ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Информационная культура» для учащихся 5-6 классов
составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также
федеральной рабочей программы воспитания.
Программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания
и развития обучающихся средствами информатики на базовом уровне, устанавливает
обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по
разделам и темам.
Программа определяет количественные и качественные характеристики
учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного
наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся,
всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации).
Целями изучения учебного предмета «Информационная культура» являются:
- формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и
общественной практики, за счет развития представлений об информации как о
важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
формирование
понимания
роли
информационных
процессов,
информационных ресурсов и ИТ в условиях цифровой трансформации многих сфер
жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического
мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в
современном информационном обществе, предполагающего способность
обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать
новые задачи с задачами, решенными ранее; определять шаги для достижения
результата и т. д.;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и
навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных
цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности
обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с
учетом правовых и этических аспектов ее распространения, стремления к
продолжению образования в области информационных технологий и созидательной
деятельности с применением средств информационных технологий.
Общая характеристика учебного предмета «Информационная культура»
Учебный предмет «Информационная культура» в 5-6 классах отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности
протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных
системах;
основные области применения информатики, прежде всего информационные
технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на
формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает
основы понимания принципов функционирования и использования информационных
технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и
одного из наиболее значимых технологических достижений современной
цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные
обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках
образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных
жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности,
т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов
обучения.
Учебный предмет «Информационная культура» интегрирует в себе:
• цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах
обучения, как в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной
деятельности при освоении всех без исключения учебных предметов;
• теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической
информатики и практического программирования, изложение которых
осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в
младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом
изучения, предполагающее учет имеющегося у них опыта; затем последующее
развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного
обобщения в старших классах;
• информационные технологии как необходимый инструмент практически
любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений
современной цивилизации.
Основные задачи учебного предмета «Информационная культура» —
сформировать у обучающихся:
• понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового
окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода
цифровой трансформации современного общества;
• знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в
практической деятельности, для их решения с помощью информационных
технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач;
• базовые знания об информационном моделировании, в том числе о
математическом моделировании;
• знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для
построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
• умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму
на одном из языков программирования высокого уровня;
• умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных
программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения
с их помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной
этики и права, основами информационной безопасности;
• умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с
помощью информационных технологий, применять полученные результаты в
практической деятельности.
Место учебного предмета «Информационная культура» в учебном плане
Обязательная часть учебного плана примерной основной образовательной
программы основного общего образования не предусматривает обязательное
изучение курса информатики в 5–6 классах. Время на данный курс выделяется
образовательной организацией за счет части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений.
Программа по Информационной культуре для 5–6 классов составлена из расчета
общей учебной нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1
час в неделю в 6 классе. Первое знакомство современных школьников с базовыми
понятиями информатики происходит на уровне начального общего образования в
рамках логико-алгоритмической линии курса математики; в результате изучения всех
без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается
формирование
компетентности
учащихся
в
сфере
информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) и Информационной культуры, необходимой
им для дальнейшего обучения.
Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения
ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и
обобщение этого опыта. Изучение Информационной культуры в 5–6 классах
поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и обеспечивает
необходимую теоретическую и практическую базу для изучения курса информатики
основной школы в 7–9 классах.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Учебный предмет «Информационная культура» в основном общем образовании
интегрирует в себе: цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних
этапах обучения, как в рамках отдельного предмета, так и в процессе
информационной деятельности при освоении всех без исключения учебных
предметов;
теоретические основы компьютерных наук, включая основы
теоретической информатики и практического программирования, изложение которых
осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в
младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом
изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем последующее
развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного
обобщения в старших классах; информационные технологии как необходимый
инструмент практически любой деятельности и одного из наиболее значимых
технологических достижений современной цивилизации.
Цели и задачи изучения Информационной культуры на уровне основного общего
образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде
следующих четырёх тематических разделов:
1) цифровая грамотность;
2) теоретические основы информатики;
3) алгоритмы и программирование;
4) информационные технологии.
