки», по шаблону, по
линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) и
изготовление изделий с опорой на рисунки, графическую инструкцию,
простейшую схему. Чтение условных графических изображений (называние
операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления
изделий). Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка
и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения
деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и
другое. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или
его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и другое).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки
материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и
приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и другие),
их правильное, рациональное и безопасное использование.

Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другое). Приёмы
изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка «на
глаз», отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства.
Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и
складывание, сминание, обрывание, склеивание и другое. Резание бумаги
ножницами. Правила безопасного использования ножниц.
Виды природных материалов (плоские – листья и объёмные – орехи,
шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор
материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение
деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с
помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах.
Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и другие).
Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
Конструирование и моделирование.
Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические
массы, бумага, текстиль и другое) и способы их создания. Общее
представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимное
расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях
из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий,
изготовление изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели (на
плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное
прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого
(необходимого) результата, выбор способа работы в зависимости от
требуемого результата (замысла).
ИКТ.
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных
носителях.
Информация. Виды информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение предмета «Труд (технология)» в 1 классе способствует
освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных
действий:
познавательных
универсальных
учебных
действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
и исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах
изученного);
воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную,
графическую);
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку,
выделять основные и второстепенные составляющие конструкции;
сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и
различия в их устройстве.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией часть познавательных универсальных учебных действий:
воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или
в учебнике), использовать её в работе;
понимать и анализировать простейшую знаково-символическую
информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общаться как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное
мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения:
уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;
строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по
содержанию изученных тем).
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных
учебных действий:
принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную
учебную задачу;
действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на
графическую инструкцию учебника, принимать участие в коллективном
построении простого плана действий;
понимать и принимать критерии оценки качества работы,
руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ;
организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку
рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить
необходимую уборку по окончании работы;
выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным
критериям.

Совместная деятельность способствует формированию умений:
проявлять положительное отношение к включению в совместную работу,
к простым видам сотрудничества;
принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в
процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
2 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные
представления об основном принципе создания мира вещей: прочность
конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность.
Средства художественной выразительности (композиция, цвет, тон и другие).
Изготовление изделий с учётом данного принципа. Общее представление о
технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия,
выстраивание последовательности практических действий и технологических
операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка, обработка
с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия, проверка
изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.
Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением этапов
технологического процесса.
Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий.
Совершенствование их технологических процессов. Мир профессий. Мастера
и их профессии, правила мастера. Культурные традиции. Техника на службе
человека.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла,
его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые
проекты.
Технологии ручной обработки материалов.
Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в
жизни. Исследование и сравнение элементарных физических, механических и
технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их
декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Знание и выполнение основных технологических операций ручной
обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с
помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей
(сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и другое),
сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия.
Использование соответствующих способов обработки материалов в
зависимости от вида и назначения изделия.

Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж,
эскиз, схема. Чертёжные инструменты – линейка, угольник, циркуль. Их
функциональное назначение, конструкция. Приёмы безопасной работы
колющими инструментами (циркуль).
Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа
(контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных
графических изображений. Построение прямоугольника от двух прямых углов
(от одного прямого угла). Разметка деталей с опорой на простейший чертёж,
эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,
схеме. Использование измерений, вычислений и построений для решения
практических задач. Сгибание и складывание тонкого картона и плотных
видов бумаги – биговка. Подвижное соединение деталей на проволоку,
толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани
(поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного
происхождения (полученные на основе натурального сырья). Виды ниток
(швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее представление),
его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и её варианты
(перевивы, наборы) и (или) строчка косого стежка и её варианты (крестик,
стебельчатая, ёлочка). Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей
выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного
швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей,
сшивание деталей).
Использование дополнительных материалов (например, проволока,
пряжа, бусины и другие).
Конструирование и моделирование.
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах
создания гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и
конструирования симметричных форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по
простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей
конструкции. Внесение элементарных конструктивных изменений и
дополнений в изделие.
ИКТ
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных
носителях. Поиск информации. Интернет как источник информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Изучение предмета труда (технологии) во 2 классе способствует
освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных
действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной
деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
и исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах
изученного);
выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устной или
письменной;
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с учётом
указанных критериев;
строить рассуждения, делать умозаключения, проверять их в
практической работе;
воспроизводить порядок действий при решении учебной (практической)
задачи;
осуществлять решение простых задач в умственной и материализованной
форме.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
получать информацию из учебника и других дидактических материалов,
использовать её в работе;
понимать и анализировать знаково-символическую информацию
(чертёж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть коммуникативных универсальных учебных
действий:
выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы,
дополнять ответы других обучающихся, высказывать своё мнение, отвечать на
вопросы, проявлять уважительное отношение к одноклассникам, внимание к
мнению другого;
делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте, рассказе
учителя, о выполненной работе, созданном изделии.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных
учебных действий:

понимать и принимать учебную задачу;
организовывать свою деятельность;
понимать предлагаемый план действий, действовать по плану;
прогнозировать необходимые действия для получения практического
результата, планировать работу;
выполнять действия контроля и оценки;
воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся, стараться
учитывать их в работе.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
выполнять элементарную совместную деятельность в процессе
изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь;
выполнять правила совместной работы: справедливо распределять
работу, договариваться, выполнять ответственно свою часть работы,
уважительно относиться к чужому мнению.
3 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и
создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как
движущие силы прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных
условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника,
предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Современные
производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных
используемым на уроках труда (технологии).
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие
формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению.
Стилевая гармония в предметном ансамбле, гармония предметной и
окружающей среды (общее представление).
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные
технологии в жизни современного человека. Решение человеком инженерных
задач на основе изучения природных законов – жёсткость конструкции
(трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая форма и
другие).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых
ресурсов и идей для технологий будущего.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные,
групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики.

Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества,
распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель (лидер)
и подчинённый).
Технологии ручной обработки материалов.
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и
синтетических материалов. Разнообразие технологий и способов обработки
материалов в различных видах изделий, сравнительный анализ технологий
при использовании того или иного материала (например, аппликация из
бумаги и ткани, коллаж и другие). Выбор материалов по их декоративнохудожественным
и
технологическим
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож,
шило и другие), знание приёмов их рационального и безопасного
использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ
устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности
практических действий и технологических операций, подбор материалов и
инструментов, экономная разметка материалов, обработка с целью получения
деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объёмных
изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм.
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный,
толстый, тонкий, цветной и другой). Чтение и построение простого чертежа
(эскиза) развёртки изделия. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж,
эскиз. Решение задач на внесение необходимых дополнений и изменений в
схему, чертёж, эскиз. Выполнение измерений, расчётов, несложных
построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа,
выполнение отверстий шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование
трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий. Использование
вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и другие) и (или)
петельной строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание
пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из
нескольких деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных
материалов в одном изделии.
Конструирование и моделирование.

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в
том числе наборов «Конструктор» по заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративно-художественным). Способы
подвижного и неподвижного соединения деталей набора «Конструктор», их
использование в изделиях, жёсткость и устойчивость конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений,
технических устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на
доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учётом
дополнительных условий (требований). Использование измерений и
построений для решения практических задач. Решение задач на мысленную
трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот).
ИКТ.
Информационная среда, основные источники (органы восприятия)
информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации.
Информационные технологии. Источники информации, используемые
человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный
компьютер и другие. Современный информационный мир. Персональный
компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения
здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и
обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи,
беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD). Работа с
текстовым редактором Microsoft Word или другим.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
и исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать
их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
осуществлять анализ предложенных образцов с выделением
существенных и несущественных признаков;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной,
а также графически представленной в схеме, таблице;
определять способы доработки конструкций с учётом предложенных
условий;

классифицировать изделия по самостоятельно предложенному
существенному признаку (используемый материал, форма, размер,
назначение, способ сборки);
читать и воспроизводить простой чертёж (эскиз) развёртки изделия;
восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
анализировать и использовать знаково-символические средства
представления информации для создания моделей и макетов изучаемых
объектов;
на основе анализа информации производить выбор наиболее
эффективных способов работы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий
для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под
руководством учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
коммуникации;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и способах создания;
описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства;
формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и
способов выполнения задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных
учебных действий:
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для
её решения;
прогнозировать необходимые действия для получения практического
результата, предлагать план действий в соответствии с поставленной задачей,
действовать по плану;
выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и недочёты по
результатам работы, устанавливать их причины и искать способы устранения;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:

выбирать себе партнёров по совместной деятельности не только по
симпатии, но и по деловым качествам;
справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему
решению, отвечать за общий результат работы;
выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и
дружелюбие;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при
выполнении своей части работы.
4 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Профессии и технологии современного мира. Использование достижений
науки в развитии технического прогресса. Изобретение и использование
синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в
различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное сырьё.
Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и другие).
Мир профессий. Профессии, связанные с опасностями (пожарные,
космонавты, химики и другие).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность
людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности
человека на окружающую среду, способы её защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных
мастеров. Бережное и уважительное отношение людей к культурным
традициям. Изготовление изделий с учётом традиционных правил и
современных технологий (лепка, вязание, шитьё, вышивка и другое).
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация
заданного или собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и
технологических решений). Коллективные, групповые и индивидуальные
проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение учебного
года. Использование комбинированных техник создания конструкций по
заданным условиям в выполнении учебных проектов.
Технологии ручной обработки материалов.
Синтетические материалы – ткани, полимеры (пластик, поролон). Их
свойства. Создание синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения
практических задач. Внесение дополнений и изменений в условные
графические изображения в соответствии с дополнительными (изменёнными)
требованиями к изделию.

Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в
соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение
оптимальных способов разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов
отделки. Комбинирование разных материалов в одном изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с
помощью чертёжных инструментов. Освоение доступных художественных
техник.
Технология обработки текстильных материалов. Обобщённое
представление о видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические),
их свойствах и областей использования. Дизайн одежды в зависимости от её
назначения, моды, времени. Подбор текстильных материалов в соответствии с
замыслом, особенностями конструкции изделия. Раскрой деталей по готовым
лекалам (выкройкам), собственным несложным. Строчка петельного стежка и
её варианты («тамбур» и другие), её назначение (соединение и отделка
деталей) и (или) строчки петлеобразного и крестообразного стежков
(соединительные и отделочные). Подбор ручных строчек для сшивания и
отделки изделий. Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон,
полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное
определение технологий их обработки в сравнении с освоенными
материалами.
Комбинированное использование разных материалов.
Конструирование и моделирование.
Современные требования к техническим устройствам (экологичность,
безопасность, эргономичность и другие).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в
том числе конструктора, по проектному заданию или собственному замыслу.
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторскотехнологических проблем на всех этапах аналитического и технологического
процесса при выполнении индивидуальных творческих и коллективных
проектных работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные
узлы робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование
робота. Составление алгоритма действий робота. Программирование,
тестирование робота. Преобразование конструкции робота. Презентация
робота.
ИКТ.
Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых носителях
информации.

Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской,
проектной, предметной преобразующей деятельности. Работа с готовыми
цифровыми материалами. Поиск дополнительной информации по тематике
творческих и проектных работ, использование рисунков из ресурса
компьютера в оформлении изделий и другое. Создание презентаций в
программе PowerPoint или другой.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
и исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать
их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
анализировать конструкции предложенных образцов изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по
образцу, рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием
общепринятых условных обозначений и по заданным условиям;
выстраивать
последовательность
практических
действий
и
технологических операций, подбирать материал и инструменты, выполнять
экономную разметку, сборку, отделку изделия;
решать простые задачи на преобразование конструкции;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной;
соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверять изделия
в действии, вносить необходимые дополнения и изменения;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному
существенному признаку (используемый материал, форма, размер,
назначение, способ сборки);
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации
предметов (изделий) с учётом указанных критериев;
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку,
выделять основные и второстепенные составляющие конструкции.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
находить необходимую для выполнения работы информацию, пользуясь
различными источниками, анализировать её и отбирать в соответствии с
решаемой задачей;

на основе анализа информации производить выбор наиболее
эффективных способов работы;
использовать знаково-символические средства для решения задач в
умственной или материализованной форме, выполнять действия
моделирования, работать с моделями;
осуществлять поиск дополнительной информации по тематике
творческих и проектных работ;
использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и
другое;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий
для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под
руководством учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы, аргументировать
и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению;
описывать факты из истории развития ремёсел на Руси и в России,
высказывать своё отношение к предметам декоративно-прикладного
искусства разных народов Российской Федерации;
создавать
тексты-рассуждения:
раскрывать
последовательность
операций при работе с разными материалами;
осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников, их
роль в жизни каждого человека, ориентироваться в традициях организации и
оформления праздников.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных
учебных действий:
понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определять цели
учебно-познавательной деятельности;
планировать практическую работу в соответствии с поставленной целью
и выполнять её в соответствии с планом;
на основе анализа причинно-следственных связей между действиями и их
результатами прогнозировать практические «шаги» для получения
необходимого результата;
выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки, процесса и
результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе:
распределять роли, выполнять функции руководителя или подчинённого,
осуществлять продуктивное сотрудничество, взаимопомощь;
проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их
работы, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их
достижения;
в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать свои
предложения и пожелания, выслушивать и принимать к сведению мнение
других обучающихся, их советы и пожелания, с уважением относиться к
разной оценке своих достижений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ТЕХНОЛОГИИ
НА
УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по труду (технологии) на
уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества, уважительное отношение к
труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении
гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы,
ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в
предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего народа,
уважительное отношение к культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной
среды, эстетические чувства – эмоционально-положительное восприятие и
понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и
отечественной художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам
творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой
самореализации, мотивация к творческому труду, работе на результат,
способность к различным видам практической преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к
саморегуляции:
организованность,
аккуратность,
трудолюбие,
ответственность, умение справляться с доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики
общения, проявление толерантности и доброжелательности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
и исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в
пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных
и письменных высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и
несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия;
делать обобщения (технико-технологического и декоративнохудожественного характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной
практической творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении
изделий в соответствии с технической, технологической или декоративнохудожественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения
объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта
технологической деятельности.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в
учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в
соответствии с решаемой задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства
представления информации для решения задач в умственной и
материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с
моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий
для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с
контролируемым выходом), оценивать объективность информации и
возможности её использования для решения конкретных учебных задач;

следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
представленным в других информационных источниках.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать репликиуточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи,
аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в
диалоге;
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания)
изделий декоративно-прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые
суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах
создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании
изделия.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных
учебных действий:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения
необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
У обучающегося будут сформированы умения совместной
деятельности:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную
работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции
руководителя (лидера) и подчинённого, осуществлять продуктивное
сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения
и пожелания, оказывать при необходимости помощь;

понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные
идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать
конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его
практического воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта
проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и
убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда;
применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной
работы с клеем;
действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами
рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала, экономия
материала при разметке);
определять названия и назначение основных инструментов и
приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла,
шаблон, стека и другие), использовать их в практической работе;
определять наименования отдельных материалов (например, бумага,
картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и способы их
обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и другие),
выполнять доступные технологические приёмы ручной обработки материалов
при изготовлении изделий;
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций:
разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;
выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, «на глаз», «от
руки», выделение деталей способами обрывания, вырезания и другое, сборку
изделий с помощью клея, ниток и другое;
оформлять изделия строчкой прямого стежка;
понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец»,
«заготовка»,
«материал»,
«инструмент»,
«приспособление»,
«конструирование», «аппликация»;
выполнять задания с опорой на готовый план;
обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте,
ухаживать за инструментами и правильно хранить их, соблюдать правила
гигиены труда;

рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по
вопросам учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия:
выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять
взаимное расположение, виды соединения, способы изготовления;
распознавать изученные виды материалов (природные, пластические,
бумага, тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет,
фактура, форма, гибкость и другие);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и
приспособления (шаблон, стека, булавки и другие), безопасно хранить и
работать ими;
различать материалы и инструменты по их назначению;
называть и выполнять последовательность изготовления несложных
изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных
изделий: экономно выполнять разметку деталей «на глаз», «от руки», по
шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания
размеров), точно резать ножницами по линиям разметки, придавать форму
деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием,
сминанием, лепкой и прочее, собирать изделия с помощью клея, пластических
масс и другое, эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием,
аппликацией, строчкой прямого стежка;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с
опорой на инструкционную карту, образец, шаблон;
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема),
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу,
рисунку;
осуществлять
элементарное
сотрудничество,
участвовать
в
коллективных работах под руководством учителя;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера;
называть профессии, связанные с изучаемыми материалами и
производствами, их социальное значение.
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая») карта,
«чертёж», «эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет», «модель»,

«технология», «технологические операции», «способы обработки» и
использовать их в практической деятельности;
выполнять задания по самостоятельно составленному плану;
распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира
(прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия,
асимметрия, равновесие), наблюдать гармонию предметов и окружающей
среды, называть характерные особенности изученных видов декоративноприкладного искусства;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания
рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом
деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке
или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на
инструкционную (технологическую) карту;
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы,
исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстый картон,
натуральные ткани, нитки, проволока и другие);
читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия
контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия
симметрии);
выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов
и одного прямого угла) с помощью чертёжных инструментов (линейки,
угольника) с опорой на простейший чертёж (эскиз), чертить окружность с
помощью циркуля;
выполнять биговку;
выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной
геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней;
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета),
соотносить объёмную конструкцию с изображениями её развёртки;
отличать макет от модели, строить трёхмерный макет из готовой
развёртки;
определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и
выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по
модели, простейшему чертежу или эскизу;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;

применять освоенные знания и практические умения (технологические,
графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и
практической деятельности;
делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в
ходе обсуждения;
выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под
руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых
группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в
продукте, демонстрировать готовый продукт;
знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания.
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
понимать смысл понятий «чертёж развёртки», «канцелярский нож»,
«шило», «искусственный материал»;
выделять и называть характерные особенности изученных видов
декоративно-прикладного искусства, профессии мастеров прикладного
искусства (в рамках изученного);
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по
описанию изученные и распространённые в крае ремёсла;
называть и описывать свойства наиболее распространённых изучаемых
искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и
другие);
читать чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью
чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);
безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;
выполнять рицовку;
выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными
строчками;
решать простейшие задачи технико-технологического характера по
изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание
новых свойств конструкции в соответствии с новыми (дополненными)
требованиями, использовать комбинированные техники при изготовлении
изделий в соответствии с технической или декоративно-художественной
задачей;
понимать технологический и практический смысл различных видов
соединений в технических объектах, простейшие способы достижения

прочности конструкций, использовать их при решении простейших
конструкторских задач;
конструировать и моделировать изделия из разных материалов и
конструктора по заданным техническим, технологическим и декоративнохудожественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости
от требований конструкции;
называть несколько
видов
информационных
технологий и
соответствующих способов передачи информации (из реального окружения
обучающихся);
понимать назначение основных устройств персонального компьютера
для ввода, вывода и обработки информации;
выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;
использовать
возможности
компьютера
и
информационнокоммуникационных технологий для поиска необходимой информации при
выполнении обучающих, творческих и проектных заданий;
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного
материала на основе полученных знаний и умений.
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
формировать общее представление о мире профессий, их социальном
значении, о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в
области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых
окружающих производствах;
на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее место
в зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового
процесса;
самостоятельно планировать и выполнять практическое задание
(практическую работу) с опорой на инструкционную (технологическую) карту
или творческий замысел, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия;
понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять
доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего
труда;
выполнять более сложные виды работ и приёмы обработки различных
материалов (например, плетение, шитьё и вышивание, тиснение по фольге),

комбинировать различные способы в зависимости и от поставленной задачи,
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
выполнять символические действия моделирования, понимать и
создавать простейшие виды технической документации (чертёж развёртки,
эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу;
решать простейшие задачи рационализаторского характера по
изменению конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств
конструкции в связи с изменением функционального назначения изделия;
на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие художественноконструкторские задачи по созданию изделий с заданной функцией;
создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с
использованием изображений на экране компьютера, оформлять текст (выбор
шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией, работать в программах Word,
PowerPoint;
решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать
проектный замысел, осуществлять выбор средств и способов его
практического воплощения, аргументированно представлять продукт
проектной деятельности;
осуществлять сотрудничество в различных видах совместной
деятельности, предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к
мнению товарищей, договариваться, участвовать в распределении ролей,
координировать собственную работу в общем процессе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

