План внеурочной деятельности ФГОС ООО МКОУ «Троицкая средняя
общеобразовательная школа № 5» обеспечивает введение в действие и
реализацию требований Федерального государственного образовательного
стандарта и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в
рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм
внеурочной деятельности по классам. В соответствии с Федеральным законом от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим
государственную аккредитацию образовательным программам основного
общего
образования
(далее
–
общеобразовательные
организации),
разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) и
соответствующими
федеральными
основными
общеобразовательными
программами (далее – ФООП).
1.1. План внеурочной деятельности разработан с учетом требований
следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – Закон);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (далее – ФГОС СОО- 2009);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» статья 12 пункт 6.1. науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (далее – ФГОС СОО-2021);
- Федеральная образовательная программа среднего общего образования,
утвержденная приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370 (далее
- ФОП СОО);
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СП 2.4.3648-20);
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (далее – СанПиН
1.2.368521);
Направления внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности является частью образовательной программы
МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 5».
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС СОО следует
понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных
от классноурочной, и направленную на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации
каждого учащегося в свободное от учёбы время;
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,
творчески
растущей
личности,
с
сформированной
гражданской
ответственностью
и
правовым
самосознанием,
подготовленной
к
жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую
практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
1.4. Задачи внеурочной деятельности
Создать условия для полного удовлетворения потребностей и интересов
обучающихся, укрепления их здоровья.
Формировать коммуникативную,
этическую, социальную компетентность
школьников.
Формировать у детей социокультурную идентичность.
Развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных
ценностей.
Модель организации внеурочной деятельности
Модель организации внеурочной деятельности МКОУ «Троицкая средняя
общеобразовательная школа № 5» – оптимизационная, в ее реализации
принимают участие все педагогические работники организации (учителя, зам.
директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь и др.).
Координирующую роль выполняет классный руководитель. Преимущества
оптимизационной модели состоят в создании единого образовательного и
методического пространства в ОО, в содержательном и организационном
единстве всех его структурных подразделений.
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных
программ основного общего образования целесообразно при формировании
плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотреть
часть, рекомендуемую для всех обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»
(понедельник, первый урок);
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе
основы предпринимательства) в рамках курса внеурочной деятельности «Россия
– мои горизонты».
1 час в неделю – для дополнительного изучения учебных предметов.
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности целесообразно
включить:
1 час в неделю – на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных
и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения
изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектноисследовательской деятельности).
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе
организация занятий в школьном спортивном клубе, а также в рамках реализации
программы развития социальной активности обучающихся.
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение социальных
интересов и потребностей обучающихся.
2.1. Механизм конструирования оптимизационной модели:
Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в
соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся;
ведёт учёт посещаемости занятий внеурочной деятельности.
Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной
деятельности опирается на следующие основные принципы организации
внеурочной деятельности:
Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого
необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса
с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями
основной образовательной программы учреждения.
Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной
деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности
детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности
и субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и
навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самореализации,
самоутверждения.
Принцип
разнообразия
направлений
внеурочной
деятельности,
предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов
внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности
свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных
видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения
потребностей, желаний, интересов.
Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов
учебного года при организации внеурочной деятельности.
Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого
в образовательном процессе.
Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов
внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в
достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не
только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения
образовательного учреждения.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях
общеобразовательной
организации
ребёнок
получает
возможность
подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования –
без оценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его
способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным
дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования,
интегрируется с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и
развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной
педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и
обучающегося происходит становление личности ребенка.
2.2. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного
физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить
гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать
привычку к закаливанию и физической культуре.
Духовно-нравственное направление направлено на освоение детьми духовных
ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к
самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование
гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и
воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы
деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения,
развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить
разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить
познавательную активность, любознательность.
Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное,
бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной
позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков. Внеурочная
деятельность организуется через следующие виды и формы:
Виды внеурочной деятельности
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Проблемно-ценностное общение
Досугово –
развлекательная
деятельность
Художественное творчество
Социальное творчество
Трудовая деятельность
Спортивно оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность
Формы внеурочной деятельности
Кружок
Студия
Секция
Клуб
Объединение
Научное общество
Практика
Соревнование
Поход
Олимпиады
Соревнования
Конкурсы
Фестивали
Научные исследования
Общественно-полезные практики
По направлению духовно-нравственной деятельности разработаны
программы: «Разговоры о важном», «Юннаты Первых», «Я - Патриот»,
«Юнармия», «Кадетский класс полиции», «Кадеты ТВВИКУ», «Краеведение и
основы туристической подготовки».
По направлению общеинтеллектуальной
деятельности
реализуются кружки: «Погружение в медицину», «Билет в будущее. Медицина»,
«Билет в будущее. Экология и охрана окружающей среды», «История Урала
(ОВЗ)», «Робототехника (ОВЗ)», «Робототехника (Точка роста)», «3 D
моделирование (Точка роста)», «Программирование (Точка роста)», «Химия в
жизни человека».
По направлению общекультурной
деятельности ведутся занятия:
«Хор».
По направлению социальной деятельности разработаны программы:
«Волонтеры», «ЮИД», «ДЮП».
По направлению спортивно-оздоровительной
деятельности
ведутся
занятия: «Подвижные игры», «Волейбол», «Легкая атлетика».
Направления внеурочной деятельности способствуют сплочённости классных
коллективов, выявлению одарённых детей, социализации и адаптации детей в
социуме.
3. Режим
функционирования МКОУ «Троицкая
средняя
общеобразовательная школа № 5» устанавливается в соответствии с СП 2.4.
3648-20 и Уставом школы.
Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели – максимальная
учебная нагрузка учащихся, предусмотренная учебными планами, соответствует
требованиям СП 2.4. 3648-20 и осуществляется в соответствии с планом и
расписанием занятий в количестве до 10 часов в неделю.
Для обучающихся, посещающих занятия в отделении дополнительного
образования образовательной организации, организациях дополнительного
образования, спортивных школах, музыкальных школах и других
образовательных
организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается, при
предоставлении родителями (законными представителями) обучающихся,
справок указанных организаций.
Внеурочная деятельность организуется в течение всей рабочей недели с
понедельника по субботу.
Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с
учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной
деятельности, а также с учётом необходимости разгрузки последующих учебных
дней.
4. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.
5. Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников
могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний
(об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной
реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в
основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений
школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне
класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде.
Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает)
первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний,
начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного
социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за
пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном
социальном действии, действии для людей и на людях, которые вовсе не
обязательно положительно настроены к действующему лицу, молодой человек
действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем,
гражданином, свободным человеком.
Лаконичная формулировка трех уровней результатов внеучебной деятельности
школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности
увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой
деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской
компетентности школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой
(российской), этнической, культурной и др.
6. Обеспечение плана
План внеурочной деятельности на 2025-2026 учебный год обеспечивает
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», и предусматривает организацию внеурочной деятельности в 1-4, 5-9,
10-11 классах, реализующих федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования.
Общеобразовательная организация укомплектована педагогическими кадрами и
обладает материально-технической базой для осуществления обучения согласно
данному плану внеурочной деятельности.
Программы внеурочной деятельности реализуются в соответствии с запросом
обучающихся, их родителей (законных представителей). Занятия внеурочной
деятельности осуществляются при наличии рабочих программ.
7. Планирование внеурочной деятельности на 2025-2026 учебный год.
7.1. Планирование внеурочной деятельности обучающихся V-IX классов.