5 класс
Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными
устройствами и другими элементами цифрового окружения. Компьютер —
универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные
устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных
устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и
вывода. Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные
программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные
системы). Запуск и завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки,
каталога). Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на
веб-странице. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по
изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила
безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды
аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS,
биометрическая
аутентификация,
аутентификация
через
географическое
местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в
социальных сетях. Кибербуллинг.
Теоретические основы информатики
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль
зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение. Действия с
информацией. Кодирование информации. Данные — записанная (зафиксированная)
информация, которая может быть обработана автоматизированной системой.
Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические
алгоритмы.
Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или
текстового программирования.
Информационные технологии
Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических
примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование,
поворот, отражение. Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый
процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов.
Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные).
Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ,
интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание
изображений текстом. Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд
текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.
6 класс
Цифровая грамотность
Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры,
суперкомпьютеры. Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь
к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и
каталогами средствами операционной системы: создание, копирование,
перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов
средствами операционной системы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные
программы. Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства
операционных систем.
Теоретические основы информатики
Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача
информации (данных). Двоичный код. Представление данных в компьютере как
текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций)
фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к
двоичному. Информационный объём данных. Бит — минимальная единица
количества информации — двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга,
фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм).
Алгоритмизация и основы программирования
Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например,
исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные. Разбиение задачи на
подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с
параметрами.
Информационные технологии
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами
текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных
рисунков в документы. Текстовый процессор. Структурирование информации с
помощью списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки.
Добавление таблиц в текстовые документы. Создание компьютерных презентаций.
Интерактивные элементы. Гиперссылки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»
Изучение «Информационной культуры» в 5–6 классах направлено на
достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному
культурному, историческому и научному наследию; понимание значения
информатики как науки в жизни современного общества; заинтересованность в
научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных,
познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; стремление оценивать своё
поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания: наличие представлений об информации,
информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих
современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению
и познанию; любознательность; стремление к самообразованию; овладение
начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия; наличие базовых навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
разнообразными средствами информационных технологий, а также умения
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья: установка на здоровый образ жизни, в том
числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств
ИКТ.
Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий в сферах
профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и
информационными технологиями, основанных на достижениях науки информатики
и научно-технического прогресса.
Экологическое воспитание: наличие представлений о глобальном характере
экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том
числе в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по
информатике отражают овладение универсальными учебными действиями —
познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие
разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать применимость и
достоверность информации, полученной в ходе исследования; прогнозировать
возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых
для решения поставленной задачи; применять основные методы и инструменты при
поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи
и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать
оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые
задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их
комбинациями; оценивать достоверность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно; запоминать и систематизировать
информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять
результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); выбирать
формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель
совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче,
формализации информации; коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным
продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и
координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего
вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы,
требующие решения; составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи; составлять план
действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации
и рефлексии; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам,
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие
результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать
мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг
даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 5 классе у обучающегося будут сформированы следующие
умения:
соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и
другими элементами цифрового окружения;
иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете;
называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных
устройств, объяснять их назначение;
понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная
система», «файл»;
искать информацию в Интернете (в том числе, по ключевым словам, по
изображению);
критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для
личности и общества распространения вредоносной информации;
запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа
управления исполнителем», «искусственный интеллект»;
составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или
текстового программирования с использованием последовательного выполнения
операций и циклов;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы;
знать правила набора текстов; использовать автоматическую проверку
правописания;
устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев;
иллюстрировать документы с помощью изображений;
создавать и редактировать растровые изображения; использовать инструменты
графического редактора для выполнения операций с фрагментами изображения;
создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую
информацию.