0

4

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Технологии, профессии и производства

1.1

Природное и техническое
окружение человека. Мир
профессий. Профессии,
связанные с изучаемыми
материалами и
производствами

Итого по разделу

4

https://resh.edu.ru/subject/8/1/

4

Раздел 2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование

2.1

Природные материалы.
Свойства. Технологии
обработки. Способы
соединения природных
материалов

4

0

4

https://resh.edu.ru/subject/8/1/

2.2

Композиция в художественнодекоративных изделиях

2

0

2

https://resh.edu.ru/subject/8/1/

2.3

Пластические массы.
Свойства. Технология
обработки. Получение
различных форм деталей
изделия из пластилина. Мир
профессий

4

0

4

https://resh.edu.ru/subject/8/1/

2.4

Бумага. Ее основные свойства.
Виды бумаги. Мир профессий

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/8/1/

2.5

Картон. Его основные
свойства. Виды картона.

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/8/1/

2.6

Сгибание и складывание
бумаги

3

0

3

https://resh.edu.ru/subject/8/1/

2.7

Ножницы – режущий
инструмент. Резание бумаги и
тонкого картона ножницами.
Понятие «конструкция». Мир
профессий

3

0

3

https://resh.edu.ru/subject/8/1/

2.8

Шаблон – приспособление.
Разметка бумажных деталей по
шаблону

5

0

5

https://resh.edu.ru/subject/8/1/

2.9

Общее представление о тканях
и нитках. Мир профессий

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/8/1/

2.10

Швейные иглы и
приспособления

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/8/1/

2.11

Варианты строчки прямого
стежка (перевивы). Вышивка

3

0

3

https://resh.edu.ru/subject/8/1/

2.12

Выставка работ. Итоговое
занятие

1

0

1

0

33

Итого по разделу

29

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

2 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

0

5

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Технологии, профессии и производства.

1.1

Средства художественной
выразительности (композиция,
цвет, форма, размер, тон,
светотень, симметрия) в
работах мастеров. Мир
профессий. Мастера и их
профессии

Итого по разделу

5

https://resh.edu.ru/subject/8/2/

5

Раздел 2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование.
2.1

Технология и технологические
операции ручной обработки
материалов

4

0

4

https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.2

Технология и технологические
операции ручной обработки
материалов (общее
представление)

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.3

Элементы графической
грамоты. Мир профессий

2

0

2

https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.4

Разметка прямоугольных
деталей от двух прямых углов
по линейке

3

0

3

https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.5

Угольник – чертежный
(контрольно-измерительный)
инструмент. Разметка
прямоугольных деталей по
угольнику

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.6

Циркуль – чертежный
(контрольно-измерительный)
инструмент. Разметка круглых
деталей циркулем

2

0

2

https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.7

Подвижное и неподвижное
соединение деталей.
Соединение деталей изделия

5

0

5

https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.8

Машины на службе у человека.
Мир профессий

2

0

2

https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.9

Технология обработки
текстильных материалов.
Натуральные ткани. Основные
свойства натуральных тканей.
Мир профессий

2

0

2

https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.10

Технология изготовления
швейных изделий. Лекало.
Строчка косого стежка и ее
варианты

6

0

6

https://resh.edu.ru/subject/8/2/

1

0

https://resh.edu.ru/subject/8/2/

Итого по разделу

28

Раздел 3. Итоговый контроль за год
3.1

Проверочная работа

Итого по разделу

1
1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

33

3 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

Контрольные
работы

Практические
работы

0

2

https://resh.edu.ru/subject/8/3/

0

3

https://resh.edu.ru/subject/8/3/

Раздел 1. Технологии, профессии и производства.
1.1

Современные производства и
профессии, связанные с
обработкой материалов

Итого по разделу

2
2

Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии

2.1

Современный
информационный мир.
Персональный компьютер (ПК)
и его назначение

Итого по разделу

3

3

Раздел 3. Технологии ручной обработки материалов

3.1

Способы получения объемных
рельефных форм и
изображений. (технология
обработки пластических масс,
креповой бумаги, фольги). Мир
профессий

4

0

4

https://resh.edu.ru/subject/8/3/

3.2

Способы получения объемных
рельефных форм и
изображений Фольга.

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/8/3/

Технология обработки фольги.
Мир профессий

3.3

Архитектура и строительство.
Гофрокартон. Его строение
свойства, сферы
использования. Мир профессий

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/8/3/

3.4

Объемные формы деталей и
изделий. Развертка. Чертеж
развертки. Мир профессий

6

0

6

https://resh.edu.ru/subject/8/3/

3.5

Технологии обработки
текстильных материалов

4

0

4

https://resh.edu.ru/subject/8/3/

3.6

Пришивание пуговиц. Ремонт
одежды

2

0

2

https://resh.edu.ru/subject/8/3/

3.7

Современные производства и
профессии (история швейной
машины или другое). Мир
профессий

4

0

4

https://resh.edu.ru/subject/8/3/

0

6

https://resh.edu.ru/subject/8/3/

1

0

https://resh.edu.ru/subject/8/3/

Итого по разделу

22

Раздел 4. Конструирование и моделирование

4.1

Конструирование изделий из
разных материалов, в том
числе наборов «Конструктор»
по заданным условиям. Мир
профессий