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
5 класс
6 класс
7 класс
Духовно«Разговор «Разговор «Разговор
нравственное
ыо
ыо
ыо
воспитание
важном»
важном»
важном»
Профориентацион
«Россия – «Россия –
ная работа
мои
мои
горизонт
горизонт
ы»
ы»
Тематика
внеурочной
деятельности
Дополнительное
изучение учебных
предметов
(углубленное
изучение учебных
5 класс
6 класс
7 класс
«Робототе «Билет в «3D
хника»
будущее. моделир
Экология ование»
«Основы
и охрана
окружаю
8 класс
«Разговор
ыо
важном»
«Россия –
мои
горизонт
ы»
8 класс
«Основы
3Dмоделир
ования и
3D-печати»
9 класс
«Разговор
ыо
важном»
«Россия –
мои
горизонт
ы»
9 класс
предметов, учебноисследовательская и
проектная
деятельность,
региональный/этнок
ультурный
компонент и др.)
Развитие личности и
самореализация
обучающихся
(творческое
и
физическое
развитие, др.)
Комплекс
воспитательных
мероприятий,
удовлетворение
социальных
интересов и
потребностей
обучающихся.
программ щей
ирования» среды»
«Подвиж
ные
игры»
«Хор»;
«Подвиж
ные
игры»
«Кадетск «Я
ий класс Патриот»
полиции» «Юннаты
Первых»
«Юнарм
ия»;
«Основ
ы
програм
мирован
ия»
«Подви
жные
игры».
«Учите
PYTHON»
«Химия в
жизни
человека»
«Подвижны
е игры».
Волонте
рский
отряд
«Добры
е
сердца»
«Кадет
ы
ТВВИК
У»
«Я
Патриот
»
8. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности ФГОС основного
общего образования. Гражданское воспитание:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного
края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь
людям, нуждающимся в ней).
Патриотическое воспитание:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране.
Духовно-нравственное воспитание:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
- готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетическое воспитание:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; - стремление к самовыражению в
разных видах искусства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- осознание ценности жизни;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения
в интернет-среде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
Организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды; - повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценность научного познания:
- ориентация
в
деятельности
на
современную
систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской
деятельности,
установка на
осмысление
опыта,
наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального
и
коллективного благополучия.
Кружки - 2025
ФИО педагога
дополнительного
образования
Бесценеко Вячеслав
Игоревич
Бурдакова Ольга
Сергеевна
Бутакова Людмила
Николаевна
Вакилева Анастасия
Михайловна
Кобелева Екатерина
Анатольевна
Коржавина Людмила
Ивановна
Кузьмин Вячеслав
Александрович
Кузьмина Валерия
Михайловна
Лебедева Вероника
Адольфовна
Лоскутова Ольга
Павловна
Лушникова Елена
Николаевна
Малышкина Валентина
Валерьевна
Рухлова Татьяна
Александровна
Рычкова Лика
Кахаберовна
Ефремов Антон
Владимирович
Название
Кол-во часов
Энергокружок
1
История Урала (ОВЗ)
1
Волейбол
Подвижные игры
Я - кадет
1
Билет в будущее. Экология и
охрана окружающей среды
Волонтеры «Добрые сердца»
2
ДЮП
1
Кадеты
1
1
1
Легкая атлетика
Хор
1
Юный патриот
1
Волонтеры «Твори добро»
1
Юные инспектора дорожного
движения
Краеведение и основы
туристической подготовки
Кружок по организации
взаимодействия с ТВВИКУ
1
1
1
ЦО «Точка роста»
Андреевских Борис
Николаевич
Вторых Ольга
Викторовна
Основы 3 D-моделирования и 3
D-печати
Учите PYTHON
Робототехника
Основы программирования
Робототехника (ОВЗ)
4
1
2
1
1
Кузнецова Татьяна
Ивановна
Рухлова Татьяна
Александровна
Сафронов Андрей
Александрович
Стахеева Валентина
Александровна
Стахеева Галина
Ивановна
Робототехника
Основы 3 D-моделирования и 3
D-печати
Основы программирования
Основы 3 D-моделирования и 3
D-печати
Основы 3 D-моделирования и 3
D-печати
Энергокружок
Проектно-исследовательская
деятельность. Биотехнологии
Химия в жизни человека
2
2
1
2
2
2
2
4