РП Анализ лит.произведения, 10-11 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Анализ литературного
произведения» на базовом уровне среднего общего образования разработана
и составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.06.2012
г., рег. номер — 24480), с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р); на
основе программы элективных курсов по литературе для 10-11 классов
профильного обучения авторы: В. Ф. Чертов, Е. М. Виноградова Е. А.,
Яблоков, А. М. Антипова.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «АНАЛИЗ
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
Элективный курс «Анализ литературного произведения» способствует
формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого
поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении
основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности
литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные
произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое
освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в
художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на
читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как
национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в 10–11 классах
составляют чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и
зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века с целью
формирования целостного восприятия и понимания художественного
произведения, умения его анализировать и интерпретировать в соответствии
с возрастными особенностями старшеклассников, их литературным
развитием, жизненным и читательским опытом.

Литературное образование в средней школе преемственно по
отношению к курсу литературы в основной школе. Происходит углубление
межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов
художественного цикла, что способствует формированию художественного
вкуса и эстетического отношения к окружающему миру.
В рабочей программе учебного предмета «Анализ литературного
произведения» учтены этапы российского историко-литературного процесса
второй половины ХIХ – начала ХХI века, представлены разделы,
включающие произведения литератур народов России и зарубежной
литературы.
Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении
каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения целостному анализу литературного
произведения.
В рабочей программе на базовом уровне определена группа
планируемых предметных результатов, достижение которых обеспечивается
в отношении всех обучающихся. Планируемые предметные результаты на
углублённом уровне реализуются в отношении наиболее мотивированных и
способных обучающихся, выбравших данный уровень изучения предмета.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «АНАЛИЗ
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
Цели изучения курса «Анализ литературного произведения» в средней
школе состоят:
в сформированности чувства причастности к отечественным
культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности
поколений, и уважительного отношения к другим культурам;
в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких
этических идеалов;
в осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой
части культуры и взаимосвязей между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности;
развитии умений и навыков целостного и выборочного анализа
литературного произведения, полученных в 5—9 классах на основе системы
знаний по теории литературы и русскому языку и расширяемых в старших
классах.
Данный учебный курс имеет прежде всего практическую
направленность, т. е. предназначается не столько для формирования круга
знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков. В настоящее

время существует большое количество пособий по теории литературы для
школьников и множество изданий, в которых даются примеры анализа
литературных произведений. Но без системы специальных упражнений,
отрабатывающих отдельные звенья филологического анализа и пути их
соединения в целостное рассмотрение литературного произведения, переход
от теории к практике остается для учащихся очень сложной, часто
неразрешимой задачей.
Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и
устойчивого интереса к чтению как средству приобщения к российскому
литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной
культуры, базируется на знании содержания произведений, осмыслении
поставленных в литературе проблем, понимании коммуникативноэстетических возможностей языка художественных текстов и способствует
совершенствованию устной и письменной речи обучающихся на примере
лучших литературных образцов. Достижение указанных целей возможно при
комплексном решении учебных и воспитательных задач, стоящих перед
старшей школой и сформулированных в ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к
отечественным традициям и осознанием исторической преемственности
поколений, включением в языковое пространство русской культуры,
воспитанием ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части
культуры, состоят в приобщении старшеклассников к лучшим образцам
русской и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века,
воспитании уважения к отечественной классической литературе как
социокультурному и эстетическому феномену, освоении в ходе изучения
литературы
духовного
опыта
человечества,
этико-нравственных,
философско-мировоззренческих, социально-бытовых, культурных традиций
и ценностей.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как
средству познания отечественной и других культур, уважительного
отношения к ним, приобщением к российскому литературному наследию и
через него – к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и
мировой культуры, ориентированы на воспитание и развитие потребности в
чтении художественных произведений, знание содержания и осмысление
ключевых проблем произведений русской, мировой классической и
современной литературы, в том числе литератур народов России, а также на
формирование потребности в досуговом чтении и умение составлять
программы собственной читательской деятельности, участвовать во

