Анализ литературного произведения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели изучения курса «Анализ литературного произведения» в средней
школе состоят:
в сформированности чувства причастности к отечественным
культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности
поколений, и уважительного отношения к другим культурам;
в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких
этических идеалов;
в осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой
части культуры и взаимосвязей между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности;
развитии умений и навыков целостного и выборочного анализа
литературного произведения, полученных в 5—9 классах на основе системы
знаний по теории литературы и русскому языку и расширяемых в старших
классах.
Данный учебный курс имеет прежде всего практическую
направленность, т. е. предназначается не столько для формирования круга
знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков. В настоящее
время существует большое количество пособий по теории литературы для
школьников и множество изданий, в которых даются примеры анализа
литературных произведений. Но без системы специальных упражнений,
отрабатывающих отдельные звенья филологического анализа и пути их
соединения в целостное рассмотрение литературного произведения, переход
от теории к практике остается для учащихся очень сложной, часто
неразрешимой задачей.
Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и
устойчивого интереса к чтению как средству приобщения к российскому
литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной
культуры, базируется на знании содержания произведений, осмыслении
поставленных в литературе проблем, понимании коммуникативноэстетических возможностей языка художественных текстов и способствует
совершенствованию устной и письменной речи обучающихся на примере
лучших литературных образцов. Достижение указанных целей возможно при
комплексном решении учебных и воспитательных задач, стоящих перед
старшей школой и сформулированных в ФГОС СОО.

Задачи, связанные с формированием чувства причастности к
отечественным традициям и осознанием исторической преемственности
поколений, включением в языковое пространство русской культуры,
воспитанием ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части
культуры, состоят в приобщении старшеклассников к лучшим образцам
русской и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века,
воспитании уважения к отечественной классической литературе как
социокультурному и эстетическому феномену, освоении в ходе изучения
литературы
духовного
опыта
человечества,
этико-нравственных,
философско-мировоззренческих, социально-бытовых, культурных традиций
и ценностей.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как
средству познания отечественной и других культур, уважительного
отношения к ним, приобщением к российскому литературному наследию и
через него – к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и
мировой культуры, ориентированы на воспитание и развитие потребности в
чтении художественных произведений, знание содержания и осмысление
ключевых проблем произведений русской, мировой классической и
современной литературы, в том числе литератур народов России, а также на
формирование потребности в досуговом чтении и умение составлять
программы собственной читательской деятельности, участвовать во
внеурочных мероприятиях, содействующих повышению интереса к
литературе, чтению, образованию, книжной культуре.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса в 10–11 классах среднего общего образования на
базовом уровне в учебном плане отводится 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1
час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 КЛАСС
Введение. Художественное произведение как эстетический объект.
Основные задачи эстетики. Специфика эстетического переживания.
Эстетическое и художественное. Эстетическое и прекрасное. Понятие
художественного произведения; его отличительные признаки. Место
литературы в ряду других искусств.
Интерпретация художественного произведения. Деятельность
читателя-интерпретатора. А.А. Потебня об интерпретации художественного
произведения. Мнение М.М. Бахтина о диалоге между автором и читателем.
Теоретическая поэтика: язык художественных произведений.
Структурная организация художественного текста. Форма и
содержание художественного произведения. Три основные стороны
произведения: предметно-изобразительная (сюжет, персонаж, образ автора,
портрет, пейзаж, время, пространство), художественная (особенности языка,
стилистика) и композиционная. Формальные элементы художественного
текста: стиль, жанр, композиция, ритм. Содержательные элементы
художественного текста: тема, фабула, конфликт, характер, идея, проблема,
пафос.
Автор. Герой. Читатель. Субъектная организация художественного
произведения. Проблема автора. Повествователь и рассказчик. Лирическое
«я», лирический герой. Автор в драматическом произведении. Литературный
герой.
Сюжет художественного произведения. Сюжет как форма
существования конфликта. Сюжет и фабула. Вопрос о лирическом сюжете.
Этапы развития сюжета. Внесюжетные элементы художественного
произведения.
Композиция художественного произведения. Композиционное
единство
художественного
произведения.
Средства
композиции.
Композиционные приёмы.
Конфликт в поэтике художественного произведения. Типы
конфликтов: идейный, психологический, философский, любовный,
социально-бытовой.
11 КЛАСС
Художественный образ. Система образов в художественном
произведении. Основные группы образов: индивидуальные, характерные,