Итого по разделу

6

6

Раздел 5. Итоговый контроль за год
5.1

Проверочная работа

1

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

33

4 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

Контрольные
работы

Практические
работы

0

2

https://resh.edu.ru/subject/8/4/

0

3

https://resh.edu.ru/subject/8/4/

0

5

https://resh.edu.ru/subject/8/4/

Раздел 1. Технологии, профессии и производства
1.1

Технологии, профессии и
производства. Современные
производства и профессии

Итого по разделу

2
2

Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии
2.1

Информационнокоммуникационные технологии

Итого по разделу

3
3

Раздел 3. Конструирование и моделирование
3.1

Конструирование
робототехнических моделей

Итого по разделу

5
5

Раздел 4. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование
4.1

Конструирование сложных
изделий из бумаги и картона

4

0

4

https://resh.edu.ru/subject/8/4/

4.2

Конструирование объемных
изделий из разверток

3

0

3

https://resh.edu.ru/subject/8/4/

4.3

Интерьеры разных времен.
Декор интерьера. Мир
профессий

3

0

3

https://resh.edu.ru/subject/8/4/

4.4

Синтетические материалы. Мир
профессий

5

0

5

https://resh.edu.ru/subject/8/4/

4.5

История одежды и текстильных
материалов. Мир профессий

5

0

5

https://resh.edu.ru/subject/8/4/

4.6

Конструирование и
моделирование.
Конструирование изделий из
разных материалов, в том числе
наборов «Конструктор» по
заданным условиям

3

0

3

https://resh.edu.ru/subject/8/4/

1

0

https://resh.edu.ru/subject/8/4/

1

33

Итого по разделу

23

Раздел 5. Итоговый контроль за год
5.1

Подготовка портфолио.
Проверочная работа

1

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Электронные цифровые образовательные
ресурсы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Мир вокруг нас
(природный и
рукотворный)

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5363/start/167842/

2

Техника на службе
человека (в воздухе, на
земле и на воде)

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5093/start/167863/

3

Традиции и праздники
народов России, ремёсла,
обычаи

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5365/start/167915/

4

Профессии, связанные с
изучаемыми материалами
и производствами.
Профессии сферы
обслуживания

1

0

1

5

Природа и творчество.
Природные материалы.
Сбор листьев и способы
их засушивания

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5365/start/167915/

6

Семена разных растений.
Составление композиций
из семян

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4224/start/190437/

7

Объемные природные
материалы (шишки,
жёлуди, каштаны).
Конструирование
объемных изделий из них

1

0

1

8

Способы соединения
природных материалов

1

0

1

9

Понятие «композиция».
Центровая композиция.
Точечное наклеивание
листьев.

1

0

1

10

«Орнамент».
Разновидности
композиций, Композиция
в полосе

1

0

1

11

Материалы для лепки
(пластилин, пластические
массы). Свойства
пластических масс

1

0

1

12

Изделие. Основа и детали
изделия. Понятие
«технология»

1

0

1

13

Формообразование
деталей изделия из
пластилина

1

0

1

https://uchebnik.mos.ru/material/composed_document76733679?menuReferrer=catalogue

14

Объемная композиция.
Групповая творческая
работа – проект

1

0

1

https://uchebnik.mos.ru/material/lesson_template582756?menuReferrer=catalogue

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4224/start/190437/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5094/start/190458/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5095/start/168042/

15

Бумага. Ее основные
свойства. Виды бумаги

1

0

1

16

Картон. Его основные
свойства. Виды картона

1

0

1

17

Сгибание и складывание
бумаги. (Cоставление
композиций из
несложной сложенной
детали)

1

0

1

18

Сгибание и складывание
бумаги (Основные формы
оригами и их
преобразование)

1

0

1

19

Складывание бумажной
детали гармошкой

1

0

1

20

Режущий инструмент
ножницы. Их назначение,
конструкция. Правила
пользования

1

0

1

21

Приемы резания
ножницами по прямой,
кривой и ломаной линиям

1

0

1

22

Резаная аппликация

1

0

1

23

Шаблон –
приспособление для
разметки деталей.
Разметка по шаблону

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4230/start/170488/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5968/start/170710/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5965/start/170616/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5969/start/170658/

24

Разметка по шаблону и
вырезание нескольких
деталей из бумаги

1

0

1

25

Преобразование
правильных форм в
неправильные

1

0

1

26

Составление композиций
из деталей разных форм

1

0

1

27

Изготовление деталей по
шаблону из тонкого
картона

1

0

1

28

Общее представление о
тканях и нитках

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4228/start/170848/

29

Швейные иглы и
приспособления.
Назначение. Правила
обращения. Строчка
прямого стежка

1

0

1

https://uchebnik.mos.ru/material/game_app379649?menuReferrer=catalogue

30

Вышивка – способ
отделки изделий.
Мережка (осыпание края
заготовки из ткани)

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5366/start/190500/

31

Строчка прямого стежка,
ее варианты – перевивы

1

0

1

32

Отделка швейного
изделия (салфетки,
закладки) строчками
прямого стежка

1

0

1

33

Выставка работ. Итоговое
занятие

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1

0

1

33

0

33

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4231/start/170953/

2 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Электронные цифровые образовательные
ресурсы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Мастера и их профессии.
Повторение и обобщение
пройденного в первом
классе

1

0

1

2

Средства художественной
выразительности: цвет,
форма, размер. Общее
представление