К концу обучения в 6 классе у обучающегося будут сформированы следующие
умения:
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать
полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу);
работать с файловой системой персонального компьютера с использованием
графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и
удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов;
защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного
программного обеспечения с использованием встроенных в операционную систему
или распространяемых отдельно средств защиты;
пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка
информации», «хранение информации», «передача информации»;
иметь представление об основных единицах измерения информационного
объёма данных;
сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
разбивать задачи на подзадачи; составлять программы для управления
исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием
циклов и вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами;
объяснять различие между растровой и векторной графикой;
создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации
создаваемых документов;
создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы;
создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами
анимации
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Количество часов
№
Наименование разделов и тем
программы
5 класс
Раздел 1. Цифровая грамотность (7 часов)
Тема1
Компьютер - универсальное
вычислительное устройство,
работающее по программе
Тема2
Программы для компьютеров.
Файлы и папки
Тема3
Всего
Контрольные
работы
7
2
Практические
работы
1
3
2
Яндекс Учебник
https://education.yandex.ru/la
b/classes/1209795/library/inf
ormatics/tab/container/?grade
=5
https://lbz.ru/metodist/authors
/informatika/3/eor5.php
Сеть Интернет
Правила безопасного поведения в
Интернете
Раздел 2. Теоретические основы
информатики
2
3
https://lbz.ru/metodist/authors
/informatika/3/eor5.php
Информация в жизни человека
Тема 4
Раздел 3. Алгоритмизация и основы
программирования
3
10
Информатика 5 класс (vk.com)
Алгоритмы и исполнители
Тема 5
Работа в среде программирования
Тема 6
Раздел 4. Информационные технологии
2
8
12
Графический редактор
Текстовый редактор
3
6
Тема 7
Тема 8
1
1
Информатика 5 класс (vk.com)
https://lbz.ru/metodist/authors
/informatika/3/eor5.php
1
1
6
Информатика 5 класс (vk.com)
Информатика 5 класс (vk.com)
https://lbz.ru/metodist/authors
/informatika/3/eor5.php
1
2
4
Информатика 5 класс (vk.com)
Информатика 5 класс (vk.com)
Тема 9
Компьютерная презентация
Резерв 2ч
Итого (5 класс):
3
2
34
3
3
Информатика 5 класс (vk.com)
20
6 класс
Раздел 1. Цифровая грамотность
4
https://lbz.ru/metodist/authors
/informatika/3/eor6.php
Компьютер
1
Информатика 6 класс (vk.com)
Тема 1
Файловая система
Тема 2
Защита от вредоносных программ
Тема 3
Раздел 2. Теоретические основы информатики
2
1
6
1
Информация и информационные
процессы
Двоичный код
Тема 5
Единицы измерения информации
Тема 6
Защита от вредоносных программ
Тема 3
Раздел 2. Теоретические основы информатики
2
1
Информация и информационные
процессы
Двоичный код
Тема 5
Единицы измерения информации
Тема 6
Раздел 3. Алгоритмизация и основы
программирования
Основные
алгоритмические
Тема 7
конструкции
Вспомогательные алгоритмы
Тема 8
Раздел 4. Информационные технологии
2
Тема 4
Тема 4
Тема 9
Векторная графика
2
2
1
6
Информатика 6 класс (vk.com)
Информатика 6 класс (vk.com)
https://lbz.ru/metodist/authors
/informatika/3/eor6.php
Информатика 6 класс (vk.com)
Информатика 6 класс (vk.com)
Информатика 6 класс (vk.com)
Информатика 6 класс (vk.com)
1
https://lbz.ru/metodist/authors
/informatika/3/eor6.php
1
Информатика 6 класс (vk.com)
Информатика 6 класс (vk.com)
Информатика 6 класс (vk.com)
2
2
12
https://lbz.ru/metodist/authors
/informatika/3/eor6.php
6
Информатика 6 класс (vk.com)
4
10
3
Информатика 6 класс (vk.com)
3
2
8
1
https://lbz.ru/metodist/authors
/informatika/3/eor6.php
Информатика 6 класс (vk.com)
Тема 10
Тема 11
Текстовый процессор
Создание интерактивных
компьютерных презентаций
Резерв 2ч
Итого (6 класс):
Итого:
4
3
1
3
3
2
34
68
3
6
20
40
Информатика 6 класс (vk.com)
Информатика 6 класс (vk.com)
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
урока
1
Тема урока
Компьютер— универсальное вычислительное
устройство, работающее по программе. Правила
гигиены и безопасности при работе с
компьютерами, мобильными устройствами и
другими элементами цифрового окружения
Всего
1
Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Яндекс Учебник
https://education.yan
dex.ru/lab/classes/12
09795/library/inform
atics/tab/container/?