типические. Образы, выходящие за рамки одного произведения: образ-мотив,
образ-архетип.
Образ человека в литературе и аспекты его анализа. Понятие
литературный герой. Типический герой. Понятие «характер». Одноплановые
и многоплановые характеры, устойчивые и динамичные. Значение имени
героя. Речь героя. Поступки, действия героя. Анализ литературного образа.
Пейзаж и его функции в произведении. Пейзажная зарисовка.
Функции «пейзажного текста»: иллюстративная, психологическая,
лирическая, символическая.
Функция портрета в художественном произведении. Портретная
деталь. Типы литературного портрета: одноплановый и многоплановый,
идеализирующий и объективный.
Художественная деталь. Символ. Подробность текста. Роль
детализации при воспроизведении действительности в художественном
произведении.
Функции
художественной
детали:
выделительная,
психологическая, символическая.
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Основные виды тропов. Сравнение – самое распространённое
изобразительно-выразительное
средство
языка.
Метафора
и
её
разновидности: овеществление, олицетворение, распространённые метафоры,
общеупотребительные,
индивидуально-авторские.
Эпитет
и
его
разновидности: цветовые, оценочные, метафорические, постоянные. Ирония.
Метонимия, перифраза. Стилистические фигуры – изобразительновыразительные средства языка. Параллелизм, прямой и отрицательный
параллелизм. Фигуры, которые строятся на противопоставлении: антитеза,
контраст, оксюморон. Фигуры, связанные с особенностями синтаксического
строения художественного текста: обращения, восклицания, риторические
вопросы, инверсия, бессоюзие (многосоюзие), повтор. Анафора, эпифора,
рефрен. Гипербола, гротеск, литота.
Эпизод в художественном произведении. Типы эпизодов. Анализ
эпизода. События, изображаемые в эпизоде. Характеристика действующих
лиц эпизода.
Анализ лирического произведения. История создания. Особенности
жанра. Лирический герой. Изобразительно-выразительные средства.
Стихотворный размер. Место и роль лирического произведения в контексте
творчества поэта.

Анализ эпического произведения. История создания. Особенности
жанра. Сюжетно-композиционное своеобразие. Система образов. Авторская
позиция. Место эпического произведения в контексте творчества писателя.
Анализ драматического произведения. История создания. Жанр
драматического
произведения.
Идейно-тематическое
единство.
Характеристика драматического действия. Система образов. Характеристика
драматических персонажей. Авторское отношение к изображаемому. Место и
роль драматического произведения в контексте творчества драматурга.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы среднего общего
образования по анализу литературного произведения достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в
соответствии
с
традиционными
российскими
социокультурными,
историческими и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в
произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и
нормами
поведения,
и
способствуют
процессам
самопознания,
самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися содержания рабочей
программы по курсу для среднего общего образования должны отражать
готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной
внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным
ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта
деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
 принятие традиционных национальных, общечеловеческих
гуманистических, демократических, семейных ценностей, в том
числе в сопоставлении с жизненными ситуациями,
изображёнными в литературных произведениях;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках
школьного литературного образования, в интересах гражданского

общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа
России в контексте изучения произведений русской и зарубежной
литературы, а также литератур народов России;
 ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям
народов России, внимание к их воплощению в литературе, а также
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях,
труде, отражённым в художественных произведениях;
 идейная убеждённость, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе
воспитанные на примерах из литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, этического
поведения;
 способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в
литературном произведении, и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности,
характеризуя поведение и поступки персонажей художественной
литературы;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, в
соответствии с традициями народов России, в том числе с опорой
на литературные произведения;
4) эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного
и технического творчества, спорта, труда, общественных
отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства, в том числе литературы;
 убеждённость в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических культурных
традиций и устного народного творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности, в том числе
при выполнении творческих работ по литературе;
5) физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью, в том числе с
адекватной оценкой поведения и поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие,
в том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а
также на основе знакомства с профессиональной деятельностью
героев отдельных литературных произведений;
 готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в
процессе литературного образования;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы, в том числе
ориентируясь на поступки литературных героев;
 готовность и способность к образованию и самообразованию, к
продуктивной читательской деятельности на протяжении всей
жизни;
7) экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера


экологических проблем, представленных в художественной
литературе;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества, с учётом
осмысления опыта литературных героев;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде, в том числе показанных в литературных произведениях;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности, в
том числе представленной в произведениях русской, зарубежной
литературы и литератур народов России;
8) ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира с
опорой на изученные и самостоятельно прочитанные
литературные произведения;
 осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе, в том числе на литературные темы.
В
процессе достижения
личностных результатов
освоения
обучающимися программы среднего общего образования, в том числе
школьного литературного образования, у обучающихся совершенствуется
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать своё
эмоциональное состояние, видеть направления развития
собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение
принимать ответственность за своё поведение, способность
адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению
цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей;





эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения рабочей программы по курсу для
среднего общего образования должны отражать:
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
1) базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
заложенную в художественном произведении, рассматривать её
всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для
сравнения литературных героев, художественных произведений и
их фрагментов, классификации и обобщения литературных
фактов;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях, в том числе при изучении литературных произведений,
направлений, фактов историко-литературного процесса;
 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа
имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
 координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе
при выполнении проектов по литературе;
 развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем с опорой на собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности на основе литературного материала, навыками
разрешения проблем с опорой на художественные произведения;

способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов
познания;
 овладение видами деятельности для получения нового знания по
литературе, его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных
и социальных проектов;
 формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами современного
литературоведения;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного
читательского опыта;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу
при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать
гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт,
в том числе читательский;
 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и
способов действия в профессиональную среду;
 уметь переносить знания, в том числе полученные в результате
чтения и изучения литературных произведений, в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения; ставить проблемы и задачи, допускающие
альтернативные решения;
3) работа с информацией:
 владеть навыками получения литературной и другой информации
из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления при изучении той или иной темы по
литературе;

создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение,
эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
 оценивать достоверность, легитимность литературной и другой
информации, её соответствие правовым и морально-этическим
нормам;
 использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
 владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой
информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на
уроке литературы и во внеурочной деятельности по предмету;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на примеры из
литературных произведений;
 владеть различными способами общения и взаимодействия в
парной и групповой работе на уроках литературы;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
 развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного
произведения свою точку зрения с использованием языковых
средств;
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности
по литературе;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом
общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять план
действий, распределять роли с учётом мнений участников,


обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и
во внеурочной деятельности по предмету;
 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать
идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть
инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи
в образовательной деятельности, включая изучение литературных
произведений, и жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении
литературы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта,
собственных возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в
художественной литературе;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных
предпочтений с опорой на читательский опыт;
 делать осознанный выбор, аргументировать его, брать
ответственность за решение;
 оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции
в разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы,
постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень;
2) самоконтроль:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в
деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры
из художественных произведений;

уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
3) принятие себя и других:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности, в том числе в процессе чтения художественной
литературы и обсуждения литературных героев и проблем,
поставленных в художественных произведениях;
 признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на
литературные темы;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя
знания по литературе.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
Предметные результаты по курсу в средней школе должны
обеспечивать:
1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство
русской и мировой культуры, сформированность ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству
познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному
литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и
сокровищам мировой культуры;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание
историко-культурного
и
нравственно-ценностного
взаимовлияния
произведений русской, зарубежной классической и современной литературы,
в том числе литератур народов России:
пьеса А. Н. Островского «Бесприданница»; роман И. А. Гончарова
«Обломов» и «Фрегат Паллада»; роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»,
стихотворения в прозе; стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, роман Ф.
М. Достоевского «Преступление и наказание»; роман Л. Н. Толстого «Война
и мир»; одно произведение Н. С. Лескова; рассказы и пьеса «Чайка» А. П.
Чехова; рассказы и пьеса «На дне» М. Горького; рассказы И. А. Бунина и А.
И. Куприна; стихотворения С. А. Есенина и поэма «Анна Снегина»; роман М.

