РП по географии

−
Приложение к АООП УО (ИН)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «География»
для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) Вариант 1
2025 - 2026 учебный год

2025 год
1

−
СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ..................................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ......................................................................... 8
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ....................................................... 9

2

−
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География»
составлена на основании:
Адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) для обучающихся с 5 по 9 класс
(вариант1) (далее - АООП УО (вариант 1) муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
МКОУ «Троицкая средняя
общеобразовательная школа № 5» (далее – МКОУ «Троицкая СОШ №
5») разработанной в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» (статья 2 п.16, статья 28 п.6, статья 55 п.3, статья 79 п.5) от 29
декабря 2012 года №273-ФЗ;
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19 декабря 2014 г. №1599 (далее - Стандарт);
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программой образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
утвержденной
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г.
№1026 (далее - ФАООП УО);
Санитарно-эпидемиологических правил и
норм:
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
СанПин 1.2.3685 - 21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
локальными актами МКОУ «Троицкая СОШ № 5»
вступает в силу с 01.09.2025г.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
3

−
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения,
оценки
разнообразных
природных,
социально-экономических
и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
- формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
− формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
− формирование умения выделять, описывать и объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
− формирование умений и навыков использования географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
− овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных практических умений и приемов использования
географической карты для получения географической информации;
− формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» в 8
классе определяет следующие задачи:
− формирование у обучающихся представлений о мировом океане;
− познакомить обучающихся с географическим положением, природой,
населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей,
отдельными государствами различных континентов;
− дать элементарные научные и систематические сведения о единстве природы,
её разнообразии протекающих в ней процессов;
показать особенности взаимодействия человека и природы;
− помочь усвоить правила поведения в природе;
− содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию;
− учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать
причинно-следственные зависимости;
4

−
− содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение,
связную речь, расширять лексический запас
− дать общий обзор природных условий материка, на котором мы живём.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному
предмету «География» в 8 классе
Личностные результаты:
− формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов культур и религий;
− сформированность уважительного отношения к истории и культуре других
народов;
−
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
− совершенствование умения договариваться о распределении функций и ролей
в совместной деятельности со сверстниками, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
формирование экологической культуры, понимание необходимости
охраны редких видов растений и животных;
− принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
− сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
− владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации.
Уровни достижения предметных результатов по учебному
предмету «География» в 8 классе
Минимальный уровень:
− называть океаны земного шара, их значение;
− показывать на географической карте океаны земного шара;
− знать названия материков земного шара;
− показывать на географической карте материки земного шара
− знать, на каком материке расположена Россия Достаточный уровень:
− давать краткую характеристику географического положения океанов и их
хозяйственное значение; географического положения, очертания берегов и
природных условий и населения материков;
− находить на карте изученные географические объекты
− определять на карте полушарий географическое положение и очертания
берегов каждого материка;
5

−
давать элементарное описание природных условий всех материков,
опираясь на карту и картины;
− находить в периодической печати сведения об изученных государствах.
Система оценки достижения обучающимися с умственной
отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «География» в 8 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты
самостоятельно;
− понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными
предложениями;
− соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
− классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
− дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные
признаки и свойства;
правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе
объекта;
− дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении
предложении;
− не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена
последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте;
− дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
− материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в
помощи учителя;
− испытывает трудности при классификации объектов на группы;
− самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить
причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.
6

−

7

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у
обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение
классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать
определения понятиям.
Обучающиеся получают знания о географическом положении каждого
материка, его природе, а также знакомятся с экономическим развитием государств,
культурой, бытом народов указанных материков. Кроме того, в данном курсе
изучается и континент Антарктида, при изучении которого обучающиеся узнают об
открытиях великих мореплавателей и полярников.
К концу 8 класса обучающиеся начинают более подробно изучать физическую
географию материка, на котором мы живем. Здесь даются общие представления о
географическом положении, очертаниях берегов, рельефе, климате, водных
ресурсах, растительном, животном мире и населении Евразии.
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество Контрольные работы
часов
1. Введение
1
2. Материки и океаны

5

1

3. Африка

12

1

4. Австралия

8

1

5. Антарктида

6

1

6. Америка

1

7. Северная Америка

9

1

8.