внеурочных мероприятиях, содействующих повышению интереса к
литературе, чтению, образованию, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением
современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания
литературных
текстов,
самостоятельного
истолкования
прочитанного, направлены на развитие умений анализа и интерпретации
литературного произведения как художественного целого с учётом историколитературной обусловленности, культурного контекста и связей с
современностью с использованием теоретико-литературных знаний и
представления об историко-литературном процессе. Кроме того, эти задачи
связаны с развитием представления о специфике литературы как вида
искусства и умением сопоставлять произведения русской и мировой
литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других
видах искусств, с выявлением взаимообусловленности элементов формы и
содержания литературного произведения, а также образов, тем, идей,
проблем, способствующих осмыслению художественной картины жизни,
созданной автором в литературном произведении, и авторской позиции.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативноэстетических возможностей языка и реализацией их в учебной деятельности
и в дальнейшей жизни, направлены на расширение представлений об
изобразительно-выразительных
возможностях
русского
языка
в
литературных текстах, овладение разными способами информационной
переработки текстов с использованием важнейших литературных ресурсов, в
том числе в сети Интернет.
МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса в 10–11 классах среднего общего образования на
базовом уровне в учебном плане отводится 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1
час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
Введение. Художественное произведение как эстетический объект.
Основные задачи эстетики. Специфика эстетического переживания.
Эстетическое и художественное. Эстетическое и прекрасное. Понятие
художественного произведения; его отличительные признаки. Место
литературы в ряду других искусств.
Интерпретация
художественного
произведения.
Деятельность
читателя-интерпретатора. А.А. Потебня об интерпретации художественного
произведения. Мнение М.М. Бахтина о диалоге между автором и читателем.

Теоретическая поэтика: язык художественных произведений.
Структурная организация художественного текста. Форма и
содержание художественного произведения. Три основные стороны
произведения: предметно-изобразительная (сюжет, персонаж, образ автора,
портрет, пейзаж, время, пространство), художественная (особенности языка,
стилистика) и композиционная. Формальные элементы художественного
текста: стиль, жанр, композиция, ритм. Содержательные элементы
художественного текста: тема, фабула, конфликт, характер, идея, проблема,
пафос.
Автор. Герой. Читатель. Субъектная организация художественного
произведения. Проблема автора. Повествователь и рассказчик. Лирическое «я»,
лирический герой. Автор в драматическом произведении. Литературный герой.
Сюжет художественного произведения. Сюжет как форма
существования конфликта. Сюжет и фабула. Вопрос о лирическом сюжете.
Этапы развития сюжета. Внесюжетные элементы художественного
произведения.
Композиция
художественного
произведения.
Композиционное
единство
художественного
произведения.
Средства
композиции.
Композиционные приёмы.
Конфликт в поэтике художественного произведения. Типы
конфликтов: идейный, психологический, философский, любовный, социальнобытовой.
Художественный образ. Система образов в художественном
произведении. Основные группы образов: индивидуальные, характерные,
типические. Образы, выходящие за рамки одного произведения: образ-мотив,
образ-архетип.
Образ человека в литературе и аспекты его анализа. Понятие
литературный герой. Типический герой. Понятие «характер». Одноплановые и
многоплановые характеры, устойчивые и динамичные. Значение имени героя.
Речь героя. Поступки, действия героя. Анализ литературного образа.
Пейзаж и его функции в произведении. Пейзажная зарисовка. Функции
«пейзажного текста»: иллюстративная, психологическая, лирическая,
символическая.
Функция портрета в художественном произведении. Портретная
деталь. Типы литературного портрета: одноплановый и многоплановый,
идеализирующий и объективный.
Художественная деталь. Символ. Подробность текста. Роль детализации
при воспроизведении действительности в художественном произведении.
Функции
художественной
детали:
выделительная,
психологическая,
символическая.
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Основные виды тропов. Сравнение – самое распространённое изобразительно-