А. Шолохова «Тихий Дон» (избранные главы); роман М. А. Булгакова «Белая
гвардия»; произведения литературы второй половины XX–XXI века: В. Г.
Распутина, В. М. Шукшина; В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко, Н. М.
Рубцова;произведения современных авторов З. Прилепин;
5) сформированность умений определять и учитывать историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественных произведений, выявлять их связь с современностью;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы
образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в
развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях,
участвовать в дискуссии на литературные темы;
7) осознание художественной картины жизни, созданной автором в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного
восприятия и интеллектуального понимания;
8) владение умениями анализа и интерпретации художественных
произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности
заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием
теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в
основной школе):
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в
творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его
воплощение; художественное время и пространство; миф и литература;
историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные
направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм,
акмеизм, футуризм), постмодернизм; литературные жанры; трагическое и
комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция;
фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация;
аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая,
силлабическая, силлаботоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и
«вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных
литератур; художественный перевод; литературная критика;
10) умение сопоставлять произведения русской и сравнивать их с
художественными интерпретациями в других видах искусств (графика,
живопись, театр, кино, музыка и др.);
11) сформированность представлений о литературном произведении как
явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его
эстетической функции, об изобразительно-выразительных возможностях

русского языка в художественной литературе и умение применять их в
речевой практике;
12) владение современными читательскими практиками, культурой
восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного
истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной
переработки текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов,
рефератов, а также написания отзывов и сочинений различных жанров
(объём сочинения – не менее 250 слов); владение умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм
русского литературного языка;
13) умение работать с разными информационными источниками, в том
числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек
и электронных библиотечных систем.
11 КЛАСС
Понимание основных задач эстетики, специфики эстетического
переживания, художественного произведения; его отличительные признаки.
Место литературы в ряду других искусств;
Умение интерпретировать художественное произведение. Деятельность
читателя-интерпретатора. А.А. Потебня об интерпретации художественного
произведения. Мнение М.М. Бахтина о диалоге между автором и читателем.
Понимание структурной организации художественного текста. Форма и
содержание художественного произведения. Три основные стороны
произведения: предметно-изобразительная (сюжет, персонаж, образ автора,
портрет, пейзаж, время, пространство), художественная (особенности языка,
стилистика) и композиционная. Формальные элементы художественного
текста: стиль, жанр, композиция, ритм. Содержательные элементы
художественного текста: тема, фабула, конфликт, характер, идея, проблема,
пафос.
Понимание убъектной организации художественного произведения.
Проблема автора. Повествователь и рассказчик. Лирическое «я», лирический
герой. Автор в драматическом произведении. Литературный герой.
Понимание сюжета как формы существования конфликта. Сюжет и
фабула. Вопрос о лирическом сюжете. Этапы развития сюжета.
Внесюжетные элементы художественного произведения.
Умение анализировать композиционное единство художественного
произведения, средства композиции, композиционные приёмы.

Знание типов конфликтов: идейный, психологический, философский,
любовный, социально-бытовой.
Понимание системы образов в художественном произведении.
Основные группы образов: индивидуальные, характерные, типические.
Образы, выходящие за рамки одного произведения: образ-мотив, образархетип.
Понимание литературного героя, типического героя. Речь героя.
Поступки, действия героя. Анализ литературного образа.
Умение анализировать пейзажные зарисовки. Знать функции
«пейзажного текста»: иллюстративная, психологическая, лирическая,
символическая.
Умение анализировать портретную деталь, типы литературного
портрета: одноплановый и многоплановый, идеализирующий и объективный.
Знание художественной детали, символа, подробности текста. Роль
детализации при воспроизведении действительности в художественном
произведении.
Функции
художественной
детали:
выделительная,
психологическая, символическая.
Умение находить стилистические фигуры и тропы, основные виды
тропов. Сравнение – самое распространённое изобразительно-выразительное
средство языка. Метафора и её разновидности: овеществление,
олицетворение, распространённые метафоры, общеупотребительные,
индивидуально-авторские. Эпитет и его разновидности: цветовые,
оценочные, метафорические, постоянные. Ирония. Метонимия, перифраза.
Стилистические фигуры – изобразительно-выразительные средства языка.
Параллелизм, прямой и отрицательный параллелизм. Фигуры, которые
строятся на противопоставлении: антитеза, контраст, оксюморон. Фигуры,
связанные с особенностями синтаксического строения художественного
текста: обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсия,
бессоюзие (многосоюзие), повтор. Анафора, эпифора, рефрен. Гипербола,
гротеск, литота.
Умение анализировать эпизод в художественном произведении. Типы
эпизодов. Анализ эпизода. События, изображаемые в эпизоде.
Характеристика действующих лиц эпизода.
Умение анализа лирического произведения. История создания.
Особенности жанра. Лирический герой. Изобразительно-выразительные
средства. Стихотворный размер. Место и роль лирического произведения в
контексте творчества поэта.

