РП_Практическая стилистика, 10-11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Практическая стилистика» на
уровне среднего общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также
федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции
преподавания русского языка и литературы в российской федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г. № 637-р).
Данная рабочая программа направлена на расширенное и углубленное
профильное изучение русского языка в 11 классе, подготовку учащихся
выпускного класса к государственной итоговой аттестации.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы
среднего (полного) общего образования по русскому языку для 11 класса,
допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации,
Гольцовой Н.Г., программы Т.Н. Пахновой «Основы редактирования»
(Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы – М.:
Дрофа, 2015).
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования
относится формирование ключевых компетенций учащихся, важнейшей
среди которых является коммуникативная компетенция. Огромную важность
в формировании данной компетенции приобретают вопросы правильного
выбора и использования языковых средств как в устной, так и в письменной
речи, понимание чужих высказываний, точное и структурированное
выстраивание собственной речи.
Важнейшей составляющей учебного предмета «Практическая
стилистика» на уровне среднего общего образования являются элементы
содержания, ориентированные на формирование и развитие функциональной
(читательской) грамотности обучающихся – способности свободно
использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов
разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.) для их
понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и использования в
практической деятельности.
Учебный предмет «Практическая стилистика» на уровне среднего
общего образования обеспечивает общекультурный уровень молодого

человека, способного к продолжению обучения в системе среднего
профессионального и высшего образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАКТИЧЕСКАЯ
СТИЛИСТИКА»
Целями изучения данного курса являются:
- воспитание гражданина и патриота, формирование российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
развитие представлений о родном русском языке как духовной, нравственной
и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия
русского языка, формирование познавательного интереса, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной
культуре, воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию
родного языка, воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России, овладение культурой межнационального общения;
- расширение знаний о национальной специфике русского языка и языковых
единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурным
компонентом значения, о таких явлениях и категориях современного
русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное,
уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения,
об основных нормах русского литературного языка, о национальных
особенностях русского речевого этикета;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования, обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи обучающихся, развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к
речевому самосовершенствованию;
- совершенствование познавательных и интеллектуальных умений
распознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и
сфере общения;
совершенствование
текстовой деятельности, развитие
умений
функциональной грамотности осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию, понимать и
использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст,
инфографика и другое);

- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по родному (русскому)
языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
СТИЛИСТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

«ПРАКТИЧЕСКАЯ

На изучение данного курса в 10–11 классах среднего общего
образования в учебном плане отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час
в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ
СТИЛИСТИКА»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«ПРАКТИЧЕСКАЯ

10 КЛАСС
Практическая стилистика и основы редактирования
1. Введение (2 час)
Стилистика – наука об умелом выборе языковых средств. Стили речи.
Языковые средства, классификация языковых средств.
2. Фонетика и стилистика (1 часа)
Фонетика, орфоэпия, благозвучие речи, звукопись, разноместное и
подвижное ударение, какофония, аллитерация, ассонанс.
3. Лексическая стилистика (5 часов)
Лексикология. Лексические нормы. Смысловая точность. Выбор слова.
Лексическая сочетаемость слов. Речевая избыточность и речевая
недостаточность. Синонимы, паронимы, антонимы, омонимы, многозначные
слова. Контекстуальные синонимы, антонимы. Стилистическая окраска слов:
использование диалектизмов, жаргонизмов, историзмов, архаизмов,
неологизмов, заимствованных слов. Фразеологический оборот, его
стилистические функции. Понятие образности речи. Тропы и границы их
использования в речи. Лингвостилистический анализ текста.
4. Стилистика словообразования (2 часа)
Способы
словообразования:
суффиксальный,
приставочный,
приставочно-суффиксальный, бессуфиксный, сложение, аббревиатура.
Типичные недочеты и ошибки в словообразовании и их устранение.
5. Стилистика частей речи (6 часов)
Морфологические нормы. Стилистические особенности употребления
существительных. Устранение морфолого-стилистических ошибок при их
употреблении. Стилистические особенности употребления прилагательных.
Формы полных и кратких прилагательных, формы степеней сравнения имен
прилагательных. Устранение морфолого-стилистических ошибок при их