выразительное средство языка. Метафора и её разновидности: овеществление,
олицетворение,
распространённые
метафоры,
общеупотребительные,
индивидуально-авторские. Эпитет и его разновидности: цветовые, оценочные,
метафорические, постоянные. Ирония. Метонимия, перифраза. Стилистические
фигуры – изобразительно-выразительные средства языка. Параллелизм, прямой
и
отрицательный
параллелизм.
Фигуры,
которые
строятся
на
противопоставлении: антитеза, контраст, оксюморон. Фигуры, связанные с
особенностями синтаксического строения художественного текста: обращения,
восклицания, риторические вопросы, инверсия, бессоюзие (многосоюзие),
повтор. Анафора, эпифора, рефрен. Гипербола, гротеск, литота.
Эпизод в художественном произведении. Типы эпизодов. Анализ
эпизода. События, изображаемые в эпизоде. Характеристика действующих лиц
эпизода.
Анализ лирического произведения. История создания. Особенности
жанра.
Лирический
герой.
Изобразительно-выразительные
средства.
Стихотворный размер. Место и роль лирического произведения в контексте
творчества поэта.
Анализ эпического произведения. История создания. Особенности
жанра. Сюжетно-композиционное своеобразие. Система образов. Авторская
позиция. Место эпического произведения в контексте творчества писателя.
Анализ драматического произведения. История создания. Жанр
драматического произведения. Идейно-тематическое единство. Характеристика
драматического действия. Система образов. Характеристика драматических
персонажей. Авторское отношение к изображаемому. Место и роль
драматического произведения в контексте творчества драматурга.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение курса в средней школе направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы среднего общего
образования по анализу литературного произведения достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии
с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовнонравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской
литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности,

уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону
и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного
отношения
к
культурному
наследию
и
традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Личностные результаты освоения обучающимися содержания рабочей
программы по курсу для среднего общего образования должны отражать
готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной
внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных
внутренних
убеждений,
соответствующих
традиционным
ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
1) гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
 принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических, демократических, семейных ценностей, в том числе в
сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в
литературных произведениях;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках
школьного литературного образования, в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских
организациях;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии
с их функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
 сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте

изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также
литератур народов России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России,
внимание к их воплощению в литературе, а также достижениям России
в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым в
художественных произведениях;
 идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из
литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в
литературном произведении, и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности,
характеризуя поведение и поступки персонажей художественной
литературы;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, в
соответствии с традициями народов России, в том числе с опорой на
литературные произведения;
4) эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства, в том числе литературы;
 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и устного
народного творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по литературе;
5) физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной
оценкой поведения и поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том
числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на
основе знакомства с профессиональной деятельностью героев
отдельных литературных произведений;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе
литературного образования;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки
литературных героев;
 готовность и способность к образованию и самообразованию, к
продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем, представленных в художественной литературе;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества, с учётом
осмысления опыта литературных героев;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе показанных в литературных произведениях; умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности, в том
числе представленной в произведениях русской, зарубежной
литературы и литератур народов России;


8) ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные
и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе, в том числе на литературные темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы среднего общего образования, в том числе школьного
литературного образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания,
включающего
способность
понимать
своё
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность
к сочувствию и сопереживанию;
 социальных
навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения рабочей программы по курсу для
среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
заложенную в художественном произведении, рассматривать её
всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения
литературных героев, художественных произведений и их фрагментов,
классификации и обобщения литературных фактов;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях,
в том числе при изучении литературных произведений, направлений,
фактов историко-литературного процесса;
 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
 вносить
коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
 координировать
и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по литературе;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
опорой на собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности
на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с
опорой на художественные произведения; способностью и готовностью
к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
 овладение видами деятельности для получения нового знания по
литературе, его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов;
 формирование
научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами современного
литературоведения;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного
читательского опыта;


выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при
изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том
числе читательский;
 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
 уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения
и изучения литературных произведений, в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
 владеть навыками получения литературной и другой информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления при изучении той или иной темы по литературе;
 создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе,
доклад, реферат, аннотация и др.) с учётом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
 оценивать достоверность, легитимность литературной и другой
информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
 использовать
средства информационных и коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных,
коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
 владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой
информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:


осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на
уроке литературы и во внеурочной деятельности по предмету;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных
произведений;
 владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и
групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести
диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
 развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного
произведения свою точку зрения с использованием языковых средств;
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы на уроке и во внеурочной деятельности по литературе;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
 принимать
цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы на уроках литературы и во внеурочной
деятельности по предмету;
 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с
позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности, включая изучение литературных
произведений, и жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении
литературы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта,
собственных возможностей и предпочтений;


давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в
художественной литературе;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с
опорой на читательский опыт;
 делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение;
 оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень;
2) самоконтроль:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
 владеть
навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных
произведений;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
3) принятие себя и других:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности, в том числе в процессе чтения художественной
литературы и обсуждения литературных героев и проблем,
поставленных в художественных произведениях;
 признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на
литературные темы;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека,
используя знания по литературе.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (10–11 классы)
Предметные результаты по курсу в средней школе должны обеспечивать:
1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство
русской и мировой культуры, сформированность ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части культуры;


2)
осознание
взаимосвязи
между
языковым,
литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству
познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному
литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и
сокровищам мировой культуры;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание
историко-культурного
и
нравственно-ценностного
взаимовлияния
произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, в
том числе литератур народов России:
пьеса А. Н. Островского «Бесприданница»; роман И. А. Гончарова
«Обломов» и «Фрегат Паллада»; роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»,
стихотворения в прозе; стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, роман Ф. М.
Достоевского «Преступление и наказание»; роман Л. Н. Толстого «Война и
мир»; одно произведение Н. С. Лескова; рассказы и пьеса «Чайка» А. П.
Чехова; рассказы и пьеса «На дне» М. Горького; рассказы И. А. Бунина и А. И.
Куприна; стихотворения С. А. Есенина и поэма «Анна Снегина»; роман М. А.
Шолохова «Тихий Дон» (избранные главы); роман М. А. Булгакова «Белая
гвардия»; произведения литературы второй половины XX–XXI века: В. Г.
Распутина, В. М. Шукшина; В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко, Н. М.
Рубцова;произведения современных авторов З. Прилепин;
5) сформированность умений определять и учитывать историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественных произведений, выявлять их связь с современностью;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы
образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в
дискуссии на литературные темы;
7) осознание художественной картины жизни, созданной автором в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного
восприятия и интеллектуального понимания;
8) владение умениями анализа и интерпретации художественных
произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности
заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием
теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в
основной школе):

конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве
писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение;
художественное время и пространство; миф и литература; историзм,
народность; историко-литературный процесс; литературные направления и
течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм),
постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм;
тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры
речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы
стихосложения (тоническая, силлабическая, силлаботоническая), дольник,
верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и
взаимовлияние
национальных
литератур;
художественный
перевод;
литературная критика;
10) умение сопоставлять произведения русской и сравнивать их с
художественными интерпретациями в других видах искусств (графика,
живопись, театр, кино, музыка и др.);
11) сформированность представлений о литературном произведении как
явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его
эстетической функции, об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка в художественной литературе и умение применять их в речевой
практике;
12) владение современными читательскими практиками, культурой
восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного
истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной
переработки текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов,
рефератов, а также написания отзывов и сочинений различных жанров (объём
сочинения – не менее 250 слов); владение умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм
русского литературного языка;
13) умение работать с разными информационными источниками, в том
числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и
электронных библиотечных систем.
Понимание основных задач эстетики, специфики эстетического
переживания, художественного произведения; его отличительные признаки.
Место литературы в ряду других искусств;
Умение интерпретировать художественное произведение. Деятельность
читателя-интерпретатора. А.А. Потебня об интерпретации художественного
произведения. Мнение М.М. Бахтина о диалоге между автором и читателем.

