ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Практическая стилистика» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). Данная рабочая программа направлена на расширенное и углубленное профильное изучение русского языка в 11 классе, подготовку учащихся выпускного класса к государственной итоговой аттестации. Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 11 класса, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, Гольцовой Н.Г., программы Т.Н. Пахновой «Основы редактирования» (Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы – М.: Дрофа, 2015). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА «ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА» УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится формирование ключевых компетенций учащихся, важнейшей среди которых является коммуникативная компетенция. Огромную важность в формировании данной компетенции приобретают вопросы правильного выбора и использования языковых средств как в устной, так и в письменной речи, понимание чужих высказываний, точное и структурированное выстраивание собственной речи. Важнейшей составляющей учебного предмета «Практическая стилистика» на уровне среднего общего образования являются элементы содержания, ориентированные на формирование и развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся – способности свободно использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и использования в практической деятельности. Учебный предмет «Практическая стилистика» на уровне среднего общего образования обеспечивает общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего образования. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА» Целями изучения данного курса являются: - воспитание гражданина и патриота, формирование российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, развитие представлений о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка, формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре, воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России, овладение культурой межнационального общения; - расширение знаний о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурным компонентом значения, о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения, об основных нормах русского литературного языка, о национальных особенностях русского речевого этикета; - совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - совершенствование познавательных и интеллектуальных умений распознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; совершенствование текстовой деятельности, развитие умений функциональной грамотности осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другое); - развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по родному (русскому) языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА СТИЛИСТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ «ПРАКТИЧЕСКАЯ На изучение данного курса в 10–11 классах среднего общего образования в учебном плане отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ СТИЛИСТИКА» УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАКТИЧЕСКАЯ 10 КЛАСС Практическая стилистика и основы редактирования 1. Введение (2 час) Стилистика – наука об умелом выборе языковых средств. Стили речи. Языковые средства, классификация языковых средств. 2. Фонетика и стилистика (1 часа) Фонетика, орфоэпия, благозвучие речи, звукопись, разноместное и подвижное ударение, какофония, аллитерация, ассонанс. 3. Лексическая стилистика (5 часов) Лексикология. Лексические нормы. Смысловая точность. Выбор слова. Лексическая сочетаемость слов. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Синонимы, паронимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Контекстуальные синонимы, антонимы. Стилистическая окраска слов: использование диалектизмов, жаргонизмов, историзмов, архаизмов, неологизмов, заимствованных слов. Фразеологический оборот, его стилистические функции. Понятие образности речи. Тропы и границы их использования в речи. Лингвостилистический анализ текста. 4. Стилистика словообразования (2 часа) Способы словообразования: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный, сложение, аббревиатура. Типичные недочеты и ошибки в словообразовании и их устранение. 5. Стилистика частей речи (6 часов) Морфологические нормы. Стилистические особенности употребления существительных. Устранение морфолого-стилистических ошибок при их употреблении. Стилистические особенности употребления прилагательных. Формы полных и кратких прилагательных, формы степеней сравнения имен прилагательных. Устранение морфолого-стилистических ошибок при их употреблении. Стилистические особенности употребления числительных и местоимений, наречий. Вариантное употребление некоторых форм. Выразительные возможности местоимений. Устранение морфологостилистических ошибок при их употреблении. Стилистические особенности употребления глагола. Образование причастий и деепричастий и их использование в речи. Устранение морфолого-стилистических ошибок при их употреблении. 6. Синтаксическая стилистика (16 часов) Требование порядка слов в предложении в зависимости от целей высказывания. Обратный порядок слов, инверсия. Лексические и грамматические нормы построения словосочетаний. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Речевые ошибки в строе простого предложения: неудачное тема-рематическое членение предложения, неправильное употребление словоформ. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Варианты грамматической координации их форм. Трудные случаи управления. Устранение ошибок в согласовании главных членов предложения. Нормативное построение предложений с однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах. Устранение ошибок при их употреблении. Стилистическое использование обращений, вводных слов и вставных конструкций. Устранение ошибок при их использовании. Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, цитирование. Стилистическая оценка разных способов передачи чужой речи. Устранение ошибок при цитировании. Синтаксические средства экспрессивной речи: риторические вопросы, восклицания, обращения, повторы, параллелизм, анафора, эпифора, многосоюзие, эллипсис, умолчание, градация, парцелляция. Фигуры речи. Лингвостилистический анализ текста. Устранение морфолого-синтаксических ошибок в строе простого предложения. Использование синонимических синтаксических конструкций. Устранение стилистических недочетов и речевых ошибок при употреблении сложных предложений. Синонимия сложных и простых предложений. Ошибки в построении сложносочиненных предложений. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений. 11 КЛАСС Стилистика текста 1. Текст (1 час) Текст и его признаки. Структура текста. Функциональные стили речи: художественный, публицистический, научный, официально-деловой, разговорный. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. 2. Проблема текста (4 часа) Проблема текста. Основные типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Алгоритмы выявления проблем публицистического и художественного текстов. Выбор одной проблемы из нескольких. Способы формулирования проблемы. Типовые конструкции (штампы и клише) для формулирования проблемы. 3. Комментарий к проблеме (4 часа) Понятие комментария к проблеме. Текстуальный и концептуальный комментарий. Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Конструкции для комментирования проблемы: текстовый комментарий, концептуальный комментарий. Введение цитат в текст сочинения. Прямая речь, косвенная речь, предложения с вводной конструкцией, цитата как часть предложения. Типичные ошибки при комментировании проблемы. 4. Авторская позиция (4 часа) Авторская позиция в текстах различных стилей. Автор и рассказчик в художественном тексте. Средства выражения позиции автора: словамаркеры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения и др. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора. 5. Аргументация собственного мнения (3 часа) Определение собственного мнения по проблеме. Виды аргументов: логические и психологические, рациональные, иллюстративные, ссылки на авторитет; поддерживающая и опровергающая аргументация; «аргументы к обещанию» и «аргументы к угрозе» и др. Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, микровывод. Типичные ошибки аргументации. 6. Композиция сочинения (4 часа) Композиция сочинения: вступление, основная часть, заключение. Основные средства связи между предложениями в тексте: слова-заместители, лексические повторы, анафора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, прямой и обратный порядок слов в предложении, вводные слова.Виды и формы вступления и заключения. Типовые конструкции заключения. 7. Речевое оформление сочинени(4 часа) Классификация ошибок. Виды грамматических, речевых, логических и фактических ошибок. 8. Проверка работ и исправление ошибок (4 часа) Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Проверка работ, исправление ошибок. 9. Итоговые занятия (8 часов) Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по курсу. Написание сочинения-рассуждения по тексту. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО «ПРАКТИЧЕСКОЙ СТИЛИСТИКЕ" НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты освоения обучающимися программы по данному курсу на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. В результате изучения на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности. 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу. 3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку. 5) физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. 7) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности. 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по практической стилистике у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта. В результате изучения практической стилистики на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета «Практическая стилистика», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях; выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия — в профессиональную среду; выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие); оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора; оценивать приобретённый опыт; стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибку; развивать способность видеть мир с позиции другого человека. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 10 КЛАСС К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по практической стилистике: Иметь представление об основных функциях языка . Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры народа (в рамках изученного). Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в речевой практике. Язык и речь. Культура речи Система языка. Культура речи Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики. Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, приводить соответствующие примеры. Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка. Иметь представление о языковой норме, её видах. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте. Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов. Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка. Лексикология и фразеология. Лексические нормы Определять изобразительно-выразительные средства лексики. Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка. Соблюдать лексические нормы. Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики. Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения особенностей употребления сложносокращённых слов (аббревиатур). Морфология. Морфологические нормы Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи. Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка. Соблюдать морфологические нормы. Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного). Речь. Речевое общение Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объём устных монологических высказываний — не менее 100 слов; объём диалогического высказывания — не менее 7—8 реплик). Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач. Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов). Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации. Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации. Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Текст. Информационно-смысловая переработка текста Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нём информации в речевой практике. Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух. Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте. Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов). Создавать вторичные тексты (сочинения). Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и речевые ошибки. 11 КЛАСС К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по практической стилистике: Общие сведения о языке Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность) употребления разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов; оправданность (неоправданность) употребления иноязычных заимствований; нарушения речевого этикета, этических норм в речевом общении и другое. Язык и речь. Культура речи Синтаксис. Синтаксические нормы Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в рамках изученного). Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и предложно-падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления однородных членов предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках изученного). Функциональная стилистика. Культура речи Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики. Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, научный, публицистический и официально-деловой стили, язык художественной литературы). Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 250 слов). Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 – 11 КЛАСС № Наименование разделов, тем п/п Количество часов Всего 1. 2. Введение Фонетика и стилистика 2 1 3. Лексическая стилистика 5 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Контрольные работы Практические работы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 4. Стилистика словообразования Библиотека ЦОК 2 https://m.edsoo.ru/7f41bacc 5. Стилистика частей речи 6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 6. Синтаксическая стилистика 16 7 Текст 1 8 Проблема текста 4 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 9 Комментарий к проблеме 10 Авторская позиция 11 Аргументация собственного мнения 12 Композиция сочинения 13 Речевое оформление сочинения 14 Проверка работ и исправление ошибок 15 Итоговые занятия. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 4 4 3 4 4 4 8 68 1 1 1 1 1 2 1 9 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Количество часов № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема урока Стилистика – наука об умелом выборе языковых средств. Требования к уровню выпускников в области речи. Входная контрольная работа. Фоника: благозвучие речи, звукопись. Смысловая точность. Выбор слова. Лексическая сочетаемость слов. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Использование синонимов, паронимов, антонимов, омонимов, многозначных слов Стилистическая окраска слов: использование диалектизмов, жаргонизмов, историзмов, архаизмов, неологизмов, заимствованных слов Использование в речи фразеологизмов Понятие образности речи. Тропы и границы их использования в речи. Лингвостилистический анализ текста Типичные недочеты и ошибки в словообразовании и их устранение Электронные цифровые образовательные ресурсы Вс его Контрольн ые работы Практичес кие работы 1 0 0 1 1 0 1 0 0 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 1 Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/01/11 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad004 1 0 0 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/01/11 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee https://m.edsoo.ru/fbaacd7a 10 Контрольная работа по теме «Лексическая стилистика. Стилистика словообразования» 1 1 0 11 Стилистические особенности употребления существительных. Устранение морфологостилистических ошибок при их употреблении. 1 0 0 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 15 Стилистические особенности употребления прилагательных. Устранение морфолого стилистических ошибок при их употреблении. Стилистические особенности употребления числительных, местоимений и наречий. Устранение морфолого-стилистических ошибок при их употреблении. Стилистические особенности употребления глагола. Устранение морфолого-стилистических ошибок при их употреблении Контрольная работа по стилистике частей речи. 16 Анализ контрольной работы 1 0 0 17 Требование порядка слов в предложении в зависимости от целей высказывания. 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad464 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee 12 13 14 18 19 20 Лексические и грамматические нормы построения словосочетаний. Правильное употребление предлогов в их составе. Правильное построение предложений. Речевые ошибки в строе простого предложения: неудачное темарематическое членение предложения, неправильное употребление словоформ. Выражение подлежащего и сказуемого. Варианты грамматической координации их форм. Устранение ошибок в согласовании главных членов предложения. 