употреблении. Стилистические особенности употребления числительных и
местоимений, наречий. Вариантное употребление некоторых форм.
Выразительные возможности местоимений. Устранение морфологостилистических ошибок при их употреблении. Стилистические особенности
употребления глагола. Образование причастий и деепричастий и их
использование в речи. Устранение морфолого-стилистических ошибок при
их употреблении.
6. Синтаксическая стилистика (16 часов)
Требование порядка слов в предложении в зависимости от целей
высказывания. Обратный порядок слов, инверсия. Лексические и
грамматические
нормы
построения
словосочетаний.
Правильное
употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение
предложений. Речевые ошибки в строе простого предложения: неудачное
тема-рематическое членение предложения, неправильное употребление
словоформ. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Варианты
грамматической координации их форм. Трудные случаи управления.
Устранение ошибок в согласовании главных членов предложения.
Нормативное построение предложений с однородными членами.
Обобщающее слово при однородных членах. Устранение ошибок при их
употреблении. Стилистическое использование обращений, вводных слов и
вставных конструкций. Устранение ошибок при их использовании. Способы
передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, цитирование.
Стилистическая оценка разных способов передачи чужой речи. Устранение
ошибок при цитировании. Синтаксические средства экспрессивной речи:
риторические вопросы, восклицания, обращения, повторы, параллелизм,
анафора, эпифора, многосоюзие, эллипсис, умолчание, градация,
парцелляция. Фигуры речи. Лингвостилистический анализ текста.
Устранение морфолого-синтаксических ошибок в строе простого
предложения. Использование синонимических синтаксических конструкций.
Устранение стилистических недочетов и речевых ошибок при употреблении
сложных предложений. Синонимия сложных и простых предложений.
Ошибки в построении сложносочиненных предложений. Ошибки в
построении сложноподчиненных предложений.
11 КЛАСС
Стилистика текста
1. Текст (1 час)
Текст и его признаки. Структура текста. Функциональные стили речи:
художественный, публицистический,
научный, официально-деловой,
разговорный. Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
2. Проблема текста (4 часа)
Проблема текста. Основные типы проблем: философские, социальные,
политические, нравственные, экологические, эстетические. Алгоритмы

выявления проблем публицистического и художественного текстов. Выбор
одной проблемы из нескольких. Способы формулирования проблемы.
Типовые конструкции (штампы и клише) для формулирования проблемы.
3. Комментарий к проблеме (4 часа)
Понятие комментария к проблеме. Текстуальный и концептуальный
комментарий. Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная,
подтекстовая. Конструкции для комментирования проблемы: текстовый
комментарий,
концептуальный комментарий. Введение цитат в текст
сочинения. Прямая речь, косвенная речь, предложения с вводной
конструкцией, цитата как часть предложения. Типичные ошибки при
комментировании проблемы.
4. Авторская позиция (4 часа)
Авторская позиция в текстах различных стилей. Автор и рассказчик в
художественном тексте. Средства выражения позиции автора: словамаркеры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова,
побудительные предложения и др. Типовые конструкции для выражения
авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора.
5. Аргументация собственного мнения (3 часа)
Определение собственного мнения по проблеме. Виды аргументов:
логические и психологические, рациональные, иллюстративные, ссылки на
авторитет; поддерживающая и опровергающая аргументация; «аргументы к
обещанию» и «аргументы к угрозе» и др. Структура аргумента: тезис,
логический переход, аргумент, микровывод. Типичные ошибки
аргументации.
6. Композиция сочинения (4 часа)
Композиция сочинения: вступление, основная часть, заключение.
Основные средства связи между предложениями в тексте: слова-заместители,
лексические повторы, анафора, параллелизм, противопоставление,
вопросительные предложения, прямой и обратный порядок слов в
предложении, вводные слова.Виды и формы вступления и заключения.
Типовые конструкции заключения.
7. Речевое оформление сочинени(4 часа)
Классификация ошибок. Виды грамматических, речевых, логических и
фактических ошибок.
8. Проверка работ и исправление ошибок (4 часа)
Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
Проверка работ,
исправление ошибок.
9. Итоговые занятия (8 часов)
Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по курсу.
Написание сочинения-рассуждения по тексту.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
«ПРАКТИЧЕСКОЙ СТИЛИСТИКЕ" НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты освоения обучающимися программы по
данному курсу на уровне среднего общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной
организации
в
соответствии
с
традиционными
российскими
социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития
внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
В результате изучения на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
 принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных
произведений, написанных на русском языке;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях;
 умение
взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
 сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности

перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, традициям народов России; достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
 идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его
защите, ответственность за его судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность
нравственного сознания, норм этичного
поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России.
4) эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного,
в том числе словесного, творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при
выполнении творческих работ по русскому языку.
5) физического воспитания:
 сформированность
здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в
процессе изучения русского языка;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том
числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни.
7) экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по
русскому языку, индивидуально и в группе.
В
процессе достижения
личностных результатов
освоения
обучающимися рабочей программы по практической стилистике у
обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
 самосознания,
включающего
способность
понимать
своё
эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые
средства для выражения своего состояния, видеть направление
развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;


саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым
новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать,
понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его
при осуществлении коммуникации;
 социальных
навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним
интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и
читательского опыта.
В результате изучения практической стилистики на уровне среднего
общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 самостоятельно
формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и
процессов, текстов различных функциональных разновидностей
языка, функционально-смысловых типов, жанров;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
 выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных
в наблюдении;
 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие
результатов целям;
 координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по русскому языку;


развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
учётом собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
 владеть
навыками
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета
«Практическая стилистика», способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
 владеть разными видами деятельности по получению нового знания,
в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию
и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
 формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе
лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми
понятиями и методами;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и разнообразных жизненных ситуациях;
 выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать
параметры и критерии её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности,
освоенные средства и способы действия — в профессиональную
среду;
 выдвигать
новые идеи, оригинальные подходы, предлагать
альтернативные способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
 владеть
навыками получения информации, в том числе
лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;


создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации (презентация, таблица, схема и
другие);
 оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
 использовать средства информационных и коммуникационных
технологий при решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
 владеть
навыками защиты личной информации, соблюдать
требования информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
 осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
 пользоваться
невербальными средствами общения, понимать
значение
социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
 владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог;
 развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи
излагать своё мнение, строить высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
 расширять
рамки учебного предмета на основе личных
предпочтений;
 делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать
ответственность за результаты выбора;
 оценивать приобретённый опыт;
 стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень.


У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и
результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их
снижению;
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
 признавать своё право и право других на ошибку;
 развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по их достижению: составлять план
действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;
 оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника
команды в общий результат по разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости; проявлять творческие
способности и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по практической
стилистике:
Иметь представление об основных функциях языка .
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения;
лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные

ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения
данных лексических единиц с помощью лингвистических словарей
(толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с
точки зрения отражения в них истории и культуры народа (в рамках
изученного).
Различать формы существования русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
арго), знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в
обществе; использовать эти знания в речевой практике.
Язык и речь. Культура речи
Система языка. Культура речи
Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.
Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты
культуры речи, приводить соответствующие примеры.
Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной
целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности,
соответствия нормам современного русского литературного языка.
Иметь представление о языковой норме, её видах.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте.
Анализировать и характеризовать особенности произношения
безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных,
некоторых грамматических форм, иноязычных слов.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе
собственные)
с
точки
зрения
соблюдения
орфоэпических
и
акцентологических норм современного русского литературного языка.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Определять изобразительно-выразительные средства лексики.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе
собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного
русского литературного языка.
Соблюдать лексические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности
использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной
лексики.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе
собственные)
с
точки
зрения
особенностей
употребления
сложносокращённых слов (аббревиатур).

Морфология. Морфологические нормы
Определять особенности употребления в тексте слов разных частей
речи. Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе
собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм
современного русского литературного языка.
Соблюдать морфологические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных
случаев употребления имён существительных, имён прилагательных, имён
числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в
рамках изученного).
Речь. Речевое общение
Создавать устные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с
речевой ситуацией (объём устных монологических высказываний — не менее
100 слов; объём диалогического высказывания — не менее 7—8 реплик).
Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат,
исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать
образовательные информационно-коммуникационные инструменты и
ресурсы для решения учебных задач.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты
разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей
(объём сочинения — не менее 150 слов).
Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным
ситуациям
официального/неофициального
общения,
статусу
адресанта/адресата и другим; использовать правила русского речевого
этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой
сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации.
Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах
представленной в нём информации в речевой практике.
Понимать,
анализировать
и
комментировать
основную
и
дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов,
воспринимаемых зрительно и (или) на слух.

Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в
тексте. Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты
разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей
(объём сочинения — не менее 150 слов).
Создавать вторичные тексты (сочинения).
Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические,
грамматические и речевые ошибки.
11 КЛАСС
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по практической
стилистике:
Общие сведения о языке
Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность)
употребления разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов;
оправданность (неоправданность) употребления иноязычных заимствований;
нарушения речевого этикета, этических норм в речевом общении и другое.
Язык и речь. Культура речи
Синтаксис. Синтаксические нормы
Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса
русского языка (в рамках изученного).
Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки
зрения основных норм согласования сказуемого с подлежащим,
употребления падежной и предложно-падежной формы управляемого слова в
словосочетании,
употребления
однородных
членов
предложения,
причастного и деепричастного оборотов (в рамках изученного).
Функциональная стилистика. Культура речи
Иметь представление о функциональной стилистике как разделе
лингвистики.
Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных
функциональных разновидностей языка (разговорная речь, научный,
публицистический и официально-деловой стили, язык художественной
литературы).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты
разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей
(объём сочинения — не менее 250 слов).
Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой
практике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 – 11 КЛАСС
№

Наименование разделов, тем

п/п

Количество часов
Всего

1.
2.

Введение
Фонетика и стилистика

2
1

3.

Лексическая стилистика

5

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Контрольные
работы

Практические
работы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

4.

Стилистика словообразования

Библиотека ЦОК

2

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

5.

Стилистика частей речи

6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

6.

Синтаксическая стилистика

16

7

Текст

1

8

Проблема текста

4

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

9
Комментарий к проблеме
10 Авторская позиция
11 Аргументация собственного мнения
12 Композиция сочинения
13 Речевое оформление сочинения
14 Проверка работ и исправление ошибок
15 Итоговые занятия.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

4
4
3
4
4
4
8
68

1
1
1
1
1

2

1
9

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема урока

Стилистика – наука об умелом выборе языковых
средств.
Требования к уровню выпускников в области речи.
Входная контрольная работа.
Фоника: благозвучие речи, звукопись.
Смысловая точность. Выбор слова.
Лексическая сочетаемость слов. Речевая избыточность
и речевая недостаточность.
Использование синонимов, паронимов, антонимов,
омонимов, многозначных слов
Стилистическая окраска слов: использование
диалектизмов, жаргонизмов, историзмов, архаизмов,
неологизмов, заимствованных слов
Использование в речи фразеологизмов
Понятие образности речи. Тропы и границы их
использования в речи. Лингвостилистический анализ
текста
Типичные недочеты и ошибки в словообразовании и их
устранение

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

Вс
его

Контрольн
ые работы

Практичес
кие
работы

1

0

0

1

1

0

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/11

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad004

1

0

0

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaae0ee

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaae0ee

https://m.edsoo.ru/fbaacd7a
10

Контрольная работа по теме «Лексическая стилистика.
Стилистика словообразования»

1

1

0

11

Стилистические особенности употребления
существительных. Устранение морфологостилистических ошибок при их употреблении.

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6

15

Стилистические особенности употребления
прилагательных. Устранение морфолого стилистических ошибок при их употреблении.
Стилистические особенности употребления
числительных, местоимений и наречий. Устранение
морфолого-стилистических ошибок при их
употреблении.
Стилистические особенности употребления глагола.
Устранение морфолого-стилистических ошибок при их
употреблении
Контрольная работа по стилистике частей речи.

16

Анализ контрольной работы

1

0

0

17

Требование порядка слов в предложении в зависимости
от целей высказывания.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad464

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaae0ee

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaae0ee

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaae0ee

12

13

14

18

19

20

Лексические и грамматические нормы построения
словосочетаний. Правильное употребление предлогов в
их составе.
Правильное построение предложений. Речевые
ошибки в строе простого предложения: неудачное
темарематическое членение предложения,
неправильное употребление словоформ.
Выражение подлежащего и сказуемого. Варианты
грамматической координации их форм. Устранение
ошибок в согласовании главных членов предложения.

1

0

0

1

0

0

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaae0ee
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaae0ee

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaae0ee

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Нормативное построение предложений с однородными
членами. Устранение ошибок при их употреблении.
Типичные ошибки в употреблении причастных и
деепричастных оборотов и пути их устранения
Стилистическое использование обращений, вводных
слов и вставных конструкций. Устранение ошибок при
их использовании.
Стилистическая оценка разных способов передачи
чужой речи. Устранение ошибок при цитировании.
Синтаксические средства экспрессивной речи. Фигуры
речи.
Лингвостилистический анализ текста.
Устранение морфологосинтаксических ошибок в строе
простого предложения. Использование
синонимических синтаксических конструкций.
Устранение стилистических недочетов и речевых
ошибок в простом предложении
Ошибки в построении сложносочиненных
предложений
Ошибки в построении сложноподчиненных
предложений.