Понимание структурной организации художественного текста. Форма и
содержание художественного произведения. Три основные стороны
произведения: предметно-изобразительная (сюжет, персонаж, образ автора,
портрет, пейзаж, время, пространство), художественная (особенности языка,
стилистика) и композиционная. Формальные элементы художественного
текста: стиль, жанр, композиция, ритм. Содержательные элементы
художественного текста: тема, фабула, конфликт, характер, идея, проблема,
пафос.
Понимание убъектной организации художественного произведения.
Проблема автора. Повествователь и рассказчик. Лирическое «я», лирический
герой. Автор в драматическом произведении. Литературный герой.
Понимание сюжета как формы существования конфликта. Сюжет и
фабула. Вопрос о лирическом сюжете. Этапы развития сюжета. Внесюжетные
элементы художественного произведения.
Умение анализировать композиционное единство художественного
произведения, средства композиции, композиционные приёмы.
Знание типов конфликтов: идейный, психологический, философский,
любовный, социально-бытовой.
Понимание системы образов в художественном произведении. Основные
группы образов: индивидуальные, характерные, типические. Образы,
выходящие за рамки одного произведения: образ-мотив, образ-архетип.
Понимание литературного героя, типического героя. Речь героя. Поступки,
действия героя. Анализ литературного образа.
Умение анализировать пейзажные зарисовки. Знать функции «пейзажного
текста»: иллюстративная, психологическая, лирическая, символическая.
Умение анализировать портретную деталь, типы литературного портрета:
одноплановый и многоплановый, идеализирующий и объективный.
Знание художественной детали, символа, подробности текста. Роль
детализации при воспроизведении действительности в художественном
произведении.
Функции
художественной
детали:
выделительная,
психологическая, символическая.
Умение находить стилистические фигуры и тропы, основные виды тропов.
Сравнение – самое распространённое изобразительно-выразительное средство
языка.
Метафора и её разновидности: овеществление, олицетворение,
распространённые
метафоры,
общеупотребительные,
индивидуальноавторские. Эпитет и его разновидности: цветовые, оценочные, метафорические,
постоянные. Ирония. Метонимия, перифраза. Стилистические фигуры –

изобразительно-выразительные средства языка. Параллелизм, прямой и
отрицательный
параллелизм.
Фигуры,
которые
строятся
на
противопоставлении: антитеза, контраст, оксюморон. Фигуры, связанные с
особенностями синтаксического строения художественного текста: обращения,
восклицания, риторические вопросы, инверсия, бессоюзие (многосоюзие),
повтор. Анафора, эпифора, рефрен. Гипербола, гротеск, литота.
Умение анализировать эпизод в художественном произведении. Типы
эпизодов. Анализ эпизода. События, изображаемые в эпизоде. Характеристика
действующих лиц эпизода.
Умение анализа лирического произведения. История создания.
Особенности жанра. Лирический герой. Изобразительно-выразительные
средства. Стихотворный размер. Место и роль лирического произведения в
контексте творчества поэта.
Умение анализа эпического произведения. История создания. Особенности
жанра. Сюжетно-композиционное своеобразие. Система образов. Авторская
позиция. Место эпического произведения в контексте творчества писателя.
Умение анализа драматического произведения. История создания. Жанр
драматического произведения. Идейно-тематическое единство. Характеристика
драматического действия. Система образов. Характеристика драматических
персонажей. Авторское отношение к изображаемому. Место и роль
драматического произведения в контексте творчества драматурга.

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
10 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Контрольные
работы

Практические
работы

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

1

Всего
1

2

3

4
5
6
7

Введение. Художественное произведение как
эстетический объект. Психологизм и его роль в
литературе 19 века.
Интерпретация художественного произведения.
Деятельность
читателя-интерпретатора.
А.А.
Потебня об интерпретации художественного
произведения. Мнение М.М. Бахтина о диалоге
между автором и читателем.
Анализ драматического произведения. Место и роль
драматического
произведения
в
контексте
творчества
драматурга.
А.Н.Островский
«Бесприданница»
Характеристика
драматических
персонажей.
А.Н.Островский «Бесприданница».
Художественная деталь. Роль детализации при
воспроизведении действительности в романе
И.А.Гончарова «Обломов».
Сюжет художественного произведения. И.А.
Гончаров «Обломов». Сон Обломова Роль снов.
Интерпретация художественного произведения.
Рассказ И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч».