1 0 0 1 0 0 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Нормативное построение предложений с однородными членами. Устранение ошибок при их употреблении. Типичные ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов и пути их устранения Стилистическое использование обращений, вводных слов и вставных конструкций. Устранение ошибок при их использовании. Стилистическая оценка разных способов передачи чужой речи. Устранение ошибок при цитировании. Синтаксические средства экспрессивной речи. Фигуры речи. Лингвостилистический анализ текста. Устранение морфологосинтаксических ошибок в строе простого предложения. Использование синонимических синтаксических конструкций. Устранение стилистических недочетов и речевых ошибок в простом предложении Ошибки в построении сложносочиненных предложений Ошибки в построении сложноподчиненных предложений. 1 0 1 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee 1 0 0 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 1 0 32 Ошибки в построении бессоюзных сложных предложений Контрольная работа по синтаксической стилистике. 33 Контрольная работа по синтаксической стилистике. 1 0 0 34 Анализ контрольной работы 1 0 0 34 4 4 31 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad856 11 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 Количество часов Тема урока Текст и его признаки. Функциональные стили речи. Типы речи Типы проблем. Способы выявления проблем. Выбор одной проблемы из нескольких. Способы формулирования проблемы Типичные ошибки при формулировании проблемы. Всег о Контрольн ые работы Практическ ие работы Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/01/11 1 0 0 1 0 0 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/01/11 5 Практическое занятие по формулированию проблемы текста. 1 0 1 Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/01/11 6 Понятие комментария к проблеме. Типы информации в тексте. 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaadc98 1 0 0 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 0 1 0 0 7 8 9 10 11 12 Типовые конструкции для комментирования проблемы Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы. Формулировка проблемы текста и ее комментирование. Практикум Авторская позиция в текстах различных стилей. Средства выражения позиции автора Типовые конструкции при формулировании авторской позиции Типичные ошибки при формулировании позиции автора https://lesson.edu.ru/01/11 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaddb0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaafd18 14 Определение авторской позиции в тексте. Практикум Определение собственного мнения по проблеме. Виды аргументов. 15 Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации. 1 0 0 16 Аргументация собственной позиции. Практикум 1 0 1 17 Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте 1 0 0 Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/01/11 18 Виды и формы вступления и заключения. Типовые конструкции заключения. 1 0 0 Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/01/11 19 Обобщающее занятие по композиции текста, работа с текстом 1 0 0 Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/01/11 20 Композиция сочинения. Практикум 1 0 1 21 Классификация ошибок. Грамматические ошибки. 1 0 0 1 0 0 Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/01/11 1 0 0 Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/01/11 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 0 1 0 1 13 22 23 24 25 26 27 28 Речевые ошибки. Логические ошибки Логические и фактические ошибки. Практическое занятие. Редактирование предложений, текста Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Проверка работ, исправление ошибок. Проверка работ и исправление ошибок сочиненийрассуждений. Практикум Проверка работ и исправление ошибок сочинений- 1 0 1 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab04e8 Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/01/11 29 рассуждений. Практикум Итоговые занятия. Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по курсу. 1 0 0 30 Написание сочинения-рассуждения по тексту. 1 0 1 1 1 0 1 0 0 1 0 0 31 32 33 Контрольная работа. Написание сочинениярассуждения по прочитанному тексту. Контрольная работа. Написание сочинениярассуждения по прочитанному тексту. Анализ контрольной работы Обобщающий урок 34 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 0 34 1 8 Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/01/11 Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/01/11 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по • русскому языку в старших классах средней школы» - М.: Просвещение, 1984 Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. «Секреты стилистики. Правила хорошей • речи» - М.: Айрис-рольф, 1996 СенинаН.А., НарушевичА.Г.,Гурдаева Н.А. «Русский язык. Нормы • речи. Заговори, чтобы я тебя увидел». Учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенции. – Ростор-на-Дону: Легион, 2013 СенинаН.А., НарушевичА.Г. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. • Курс интенсивной подготовки». Учебно-методическое пособие. Издание пятое.- Ростов-на-Дону: Легион, 2013. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ • Горбачевич К.С. «Нормы современного русского литературного языка» - М: Просвещение • Голуб И.Б. «Стилистика русского языка». – М.: Айрис Пресс • Кожина М.Н. «Стилистика русского языка». – М: Просвещение • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. - М., Просвещение • Розенталь Д.Э. «Справочник по правописанию и литературной правке». – М.: Айрис-пресс, 2005 • Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., ГурдаеваН.А. «Русский язык. Нормы речи. Заговори, чтобы я тебя увидел». Учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенции. – Ростор-на-Дону: Легион ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/01/10 Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/01/11 https://m.edsoo.ru/fbaad5