Умение анализа эпического произведения. История создания.
Особенности жанра. Сюжетно-композиционное своеобразие. Система
образов. Авторская позиция. Место эпического произведения в контексте
творчества писателя.
Умение анализа драматического произведения. История создания. Жанр
драматического
произведения.
Идейно-тематическое
единство.
Характеристика драматического действия. Система образов. Характеристика
драматических персонажей. Авторское отношение к изображаемому. Место и
роль драматического произведения в контексте творчества драматурга.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

Введение. Художественное произведение
как эстетический объект. Психологизм и его
роль в литературе 19 века.

1

2

Интерпретация художественного
произведения. Деятельность читателяинтерпретатора. А.А. Потебня об
интерпретации художественного
произведения. Мнение М.М. Бахтина о
диалоге между автором и читателем.

1

3

Анализ драматического произведения.
Место и роль драматического произведения
в контексте творчества драматурга.
А.Н.Островский «Бесприданница»

1

4

Характеристика драматических персонажей.
А.Н.Островский «Бесприданница».

1

5

Художественная деталь. Роль детализации
при воспроизведении действительности в
романе И.А.Гончарова «Обломов».

1

6

Сюжет художественного произведения.
И.А. Гончаров «Обломов». Сон Обломова
Роль снов.

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

7

Интерпретация художественного
произведения. Рассказ И.С.Тургенева «Хорь
и Калиныч».

1

8

Теоретическая поэтика: язык
художественных произведений.
Стихотворения в прозе И.С.Тургенева.

1

9

Структурная организация художественного
текста. Автор и герой в романе
И.С.Тургенева «Отцы и дети»

1

10

Конфликт в поэтике художественного
произведения. Проблема отцов и детей в
прозведениях И.С.Тургенева «Отцы и дети»
и И.А.Гончарова «Обломов»

1

11

Функция портрета в художественном
произведении. Портретные детали в романе
И.С.Тургенева «Отцы и дети» Принцип
«тайного» психологизма писателя

1

12

Композиция художественного
произведения. Роль пейзажа в романе
И.С.Тургенева «Отцы и дети» и в романе
И.А.Гончарова «Обломов»

1

13

Автор. Герой. Читатель. Анализ
критического произведения Н.А.
Добролюбова «Что такое обломовщина?»

1

14

Лирическое «я» в творчестве Н.А.Некрасова

1

15

Средства выразительности в языке.
Стилистические фигуры и тропы. Алгоритм
анализа стихотворения. Ф.И.Тютчева,

1

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

А.А.Фета
16

Анализ лирического произведения. Стихи
А.К. Толстого (пейзажная лирика)

1

17

Художественная функция приема
стилизации в поэзии А.К.Толстого.

1

18

Сатира как творческий принцип.
М.Е.Салтыков-Щедрин.

1

19

Герой «тайного» сюжета в романе.
Сатирические произведения Салтыкова –
Щедрина.

1

20

Художественная деталь. Символ.
Подробность текста. Роман
Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание». «Свет Сониной души»

1

21

Система образов в художественном
произведении. Раскольников и его
оппоненты.

1

22

Эпизод в художественном произведении.
Анализ главы из романа Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»

1

23

Структурная организация художественного
текста. Время и пространство в романе
Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

24

Художественный образ. Образ дома в
романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

25

Образ человека в литературе и аспекты его
анализа. Женские образы в романе
Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

1
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

26

Пейзаж и его функции в произведении. Роль
пейзажа в понимании авторской позиции на
страницах романа Л.Н.Толстого «Война и
мир»

1

27

Эпизод в художественном произведении.
Анализ главы из романа Л.Н.Толстого
«Война и мир».

1

28

Функция портрета в художественном
произведении. Деталь как средство
характеристики героя в романах Л.Н.
Толстого и романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»

1

29

Содержательные элементы
художественного текста: тема, фабула,
конфликт, характер (на примере повести
«Очарованный странник» Н.С.Лескова.