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

8

9

10

11

12

13
14
15
16
17

Теоретическая поэтика: язык художественных
произведений.
Стихотворения
в
прозе
И.С.Тургенева.
Структурная организация художественного текста.
Автор и герой в романе И.С.Тургенева «Отцы и
дети»
Конфликт
в
поэтике
художественного
произведения. Проблема отцов и детей в
прозведениях И.С.Тургенева «Отцы и дети» и
И.А.Гончарова «Обломов»
Функция портрета в художественном произведении.
Портретные детали в романе И.С.Тургенева «Отцы
и дети» Принцип «тайного» психологизма писателя
Композиция художественного произведения. Роль
пейзажа в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» и в
романе И.А.Гончарова «Обломов»
Автор. Герой. Читатель. Анализ критического
произведения Н.А. Добролюбова «Что такое
обломовщина?»
Лирическое «я» в творчестве Н.А.Некрасова
Средства выразительности в языке. Стилистические
фигуры и тропы. Алгоритм анализа стихотворения.
Ф.И.Тютчева, А.А.Фета
Анализ лирического произведения. Стихи А.К.
Толстого (пейзажная лирика)
Художественная функция приема стилизации в
поэзии А.К.Толстого.

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

18

Сатира как творческий принцип. М.Е.СалтыковЩедрин.

1

0

0

19

Герой «тайного» сюжета в романе. Сатирические
произведения Салтыкова –Щедрина.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

20
21
22

23
24
25

26
27

28

29
30

Художественная деталь. Символ. Подробность
текста. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание». «Свет Сониной души»
Система образов в художественном произведении.
Раскольников и его оппоненты.
Эпизод в художественном произведении. Анализ
главы из романа Ф.М.Достоевского «Преступление
и наказание»
Структурная организация художественного текста.
Время и пространство в романе Л.Н.Толстого
«Война и мир»
Художественный образ. Образ дома в романе
Л.Н.Толстого «Война и мир»
Образ человека в литературе и аспекты его анализа.
Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и
мир»
Пейзаж и его функции в произведении. Роль
пейзажа в понимании авторской позиции на
страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
Эпизод в художественном произведении. Анализ
главы из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
Функция портрета в художественном произведении.
Деталь как средство характеристики героя в
романах Л.Н. Толстого и романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Содержательные элементы художественного текста:
тема, фабула, конфликт, характер (на примере
повести «Очарованный странник» Н.С.Лескова.
Автор в драматическом произведении. Театр
Чехова: новая драматургия.

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

31

Анализ драматического произведения.А.П.Чехов
«Чайка».

1

0

0

32

Анализ лирического произведения. Лирика
Н.М.Рубцова.

1

0

1

1

0

0

1

0

0

34

0

3

33
34

Анализ эпического произведения.
Л.С.Петрушевская «За стеной»
Итоговый урок

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

11 КЛАСС

№
п/п

Количество часов
Тема урока
Контрольн
ые работы

Практичес
кие
работы

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

1

0

0

Библиотека ЦОК

Всего

1

2
3
4
5
6

7
8
9

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

Введение.
Художественное
произведение
как
эстетический объект. Место литературы в ряду
других искусств.
Теоретическая поэтика: язык художественного
произведения. Стихопроза И.А.Бунина «Деревня»,
«Чистый понедельник»
Интерпретация художественного произведения.
А.И.Куприн «Поединок»
Сюжет художественного произведения. Л.Н. Андреев
«Петька на даче», «Ангелочек», «Жизнь Василия
Фивейского»
Образ человека в литературе и аспекты его анализа.
Женские образы в пьесе М.Горького «На дне»
Пейзаж и его функции в произведении. Роль пейзажа
в понимании авторской концепции рассказа
М.Горького «Старуха Изергиль»
Средства выразительности в языке. Стилистические
фигуры и тропы в стихотворениях В. Брюсова и К.
Бальмонта.
Лирический герой в поэзии Н.С.Гумилева.
Анализ лирического произведения. В. Хлебников

«Заклятие смехом».

https://lesson.edu.ru/19/11

10

Вопрос о лирическом сюжете в поэме А.Блока
«Соловьиный сад».