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5368/start/218984/

3

Средства художественной
выразительности: цвет в
композиции

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4311/start/219011/

4

Виды цветочных
композиций (центральная,
вертикальная,
горизонтальная)

1

0

1

5

Светотень. Способы ее
получения
формообразованием белых
бумажных деталей

1

0

1

6

Биговка – способ сгибания
тонкого картона и плотных
видов бумаги

1

0

1

7

Биговка по кривым линиям

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4312/start/219871/

8

Изготовление сложных
выпуклых форм на деталях
из тонкого картона и
плотных видов бумаги

1

0

1

9

Конструирование складной
открытки со вставкой

1

0

1

10

Технология и
технологические операции
ручной обработки
материалов (общее
представление)

1

0

1

11

Линейка – чертежный
(контрольноизмерительный)
инструмент. Понятие
«чертеж». Линии чертежа
(основная толстая, тонкая,
штрих и два пунктира)

1

0

1

12

Понятие «чертеж». Линии
чертежа (основная толстая,
тонкая, штрих и два
пунктира)

1

0

1

13

Разметка прямоугольных
деталей от двух прямых
углов по линейке

1

0

1

14

Конструирование
усложненных изделий из
бумаги

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5367/start/220136/

15

Конструирование
усложненных изделий из
бумаги

1

0

1

16

Угольник – чертежный
(контрольноизмерительный)
инструмент. Разметка
прямоугольных деталей по
угольнику

1

0

1

17

Циркуль. Его назначение,
конструкция, приемы
работы. Круг, окружность,
радиус

1

0

1

18

Чертеж круга. Деление
круглых деталей на части.
Получение секторов из
круга

1

0

1

19

Подвижное и соединение
деталей. Шарнир.
Соединение деталей на
шпильку

1

0

1

20

Подвижное соединение
деталей шарнирна
проволоку

1

0

1

21

Шарнирный механизм по
типу игрушки-дергунчик

1

0

1

22

«Щелевой замок» - способ
разъемного соединения
деталей

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4313/start/220279/

23

Разъемное соединение
вращающихся деталей

1

0

1

24

Транспорт и машины
специального назначения

1

0

1

25

Макет автомобиля

1

0

1

26

Натуральные ткани,
трикотажное полотно,
нетканые материалы

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5370/start/220544/

27

Виды ниток. Их назначение,
использование

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5976/start/220517/

28

Строчка косого стежка.
Назначение. Безузелковое
закрепление нитки на
ткани. Зашивания разреза

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5977/start/220571/

29

Разметка и выкраивание
прямоугольного швейного
изделия. Отделка вышивкой

1

0

1

30

Сборка, сшивание
швейного изделия

1

0

1

31

Лекало. Разметка и
выкраивание деталей
швейного изделия по
лекалу

1

0

1

32

Изготовление швейного
изделия с отделкой
вышивкой

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5978/start/220662/

33

Изготовление швейного
изделия с отделкой
вышивкой

1

0

1

34

Итоговый контроль за год
(проверочная работа)

1

1

0

34

1

33

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6429/start/220723/

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Электронные цифровые образовательные
ресурсы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Технологии, профессии и
производства. Повторение
и обобщение пройденного
во втором классе

1

0

1

2

Современные
производства и профессии,
связанные с обработкой
материалов

1

0

1

3

Знакомимся с
компьютером. Назначение,
основные устройства

1

0

1

4

Компьютер – твой
помощник. Запоминающие
устройства – носители
информации

1

0

1

5

Работа с текстовой
программой

1

0

1

6

Как работает скульптор.
Скульптуры разных
времен и народов

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4508/start/220777/

7

Рельеф. Придание
поверхности фактуры и
объема

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5600/start/220804/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5597/start/220749/

8

Как работает художникдекоратор. Материалы
художника,
художественные
технологии

1

0

1

9

Свойства креповой бумаги.
Способы получение
объемных форм

1

0

1

10

Способы получения
объемных рельефных форм
и изображений Фольга.
Технология обработки
фольги

1

0

1

11

Архитектура и
строительство.
Гофрокартон. Его строение
свойства, сферы
использования

1

0

1

12

Плоские и объемные
формы деталей и изделий.
Развертка. Чертеж
развертки. Рицовка

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4467/start/222924/

13

Плоские и объемные
формы деталей и изделий.
Развертка. Чертеж
развертки. Рицовка

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5593/start/221147/

14

Развертка коробки с
крышкой

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4044/start/220926/

15

Оклеивание деталей
коробки с крышкой

1

0

1

16

Конструирование сложных
разверток

1

0

1

17

Конструирование сложных
разверток

1

0

1

18

Строчка косого стежка
(крестик, стебельчатая).
Узелковое закрепление
нитки на ткани.
Изготовление швейного
изделия

1

0

1

19

Строчка косого стежка
(крестик, стебельчатая).
Узелковое закрепление
нитки на ткани.
Изготовление швейного
изделия

1

0

1

20

Строчка петельного стежка
и ее варианты.
Изготовление
многодетального швейного
изделия

1

0

1

21

Строчка петельного стежка
и ее варианты.
Изготовление
многодетального швейного
изделия

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5594/start/221731/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4036/start/220953/

22

Пришивание пуговиц.
Ремонт одежды.
Конструирование и
изготовление изделия (из
нетканого полотна) с
отделкой пуговицей