1

30

Автор в драматическом произведении.
Театр Чехова: новая драматургия.

1

31

Анализ драматического
произведения.А.П.Чехов «Чайка».

1

32

Анализ лирического произведения. Лирика
Н.М.Рубцова.

1

33

Анализ эпического произведения.
Л.С.Петрушевская «За стеной»

1

34

Итоговый урок

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

1

0

3

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

Введение. Художественное произведение
как эстетический объект. Место
литературы в ряду других искусств.

1

2

Теоретическая поэтика: язык
художественного произведения.
Стихопроза И.А.Бунина «Деревня»,
«Чистый понедельник»

1

3

Интерпретация художественного
произведения. А.И.Куприн «Поединок»

1

4

Сюжет художественного произведения.
Л.Н. Андреев «Петька на даче»,
«Ангелочек», «Жизнь Василия
Фивейского»

1

5

Образ человека в литературе и аспекты его
анализа. Женские образы в пьесе
М.Горького «На дне»

1

6

Пейзаж и его функции в произведении.
Роль пейзажа в понимании авторской
концепции рассказа М.Горького «Старуха
Изергиль»

1

7

Средства выразительности в языке.
Стилистические фигуры и тропы в

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

стихотворениях В. Брюсова и К.
Бальмонта.
8

Лирический герой в поэзии Н.С.Гумилева.

1

9

Анализ лирического произведения. В.
Хлебников «Заклятие смехом».

1

10

Вопрос о лирическом сюжете в поэме
А.Блока «Соловьиный сад».

1

11

Художественный образ. Образ Иисуса
Христа в поэме А.Блока «Двенадцать».

1

12

Гражданский пафос в лирике А.Ахматовой.

1

13

Средства выразительности в языке.
Стилистические фигуры и тропы. Анализ
поэм В.Маяковского «Хорошо!», «Облако
в штанах»

1

14

Теоретическая поэтика: язык
художественного произведения. Роль
пейзажных зарисовок в стихотворениях
С.Есенина «Запели тесаные дроги»,
«Отговорила роща золотая», «Синий
туман. Снеговое раздолье», «О красном
вечере задумалась дорога»

1

15

Автор. Герой. Читатель. С.Есенин «Анна
Снегина»

1

16

Композиция художественного
произведения. Роль пейзажа в романе
М.М.Шолохова «Тихий Дон»

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

17

Система образов в романе М.М.Шолохова
«Тихий Дон».

1

18

Художественная деталь. Символ.
Подробность текста. Библейская
символика в романе М.Булгакова «Мастер
и Маргарита»

1

19

Структурная организация художественного
текста. Форма и содержание
художественного произведения. Образ
города в романе М.Булгакова «Белая
гвардия»

1

20

Конфликт в поэтике художественного
произведения. Судьба интеллигенции в
революции в романе Б. Пастернака
«Доктор Живаго»

1

21

Содержательные элементы
художественного текста: тема, идея,
проблема. А.П.Платонов «Котлован ».

1

22

Жанр и композиция в произведении
Е.И.Замятина «Мы».

1

23

Автор. Герой. Читатель. К. Д. Воробьев.
«Это мы, Господи!.»

1

24

Анализ литературного образа. В. П.
Некрасов. «В окопах Сталинграда»

1

25

Содержательные элементы
художественного текста: идея, проблема,
пафос. «Крохотки» А.Солженицына.

1

26

Эпизод в художественном произведении.

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК

Анализ эпизода из рассказа «Последний
бой майора Пугачева» В.Т.Шаламова.

https://lesson.edu.ru/19/11

27

Анализ эпического произведения. Рассказы
В.М.Шукшина «Микроскоп», «Мастер»,
«Крепкий мужик»

1

28

Анализ лирического произведения.
В.С.Высоцкий «Мерцал закат, как блеск
клинка…», «Песня о земле», «Песня о
друге», «Я не люблю», «Здесь лапы у елей
дрожат на ветру»

1

29

Художественный образ. Образ дома в
повести В.Г.Распутина «Прощанье с
Матёрой»

1

30

Эпизод в художественном произведении.
Анализ главы из повести В.П.Астафьева
«Последний поклон» «Гуси в полынье»

1

31

Функция портрета в художественном
произведении. Деталь как средство
характеристики героя в повести Ю.В.
Трифонова «Дом на набережной»

1

32

Анализ эпического произведения А.Н. и
Б.Н. Стругацкие «Пикник на обочине»

1

33

Проблематика рассказа З. Прилепина
«Убийца и его маленький друг».

