Решение экономических задач, 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Современное общество требует экономического мышления, в немалой
степени, основанного на специальных математических методах. Доход,
прибыль, налог, рентабельность – это все цифры, и без хорошей математики
здесь не обойтись: чем правильнее расчет, тем прибыльнее результат.
Поэтому математика выступает в качестве предмета, с помощью которого
можно выбрать оптимальный вариант действий из всех возможных. Данный
курс позволяет учащимся изучить эти методы, научиться применять их к
решению экономических задач, а главное, предусматривает развитие
математических способностей, ориентацию на профессии, а также выбору
профиля дальнейшего обучения.
Курс «Решение экономических задач» поддерживает изучение основного
курса математики, направлен на систематизацию знаний, реализацию
межпредметных связей, он поможет учащимся определиться с профильной
дифференциацией перед поступлением с учреждения профильного
образования, в высшие учебные заведения. Курс призван помочь
обучающимся с любой степенью подготовленности в овладении способами
деятельности, методами и приемами решения прикладных математических
задач, повысить уровень математической культуры. Также способствует
развитию познавательных интересов, мышления обучающихся, умению
оценить свой потенциал для дальнейшего обучения в профильном классе
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Решение экономических задач







обучение старшеклассников решению задач с экономическим
содержанием;
повышение уровня финансовой грамотности;
повторение математических формул и алгоритмов, необходимых
для таких экономических задач;
освоение навыков построения математической модели
экономической задачи;
формирование у школьников целостной картины взаимосвязи
экономической науки, бизнеса и математики.
дополнительная подготовка старшеклассников к государственной
итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования.

Задачи курса:
 расширить представления учащихся о сферах применения
математики, сформировать устойчивый интерес к предмету;
 формировать навыки перевода прикладных задач экономики на язык
математики;
 научить применять математические методы к решению задач
экономического содержания;
 подготовить обучающихся к выполнению задания с экономическим
содержанием профильного уровня единого государственного
экзамена по математики (номер 17).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса "Решение экономических задач" в 11 классе
(углубленного уровня) отводится 34 часа в год (1 час в неделю) из расчёта
34 учебные недели.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Решение экономических
задач
11 КЛАСС
Предлагаемый курс направлен на углубление и развитие приобретенных
программных знаний. Содержание курса реализуется на принципах
системности и последовательности
ПРОЦЕНТЫ. ДОЛИ. СООТНОШЕНИЯ.
Процент от числа. Установление взаимно однозначного соответствия
между процентами и коэффициентами. Базовая единица (величина).
Простые проценты. Сложные проценты. Основная теорема арифметики.
Особенности моделирования экономических процессов. Нахождение
процента от числа, числа по его проценту, нахождение величины и
изменение величины в процентах.
ВКЛАДЫ.
Сложный процент. Вклад. Формула сложного процента для вклада. Расчет
сложных процентов. Капитализация процентов. Номинальные и
эффективные процентные ставки. Формула расчёта суммы вклада,
размещённого с учетом ежегодной и ежемесячной капитализации
процентов. Одновременное применение простых и сложных процентов.

КРЕДИТЫ.
Финансовая сделка - кредит. Годовая процентная ставка по кредиту.
Сложный процент. Дифференцированная (регрессивная) схема. Вычисление
суммарного объема кредитов. Расчет за банковский кредит. Аннуитентная
схема. Другие схемы.
НЕПРЕРЫВНЫЕ МОДЕЛИ.
Производственные и бытовые задачи. Составление уравнений и неравенств
в соответствии с условием задачи. Применение свойств делимости чисел.
Использование свойств функций. Применение производной или
специальных методов для отыскания экстремальных (минимальных или
максимальных) значений некоторой функции при решении различных
экономических задач.
ПОВТОРЕНИЕ.
Решение задач на применение различных схем.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного
члена
российского
общества,
представление
о
математических основах функционирования различных структур, явлений,
процедур гражданского общества (выборы, опросы и другое), умение
взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к
прошлому и настоящему российской математики, ценностное отношение к
достижениям российских математиков и российской математической школы,
использование этих достижений в других науках, технологиях, сферах
экономики;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа, сформированность
нравственного сознания, этического поведения, связанного с практическим
применением достижений науки и деятельностью учёного, осознание
личного вклада в построение устойчивого будущего;
4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику математических
закономерностей, объектов, задач, решений, рассуждений, восприимчивость
к математическим аспектам различных видов искусства;
5) физического воспитания:
сформированность умения применять математические знания в
интересах здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к
своему здоровью (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность), физическое совершенствование
при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности трудолюбия, интерес к
различным сферам профессиональной деятельности, связанным с
математикой и её приложениями, умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы,
готовность и способность к математическому образованию и
самообразованию на протяжении всей жизни, готовность к активному
участию в решении практических задач математической направленности;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем, ориентация
на применение математических знаний для решения задач в области
окружающей среды, планирование поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, понимание
математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её
развития и значимости для развития цивилизации, овладение языком
математики и математической культурой как средством познания мира,
готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических
объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать
определения понятий, устанавливать существенный признак классификации,
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