1

0

1

https://uchebnik.mos.ru/material/lesson_template2912797?menuReferrer=catalogue

23

Проект. Коллективное
дидактическое пособие для
обучения счету (с
застежками на пуговицы)

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5601/start/221039/

24

История швейной машины.
Способ изготовления
изделий из тонкого
трикотажа стяжкой

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4510/start/221066/

25

История швейной машины.
Способ изготовления
изделий из тонкого
трикотажа стяжкой

1

0

1

26

Пришивание бусины на
швейное изделие

1

0

1

27

Пришивание бусины на
швейное изделие

1

0

1

28

Подвижное и неподвижное
соединение деталей из
деталей наборов типа
«Конструктор». Профессии
технической, инженерной
направленности

1

0

1

29

Конструирование моделей
с подвижным и
неподвижным
соединением из деталей
набора типа
«Конструктор» или из
разных материалов

1

0

1

30

Простые механизмы.
Рычаг. Конструирование
моделей качелей из
деталей набора типа
«Конструктор», или из
разных материалов

1

0

1

31

Простые механизмы.
Ножничный механизм.
Конструирование моделей
с ножничным механизмом
из деталей набора типа
«Конструктор», или из
разных материалов

1

0

1

32

Конструирование модели
робота из деталей набора
типа «Конструктор» или из
разных материалов

1

0

1

33

Конструирование модели
транспортного робота из
деталей набора типа
«Конструктор» или из
разных материалов

1

0

1

34

Итоговый контроль за год
(проверочная работа)

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

0

34

1

33

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4434/start/222305/

4 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Повторение изученного в 3
классе. Современные
синтетические материалы

1

0

1

2

Современные производства
и профессии

1

0

1

3

Информация. Интернет

1

0

1

4

Графический редактор

1

0

1

5

Групповой проект в рамках
изучаемой тематики

1

0

1

6

Робототехника. Виды
роботов

1

0

1

7

Конструирование робота

1

0

1

8

Электронные устройства.
Контроллер, двигатель

1

0

1

9

Программирование робота

1

0

1

10

Испытания и презентация
робота

1

0

1

11

Конструирование сложной
открытки

1

0

1

12

Конструирование сложных
изделий из бумаги и
картона

1

0

1

Электронные цифровые образовательные
ресурсы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4562/start/173992/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5726/start/222386/

13

Конструирование
объемного изделия военной
тематики

1

0

1

14

Конструирование
объемного изделия –
подарок женщине, девочке

1

0

1

15

Изменение форм деталей
объемных изделий.
Изменение размеров
деталей развертки

1

0

1

16

Построение развертки с
помощью линейки и
циркуля

1

0

1

17

Построение развертки
многогранной пирамиды
циркулем

1

0

1

18

Декор интерьера.
Художественная техника
декупаж

1

0

1

19

Природные мотивы в
декоре интерьера

1

0

1

20

Конструирование и
моделирование изделий из
различных материалов.
Подвижное соединение
деталей на проволоку
(толстую нитку)

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4564/start/222413/

21

Полимеры. Виды
полимерных материалов,
их свойства

1

0

1

22

Технология обработки
полимерных материалов
(на выбор, например)

1

0

1

23

Конструирование
объемных геометрических
конструкций из разных
материалов

1

0

1

24

Конструирование сложных
форм из пластиковых
трубочек

1

0

1

25

Синтетические ткани, их
свойства

1

0

1

26

Мода, одежда и ткани
разных времен. Ткани
натурального и
искусственного
происхождения

1

0

1

27

Способ драпировки тканей.
Исторический костюм

1

0

1

28

Одежда народов России.
Составные части костюмов
и платьев, их
конструктивные и
декоративные особенности

1

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5617/start/222467/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4566/start/222617/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5655/start/222707/

29

Строчка крестообразного
стежка. Строчка
петлеобразного стежка.
Аксессуары в одежде

1

0

1

30

Строчка крестообразного
стежка. Строчка
петлеобразного стежка.
Аксессуары в одежде

1

0

1

31

Конструкция «пружина» из
полос картона или
металлических деталей
наборов типа
«Конструктор»

1

0

1

32

Конструкции с ножничным
механизмом

1

0

1

33

Конструкция с рычажным
механизмом

1

0

1

34

Подготовка портфолио.
Проверочная работа

1

1

34

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5691/start/222761/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4846/start/222842/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4571/start/222869/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6408/start/222897/

33

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Технология: 1-й класс: учебник; 12-е издание, переработанное, 1 класс/
Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Технология: 2-й класс: учебник; 12-е издание, переработанное, 2 класс/
Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Технология: 3-й класс: учебник; 11-е издание, переработанное, 3 класс/
Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Технология: 4-й класс: учебник; 11-е издание, переработанное, 4 класс/
Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Технология. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками.
Авторы Е. А. Лутцева,Т. П. Зуева, «Школа России (Просвещение)»
Технология. 2 класс. Методическое пособие с поурочными
разработками. Авторы Е. А. Лутцева,Т. П. Зуева, «Школа России
(Просвещение)»
Технология. 3 класс. Методическое пособие с поурочными

разработками. Авторы Е. А. Лутцева,Т. П. Зуева, «Школа России
(Просвещение)»
Технология. 4 класс. Методическое пособие с поурочными
разработками. Авторы Е. А. Лутцева,Т. П. Зуева, «Школа России
(Просвещение)»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
https://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».