1

34

Круглый стол «Проблематика
произведений литературы последнего
десятилетия»

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО

34

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

0

2

ПРОГРАММЕ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Контрольные
работы

Всего

1

Введение. Художественное произведение
как эстетический объект. Психологизм и
его роль в литературе 19 века.

1

2

Интерпретация художественного
произведения. Деятельность читателяинтерпретатора. А.А. Потебня об
интерпретации художественного
произведения. Мнение М.М. Бахтина о
диалоге между автором и читателем.

1

3

Анализ драматического произведения.
Место и роль драматического
произведения в контексте творчества
драматурга. А.Н.Островский
«Бесприданница»

1

4

Характеристика драматических
персонажей. А.Н.Островский
«Бесприданница».

1

5

Художественная деталь. Роль детализации
при воспроизведении действительности в

1

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

романе И.А.Гончарова «Обломов».
6

Сюжет художественного произведения.
И.А. Гончаров «Обломов». Сон Обломова
Роль снов.

1

7

Интерпретация художественного
произведения. Рассказ И.С.Тургенева
«Хорь и Калиныч».

1

8

Интерпретация художественного
произведения. Рассказ И.С.Тургенева
«Хорь и Калиныч».

1

9

Структурная организация художественного
текста. Автор и герой в романе
И.С.Тургенева «Отцы и дети»

1

10

Конфликт в поэтике художественного
произведения. Проблема отцов и детей в
прозведениях И.С.Тургенева «Отцы и
дети» и И.А.Гончарова «Обломов»

1

11

Функция портрета в художественном
произведении. Портретные детали в
романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Принцип «тайного» психологизма писателя

1

12

Композиция художественного
произведения. Роль пейзажа в романе
И.С.Тургенева «Отцы и дети» и в романе
И.А.Гончарова «Обломов»

1

13

Автор. Герой. Читатель. Анализ
критического произведения Н.А.
Добролюбова «Что такое обломовщина?»

1

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

14

Лирическое «я» в творчестве
Н.А.Некрасова

1

15

Средства выразительности в языке.
Стилистические фигуры и тропы.
Алгоритм анализа стихотворения.
Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

1

16

Анализ лирического произведения. Стихи
А.К. Толстого (пейзажная лирика)

1

17

Художественная функция приема
стилизации в поэзии А.К.Толстого.

1

18

Сатира как творческий принцип.
М.Е.Салтыков-Щедрин.

1

19

Герой «тайного» сюжета в романе.
Сатирические произведения Салтыкова –
Щедрина.

1

20

Художественная деталь. Символ.
Подробность текста. Роман
Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание». «Свет Сониной души»

1

21

Система образов в художественном
произведении. Раскольников и его
оппоненты.

1

22

Эпизод в художественном произведении.
Анализ главы из романа Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»

1

23

Структурная организация художественного
текста. Время и пространство в романе
Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

24

Художественный образ. Образ дома в
романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

25

Образ человека в литературе и аспекты его
анализа. Женские образы в романе
Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

26

Пейзаж и его функции в произведении.
Роль пейзажа в понимании авторской
позиции на страницах романа
Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

27

Эпизод в художественном произведении.
Анализ главы из романа Л.Н.Толстого
«Война и мир».

1

28

Функция портрета в художественном
произведении. Деталь как средство
характеристики героя в романах Л.Н.
Толстого и романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»

1

29

Содержательные элементы
художественного текста: тема, фабула,
конфликт, характер (на примере повести
«Очарованный странник» Н.С.Лескова.

1

30

Автор в драматическом произведении.
Театр Чехова: новая драматургия.

1

31

Анализ драматического
произведения.А.П.Чехов «Чайка».

1

32

Анализ лирического произведения. Лирика
Н.М.Рубцова.

1

33

Анализ эпического произведения.

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК

Л.С.Петрушевская «За стеной»
34

Итоговый урок

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://lesson.edu.ru/19/10

Библиотека ЦОК

1
34

https://lesson.edu.ru/19/10

0

3

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Контрольные
работы

Всего

1

Введение. Художественное произведение
как эстетический объект. Место
литературы в ряду других искусств.