grade=6
https://lbz.ru/metodis
t/authors/informatika
/3/eor5.php
https://clck.ru/35zwt
R
https://uchebnik.mos
.ru/catalogue?search
Библиотека МЭШ
(mos.ru)
Основные компоненты персональных
компьютеров и мобильных устройств
Программы для компьютеров
Прикладные программы. Пользователи и
программисты
Файлы и папки
1
1
1
1
1
1
8
Сеть Интернет. Правила безопасного поведения в
Интернете
Браузер. Поиск информации на веб-странице.
Поисковые системы
Информация в жизни человека
9
Действия с информацией
1
10
11
Кодирование информации
Понятие алгоритма
1
1
1
12
Исполнители алгоритмов
1
1
13
Линейные алгоритмы
1
1
Реализация линейных алгоритмов в среде
программирования
Циклические алгоритмы
Реализация циклических алгоритмов в среде
программирования
Составление программ для управления
исполнителем
2
1
1
2
1
1
https://clck.ru/Ruk69
1
https://clck.ru/Ruk69
2
3
4
5
6
7
14-15
16
17-18
19-20
1
1
1
1
1
1
2
1
https://clck.ru/35zwe
o
https://clck.ru/35zw
m4
https://clck.ru/35zwn
p
https://clck.ru/35zwp
X
https://clck.ru/35zwq
a
https://clck.ru/35zws
H
https://clck.ru/35zwv
q
https://lbz.ru/metodis
t/authors/informatika
/3/eor5.php
https://clck.ru/Ruk69
https://clck.ru/35zx8
v
https://clck.ru/35zx8
v
https://clck.ru/35zx8
v
https://clck.ru/35zx8
v
Графический редактор. Растровые рисунки.
Пиксель
22
Создание и редактирование простого изображения
с помощью инструментов растрового
графического редактора
23
Работа с фрагментами изображения
24
Текстовый редактор. Правила набора текста.
Текстовый процессор
25
Редактирование текста. Проверка правописания.
Расстановка переносов
26
Свойства символов. Шрифт. Свойства абзацев
27
Вставка изображений в текстовые документы
28-29 Создание небольших текстовых документов
посредством квалифицированного клавиатурного
письма
30
Компьютерные презентации. Слайд.
31-32 Создание презентации на основе готовых
шаблонов
33-34 Резерв
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
21
1
https://clck.ru/Ruk69
1
1
https://clck.ru/Ruk69
1
1
1
1
https://clck.ru/Ruk69
https://clck.ru/Ruk69
1
1
https://clck.ru/Ruk69
1
1
2
1
1
https://clck.ru/Ruk69
https://clck.ru/Ruk69
https://clck.ru/Ruk69
1
2
https://clck.ru/Ruk69
https://clck.ru/Ruk69
1
1
2
2
34
3
20
6 класс
№
урока
Тема урока
1
Всего
1
Типы компьютеров: персональные
компьютеры, встроенные компьютеры,
суперкомпьютеры. Правила ТБ.
Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/eor6.php
Информатика 6
класс (vk.com)
https://uchebnik.mo
s.ru/catalogue?searc
h=
Библиотека МЭШ
(mos.ru)
2
1
1
1
1
Иерархическая файловая система.