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

11

Художественный образ. Образ Иисуса Христа в поэме
А.Блока «Двенадцать».

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

12

Гражданский пафос в лирике А.Ахматовой.

1

0

0

13

Средства выразительности в языке. Стилистические
фигуры и тропы. Анализ поэм В.Маяковского
«Хорошо!», «Облако в штанах»

14

15
16
17
18

19

20
21

Теоретическая поэтика: язык художественного
произведения. Роль пейзажных зарисовок в
стихотворениях С.Есенина «Запели тесаные дроги»,
«Отговорила роща золотая», «Синий туман. Снеговое
раздолье», «О красном вечере задумалась дорога»
Автор. Герой. Читатель. С.Есенин «Анна
Снегина»
Композиция художественного произведения. Роль
пейзажа в романе М.М.Шолохова «Тихий Дон»
Система образов в романе М.М.Шолохова «Тихий
Дон».
Художественная деталь. Символ. Подробность текста.
Библейская символика в романе М.Булгакова
«Мастер и Маргарита»
Структурная организация художественного текста.
Форма и содержание художественного произведения.
Образ города в романе М.Булгакова «Белая гвардия»
Конфликт в поэтике художественного произведения.
Судьба интеллигенции в революции в романе Б.
Пастернака «Доктор Живаго»
Содержательные элементы художественного текста:

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК

тема, идея, проблема. А.П.Платонов «Котлован ».
22
23
24
25
26

27

28

29
30

31
32
33

Жанр и композиция в произведении Е.И.Замятина
«Мы».
Автор. Герой. Читатель. К. Д. Воробьев. «Это мы,
Господи!.»
Анализ литературного образа. В. П. Некрасов. «В
окопах Сталинграда»
Содержательные элементы художественного текста:
идея, проблема, пафос. «Крохотки» А.Солженицына.
Эпизод в художественном произведении. Анализ
эпизода из рассказа «Последний бой майора
Пугачева» В.Т.Шаламова.
Анализ эпического произведения. Рассказы
В.М.Шукшина «Микроскоп», «Мастер», «Крепкий
мужик»
Анализ лирического произведения. В.С.Высоцкий
«Мерцал закат, как блеск клинка…», «Песня о земле»,
«Песня о друге», «Я не люблю», «Здесь лапы у елей
дрожат на ветру»
Художественный образ. Образ дома в повести
В.Г.Распутина «Прощанье с Матёрой»
Эпизод в художественном произведении. Анализ
главы из повести В.П.Астафьева «Последний поклон»
«Гуси в полынье»
Функция портрета в художественном произведении.
Деталь как средство характеристики героя в повести
Ю.В. Трифонова «Дом на набережной»
Анализ эпического произведения А.Н. и Б.Н.
Стругацкие «Пикник на обочине»
Проблематика рассказа З. Прилепина «Убийца и его
маленький друг».

https://lesson.edu.ru/19/11

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

1

0

0

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

1

0

0

Библиотека ЦОК

https://lesson.edu.ru/19/11

Круглый стол «Проблематика произведений
литературы последнего десятилетия»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34

1

0

0

34

0

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литература (в 2 частях), 10 класс/ Лебедев Ю.В., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Литература (в 2 частях), 11 класс/ Михайлов О.Н., Шайтанов И.О.,
Чалмаев В.А. и другие; под редакцией Журавлева В.П., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
 Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XIX века. 10

класс, изд. «Экзамен», М., 2015
 Н и к о л и н а Н. А. Филологический анализ текста: учебное пособие. М.
 Теоретическая

поэтика.

Понятия

и

определения: Хрестоматия

/Авт.-сост. Н. Д. Тамарченко. М.
 Б о р е в Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь
терминов. М.
 Введение в литературоведение / под ред. JI. В. Чернец, 2-е изд. М.
 Е с и н А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.
 К в я т к о в с к и й А. П. Школьный поэтический словарь. М.
 Т о м а ш е в с к и й Б. В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие.
М.
 Э л с а н е к А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного
произведения: Учебное пособие. М.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/19/10
Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/19/1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».