1

0

1

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaae0ee

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaae0ee

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

1

0

32

Ошибки в построении бессоюзных сложных
предложений
Контрольная работа по синтаксической стилистике.

33

Контрольная работа по синтаксической стилистике.

1

0

0

34

Анализ контрольной работы

1

0

0

34

4

4

31

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaae0ee

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad856

11 КЛАСС
№
п/п

1
2
3
4

Количество часов
Тема урока

Текст и его признаки. Функциональные стили речи.
Типы речи
Типы проблем. Способы выявления проблем. Выбор
одной проблемы из нескольких.
Способы формулирования проблемы
Типичные ошибки при формулировании проблемы.

Всег
о

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/11

1

0

0

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/11

5

Практическое занятие по формулированию
проблемы текста.

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/11

6

Понятие комментария к проблеме. Типы
информации в тексте.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

0

1

0

0

7
8
9
10
11
12

Типовые конструкции для комментирования
проблемы
Введение цитат в текст сочинения. Типичные
ошибки при комментировании проблемы.
Формулировка проблемы текста и ее
комментирование. Практикум
Авторская позиция в текстах различных стилей.
Средства выражения позиции автора
Типовые конструкции при формулировании
авторской позиции
Типичные ошибки при формулировании позиции
автора

https://lesson.edu.ru/01/11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaddb0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fbaafd18

14

Определение авторской позиции в тексте.
Практикум
Определение собственного мнения по проблеме.
Виды аргументов.

15

Структура аргумента. Типичные ошибки
аргументации.

1

0

0

16

Аргументация собственной позиции. Практикум

1

0

1

17

Композиция сочинения. Основные средства связи
между предложениями в тексте

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/11

18

Виды и формы вступления и заключения. Типовые
конструкции заключения.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/11

19

Обобщающее занятие по композиции текста,
работа с текстом

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/11

20

Композиция сочинения. Практикум

1

0

1

21

Классификация ошибок. Грамматические ошибки.

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/11

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/11

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

0

1

0

1

13

22
23
24
25
26
27
28

Речевые ошибки.
Логические ошибки
Логические и фактические ошибки.
Практическое занятие. Редактирование
предложений, текста
Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
Проверка работ, исправление ошибок.
Проверка работ и исправление ошибок сочиненийрассуждений. Практикум
Проверка работ и исправление ошибок сочинений-

1

0

1

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/11

29

рассуждений. Практикум
Итоговые занятия. Обобщение и систематизация
знаний и умений обучающихся по курсу.

1

0

0

30

Написание сочинения-рассуждения по тексту.

1

0

1

1

1

0

1

0

0

1

0

0

31
32
33

Контрольная работа. Написание сочинениярассуждения по прочитанному тексту.
Контрольная работа. Написание сочинениярассуждения по прочитанному тексту.
Анализ контрольной работы
Обобщающий урок

34
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

0

0

34

1

8

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/01/11

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по

•

русскому языку в старших классах средней школы» - М.: Просвещение,
1984
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. «Секреты стилистики. Правила хорошей

•

речи» - М.:
Айрис-рольф, 1996
СенинаН.А., НарушевичА.Г.,Гурдаева Н.А. «Русский язык. Нормы

•

речи. Заговори, чтобы я тебя увидел». Учебное пособие для формирования
языковой и коммуникативной компетенции. – Ростор-на-Дону: Легион,
2013
СенинаН.А., НарушевичА.Г. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ.

•

Курс интенсивной подготовки». Учебно-методическое пособие. Издание
пятое.- Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
•

Горбачевич К.С. «Нормы современного русского литературного

языка» - М: Просвещение
•

Голуб И.Б. «Стилистика русского языка». – М.: Айрис Пресс

•

Кожина М.Н. «Стилистика русского языка». – М: Просвещение

•

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст.

Стили речи. 10-11 классы. - М., Просвещение
•

Розенталь Д.Э. «Справочник по правописанию и литературной

правке». – М.: Айрис-пресс, 2005

•

Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., ГурдаеваН.А. «Русский язык. Нормы

речи. Заговори, чтобы я тебя увидел». Учебное пособие для формирования
языковой и коммуникативной компетенции. – Ростор-на-Дону: Легион
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/01/10
Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/01/11
https://m.edsoo.ru/fbaad5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».