3
Файлы и папки, каталоги. Путь к файлу
4
Компьютерные вирусы и другие вредоносные
программы. Защита от вредоносных программ
1
5
Информационные процессы. Получение,
хранение, обработка и передача информации
1
6
Преобразование информации, представленной
в форме таблиц и диаграмм, в текст
1
1
7-8
Двоичный код. Представление данных в
компьютере
2
1
9-10
Единицы измерения информации.
Информационный объём данных
2
11
1
1
1
2
1
Основные алгоритмические конструкции
12-13
Среда текстового программирования.
Управление исполнителем
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/eor6.php
14-16
Разработка программ в среде текстового
программирования, реализующих простые
вычислительные алгоритмы
3
2
17-19
Разработка программ для управления
исполнителем в среде текстового
программирования с использованием циклов
3
2
1
1
1
1
20
Вспомогательные алгоритмы
21
Процедуры с параметрами работы
https://vk.com/wall214604986_41?yscli
d=m4k8cuyj9n9412
12667
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/eor6.php
22-23
Разработка программ для управления
исполнителем в среде текстового
программирования с использованием
вспомогательных алгоритмов процедур
2
24
Векторная графика. Исследование
возможностей векторного графического
редактора. Масштабирование
1
25
Создание векторных рисунков встроенными
средствами текстового процессора или других
программ
1
1
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/eor6.php
26
Разработка простого изображения с помощью
инструментов векторного графического
редактора по собственному замыслу
1
1
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/eor6.php
1
1
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/eor6.php
27
Текстовый процессор. Структурирование
информации с помощью списков
28
1
1
1
1
Добавление таблиц в текстовые документы
29
Создание одностраничного документа,
содержащего списки, таблицы, иллюстрации
1
1
30
Создание интерактивных компьютерных
презентаций
1
1
31-32
Создание презентации с гиперссылками и
интерактивными элементами
2
33-34
Резерв
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
1
1
3
20
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/eor6.php
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5 и 6 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
1
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
По теме «Цифровая грамотность»
Пояснять
1.1
на
примерах
«информационный
смысл
процесс»,
понятий
«информация»,
«обработка
информации»,
«хранение информации», «передача информации»
Приводить
1.2
передачи
примеры
современных
информации,
устройств
сравнивать
их
хранения и
количественные
характеристики
Получать и использовать информацию о характеристиках
1.3
персонального
(процессор,
компьютера
оперативная
и
его
память,
основных
элементах
долговременная
память,
устройства ввода-вывода)
1.4
Соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми
с его помощью
Ориентироваться в иерархической структуре файловой системы
1.5
(записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу)
по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого
информационного носителя)
Работать с файловой системой персонального компьютера с
использованием
1.6
(копировать,
графического
перемещать,
интерфейса:
переименовывать,
создавать
удалять
и
архивировать файлы и каталоги, использовать антивирусную
программу)
Искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым
словам, по изображению), критически относиться к найденной
1.7
информации, осознавать опасность для личности и общества
распространения
вредоносной
информации,
экстремистского и террористического характера
1.8
Понимать структуру адресов веб-ресурсов
в
том
числе
1.9
Использовать современные сервисы интернет-коммуникаций
Соблюдать требования безопасной эксплуатации технических
средств информационных и коммуникационных технологий,
1.10
соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной
этики и права при работе с приложениями на любых устройствах
и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в сети
Применять методы профилактики негативного влияния средств
1.11
информационных и коммуникационных технологий на здоровье
пользователя
2
По теме «Теоретические основы информатики»
Кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам,
2.1
демонстрировать понимание основных принципов кодирования
информации различной природы (текстовой, графической, аудио)
Сравнивать
2.2
длины
сообщений,
записанных
в
различных
алфавитах, оперировать единицами измерения информационного
объёма и скорости передачи данных
2.3
3
Оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических,
звуковых файлов и видеофайлов
По теме «Алгоритмы и программирование»
Раскрывать
3.1
смысл
понятий
«исполнитель»,
«алгоритм»,
«программа», понимая разницу между употреблением этих
терминов в обыденной речи и в информатике
3.2
Описывать алгоритм решения задачи различными способами, в
том числе в виде блок-схемы
Составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные
3.3
алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления
исполнителями
Использовать константы и переменные различных типов
3.4
(числовых, логических, символьных), а также содержащие их
выражения, использовать оператор присваивания
4
По теме «Информационные технологии»
Представлять
4.1
результаты
структурированных
своей
деятельности
иллюстрированных
мультимедийных презентаций.