1

2

Теоретическая поэтика: язык
художественного произведения.
Стихопроза И.А.Бунина «Деревня»,
«Чистый понедельник»

1

3

Интерпретация художественного
произведения. А.И.Куприн «Поединок»

1

4

Сюжет художественного произведения.
Л.Н. Андреев «Петька на даче»,
«Ангелочек», «Жизнь Василия
Фивейского»

1

5

Образ человека в литературе и аспекты его
анализа. Женские образы в пьесе
М.Горького «На дне»

1

6

Пейзаж и его функции в произведении.
Роль пейзажа в понимании авторской
концепции рассказа М.Горького «Старуха
Изергиль»

1

7

Средства выразительности в языке.

1

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

1

Библиотека ЦОК

Стилистические фигуры и тропы в
стихотворениях В. Брюсова и К.
Бальмонта.

https://lesson.edu.ru/19/11

8

Лирический герой в поэзии Н.С.Гумилева.

1

9

Анализ лирического произведения. В.
Хлебников «Заклятие смехом».

1

10

Вопрос о лирическом сюжете в поэме
А.Блока «Соловьиный сад».

1

11

Художественный образ. Образ Иисуса
Христа в поэме А.Блока «Двенадцать».

1

12

Гражданский пафос в лирике
А.Ахматовой.

1

13

Средства выразительности в языке.
Стилистические фигуры и тропы. Анализ
поэм В.Маяковского «Хорошо!», «Облако
в штанах»

1

14

Теоретическая поэтика: язык
художественного произведения. Роль
пейзажных зарисовок в стихотворениях
С.Есенина «Запели тесаные дроги»,
«Отговорила роща золотая», «Синий
туман. Снеговое раздолье», «О красном
вечере задумалась дорога»

1

15

Автор. Герой. Читатель. С.Есенин «Анна
Снегина»

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

16

Композиция художественного
произведения. Роль пейзажа в романе
М.М.Шолохова «Тихий Дон»

1

17

Система образов в романе М.М.Шолохова
«Тихий Дон».

1

18

Художественная деталь. Символ.
Подробность текста. Библейская
символика в романе М.Булгакова «Мастер
и Маргарита»

1

19

Структурная организация художественного
текста. Форма и содержание
художественного произведения. Образ
города в романе М.Булгакова «Белая
гвардия»

1

20

Конфликт в поэтике художественного
произведения. Судьба интеллигенции в
революции в романе Б. Пастернака
«Доктор Живаго»

1

21

Содержательные элементы
художественного текста: тема, идея,
проблема. А.П.Платонов «Котлован ».

1

22

Жанр и композиция в произведении
Е.И.Замятина «Мы».

1

23

Автор. Герой. Читатель. К. Д. Воробьев.
«Это мы, Господи!.»

1

24

Анализ литературного образа. В. П.
Некрасов. «В окопах Сталинграда»

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

25

Содержательные элементы
художественного текста: идея, проблема,
пафос. «Крохотки» А.Солженицына.

1

26

Эпизод в художественном произведении.
Анализ эпизода из рассказа «Последний
бой майора Пугачева» В.Т.Шаламова.

1

27

Анализ эпического произведения. Рассказы
В.М.Шукшина «Микроскоп», «Мастер»,
«Крепкий мужик»

1

28

Анализ лирического произведения.
В.С.Высоцкий «Мерцал закат, как блеск
клинка…», «Песня о земле», «Песня о
друге», «Я не люблю», «Здесь лапы у елей
дрожат на ветру»

1

29

Художественный образ. Образ дома в
повести В.Г.Распутина «Прощанье с
Матёрой»

1

30

Эпизод в художественном произведении.
Анализ главы из повести В.П.Астафьева
«Последний поклон» «Гуси в полынье»

1

31

Функция портрета в художественном
произведении. Деталь как средство
характеристики героя в повести Ю.В.
Трифонова «Дом на набережной»

1

32

Анализ эпического произведения А.Н. и
Б.Н. Стругацкие «Пикник на обочине»

1

33

Проблематика рассказа З. Прилепина

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК

«Убийца и его маленький друг».
34

Круглый стол «Проблематика
произведений литературы последнего
десятилетия»

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://lesson.edu.ru/19/11

Библиотека ЦОК

1

34

https://lesson.edu.ru/19/11

0

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».