воспринимать,
формулировать
и
преобразовывать
суждения:
утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия
в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
проводить самостоятельно доказательства математических утверждений
(прямые и от противного), выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры, обосновывать собственные суждения и выводы;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания,
формулировать
вопросы,
фиксирующие
противоречие,
проблему,
устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать
свою позицию, мнение;
проводить самостоятельно спланированный эксперимент, исследование
по установлению особенностей математического объекта, явления, процесса,
выявлению зависимостей между объектами, явлениями, процессами;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность
полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать
предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для ответа на
вопрос и для решения задачи;
выбирать информацию из источников различных типов, анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
структурировать информацию, представлять её в различных формах,
иллюстрировать графически;
оценивать
надёжность
информации
по
самостоятельно
сформулированным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:

воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и
целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в
устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи,
комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск
решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме
формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования,
проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
составлять план, алгоритм решения задачи, выбирать способ решения с
учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, владеть
способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи,
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, данных,
найденных ошибок, выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям, объяснять причины
достижения или недостижения результатов деятельности, находить ошибку,
давать оценку приобретённому опыту.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении учебных задач, принимать цель совместной
деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять
виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы,
обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные), выполнять свою часть работы и
координировать свои действия с другими членами команды, оценивать
качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
11 КЛАСС
сформированность представлений о необходимости доказательств при
обосновании математических утверждений;
умение работать с математическим текстом (структурирование,
извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои
мысли в устной и письменной речи, применяя математическую
терминологию и символику, использовать различные языки математики
(словесный, символический, графический), обосновывать суждения,
проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о
экономической задачи, владение символьным языком алгебры, знание
особенностей моделирования экономических процессов;
умение выполнять алгебраические преобразования рациональных
выражений, применять их для решения учебных математических задач и
задач, возникающих в смежных учебных предметах;
умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно
составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения
частных случаев и эксперимента;
умение реализовывать этапы построения моделей при решении задач с
экономическим содержанием; применять графические представления для
решения и исследования задач с экономическим содержанием;
овладение типологией задач с экономическим содержанием, основные
способы их решения, использовать функционально - графические
представления для описания и анализа математических задач и реальных
зависимостей;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при
решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не
сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Проценты. Доли. Соотношения.

2

https://mathege.ru/

2

Вклады

6

https://mathege.ru/

3

Кредиты

10

https://mathege.ru/

4

Непрерывные модели

11

https://mathege.ru/

5

Повторение

5

https://mathege.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Простейшие экономические задачи.

1

https://mathege.ru/

2

Доли. Проценты. Соотношения

1

https://mathege.ru/

3

Вклады. Ставки по вкладам с учетом
капитализации процентов.

1

https://mathege.ru/

4

Вклады. Ставки по вкладам с учетом
капитализации процентов.

1

https://mathege.ru/

5

Решение задач по теме "Вклады"

1

https://mathege.ru/

6

Решение задач по теме "Вклады"

1

https://mathege.ru/

7

Решение задач по теме "Вклады"

1

https://mathege.ru/

8

Решение задач по теме "Вклады"

1

https://mathege.ru/

9

Кредиты

1

https://mathege.ru/

10

Дифференцированная схема

1

https://mathege.ru/

11

Дифференцированная схема

1

https://mathege.ru/

12

Аннуитентная схема

1

https://mathege.ru/

13

Аннуитентная схема

1

https://mathege.ru/

14

Другие схемы

1

https://mathege.ru/

15

Другие схемы

1

https://mathege.ru/

16

Решение задач по теме "Кредиты"

1

https://mathege.ru/

17

Решение задач по теме "Кредиты"

1

https://mathege.ru/

18

Решение задач по теме "Кредиты"

1

https://mathege.ru/

19

Решение задач по теме "Кредиты"

1

https://mathege.ru/

20

Непрерывные модели. Использование
свойств функций

1

https://mathege.ru/

21

Непрерывные модели. Использование
свойств функций

1

https://mathege.ru/

22

Непрерывные модели. Использование
свойств функций

1

https://mathege.ru/

23

Непрерывные модели. Применение
специальных методов

1

https://mathege.ru/

24

Непрерывные модели. Применение
специальных методов

1

https://mathege.ru/

25

Непрерывные модели. Применение
специальных методов

1

https://mathege.ru/

26

Решение задач на непрерывные модели

1

https://mathege.ru/

27

Решение задач на непрерывные модели

1

https://mathege.ru/

28

Решение задач на непрерывные модели

1

https://mathege.ru/

29

Решение задач на непрерывные модели

1

https://mathege.ru/

30

Итоговое повторение. Решение задач

1

https://mathege.ru/

31

Итоговое повторение. Решение задач

1

https://mathege.ru/

32

Итоговое повторение. Решение задач

1

https://mathege.ru/

33

Итоговое повторение. Решение задач

1

https://mathege.ru/

34

Итоговое повторение. Решение задач

1

https://mathege.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».