в
виде
документов,
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
5-6 КЛАСС
Код
1
Проверяемый элемент содержания
Цифровая грамотность
Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по
1.1
программе.
Типы
компьютеров:
персональные
компьютеры,
встроенные
компьютеры, суперкомпьютеры. Мобильные устройства. Техника безопасности и
правила работы на компьютере
1.2
Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и
долговременная память. Устройства ввода и вывода.
История
1.3
развития
компьютеров.
Поколения
компьютеров.
Современные
тенденции развития компьютеров. Суперкомпьютеры. Объём хранимых данных
(оперативная память компьютера, жёсткий диск)
1.4
Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение.
Системное программное обеспечение. Системы программирования.
Файлы и папки (каталоги). Типы файлов. Свойства файлов. Характерные размеры
1.5
файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись
песни, видеоклип, полнометражный фильм)
1.6
Иерархическая файловая система. Полное имя файла (папки, каталога). Путь к
файлу (папке, каталогу)
Файловый менеджер. Работа с файлами и папками (каталогами): создание,
1.7
копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок
(каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы
1.8
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты
от вирусов
Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поисковые системы. Поиск
1.9
информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации,
полученной из Интернета
1.10
2
Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в сети
Интернет. Стратегии безопасного поведения в Интернете
Теоретические основы информатики
Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и
2.1
информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной
системой
2.2
2.3
2.4
2.5
3
3.1
3.2
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием
и передачей данных
Символ. Алфавит. Двоичный алфавит. Преобразование любого алфавита к
двоичному.
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном
алфавите
Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества
информации – двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт
Информационные технологии
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово,
символ)
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования
текстов. Правила набора текста
Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с
3.3
засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства
абзацев:
границы,
абзацный
отступ,
интервал,
выравнивание.
Стилевое
форматирование
3.4
3.5
Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом.
Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки. Использование
графических примитивов
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами
3.6
текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных
рисунков в документы
3.7
3.8
4
4.1
4.2
Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд текста и
изображений. Работа с несколькими слайдами
Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки
Алгоритмы и программирование
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления
исполнителем
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы,
программа)
Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм.
4.3
Ограниченность
линейных
алгоритмов:
невозможность
предусмотреть
зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных
Конструкция
4.5
«ветвление»:
полная
и
неполная
формы.
Выполнение
и
невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и
составные условия
4.6
Конструкция «повторение»: циклы с заданным числом повторений, с условием
выполнения, с переменной цикла
Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому
4.7
результату при конкретных исходных данных. Разработка несложных алгоритмов
с
использованием
циклов
и
ветвлений
для
управления
формальными
исполнителями. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
При реализации рабочей программы учтены возможности использования электронных
(цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки,
виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов)
для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленных в электронном
(цифровом) виде и реализующих дидактические возможности ИКТ, содержание которых
соответствует законодательству об образовании.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Информатика, 5 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение», 2023г.
• Информатика, 5 класс/ Семёнов А.Л., Рудченко Т.А., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение», 2023г.
• Информатика, 6 класса (ФГОС)/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2020 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое обеспечение https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/mo.php
Работаем по обновленным ФГОС (bosova.ru) ; 5 класс (bosova.ru) ; 6 класс (bosova.ru)
для 5 класса:https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/5kl.php
для 6 класса: https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/6kl.php
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса
(https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php)
2. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса
https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php)
3. Интерактивные модули
(https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/im.php?ysclid=lm9eet0vox564101559)
4. Файлы-заготовки (https://bosova.ru/files/?ysclid=lm9efkhxyo725064535)
5. Учи.ру https://uchi.ru/