Южная Америка

12

1

9.

Евразия

14

2

Итого

68

8

8

III.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема предмета
во Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся
ча
Минимальный уровень Достаточный уровень
-К
со
ол в
Введение - 1час
1.

Что изучают в 03.091ч.
курсе географии
материков
и
океанов.
Материки
и
части света на
глобусе и карте

Формирование
Показывают
и
представлений
называют заранее
обучающихся о материках выделенные
учителем
и частях света. Повторение материки. Записывают
и закрепление знаний о названия материков и
географическом
частей света в тетрадь,
положении
материков подписывают названия в
земного шара, их размерах. контурной карте
Совершенствование
навыков
работы
с
учебником, Приложением к
учебнику.
Воспитание
интереса к изучаемому
предмету
Мировой океан – 5 часов

Показывают на настенной карте
и называют материки и части
света.
Дают
краткую
характеристику
географического
положения
материков.
По
плану,
предложенному
учителем,
составляют рассказ о любом
материке.
Подписывают
названия
материков
в
контурной карте

9

2.

Атлантический
океан

05.091ч.

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся
об
Атлантическом
океане.
Знакомство с крупными
морями,
островами
и
полуостровами
Атлантического
океана.
Совершенствование
навыков работы с картой
полушарий, навыки работы
в контурной карте

Показывают на карте
Атлантический океан с
помощью учителя.
Перечисляют обитателей
Атлантического океана, с
помощью опорных слов и
иллюстрациям. Отмечают
Атлантический океан в
контурной
карте
с
помощью учителя

Дают определение, что такое
«Мировой океан». Называют и
показывают на настенной карте
части
Мирового
океана.
Отмечают в контурной карте
Атлантический
океан,
его
крупнейшие
острова
и
полуострова. Описывают океан
по предложенному учителем
плану

3.

Северный

10.09 1ч.

Знакомство школьников
с
географическим
положением,
особенностями природы
Северного
Ледовитого
океана.
Закрепление
знаний обучающихся о
морях,
островах,
полуостровах Северного
Ледовитого
океана,

Показывают на карте
Северный
Ледовитый
океан
с
помощью
учителя.
Перечисляют обитателей
изучаемого океана
с
помощью опорных слов и
иллюстрациям. Отмечают
изучаемый
океан
в
контурной
карте
с
помощью учителя

Отмечают в контурной карте
Северный Ледовитый океан,
его крупнейшие острова и
полуострова.
Описывают
океан
по
предложенному учителем плану

Ледовитый
океан

10

расположенных
территории РФ.

4.

Тихий океан

12.09 1ч.

на

Знакомство школьников Показывают на карте
с крупными морями, Тихий океан с помощью
Перечисляют
островами
и учителя.
обитателей изучаемого
полуостровами,
с помощью
животным
и океана
слов
и
растительным
миром опорных
иллюстрациям. Отмечают
Тихого океана.
океан
в
Закрепление и обобщение изучаемый
карте
с
знаний обучающихся о контурной
морях,
островах, помощью учителя
полуостровах
Тихого
океана, расположенных на
территории РФ

Отмечают в контурной карте
Тихий океан, его крупнейшие
острова
и
полуострова.
Описывают
океан
по
предложенному
учителем
плану

11

5.

Индийский
океан

6.

Современное изучение
Мирового океана

17.09 1ч.

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся
об
Индийском
океане.
Знакомство школьников
с крупными морями,
островами
и
полуостровами,
животным
и
растительным
миром
Индийского океана
19.091ч.

Показывают на
карте
Индийский
океан
с
помощью
учителя.
Перечисляют обитателей
изучаемого океана с
помощью опорных слов и
иллюстрациям.
Отмечают
изучаемый
океан в контурной карте с
помощью учителя

Формирование
представлений
обучающихся о науке –
океанологии,
ее
значении, современных
научных
открытиях.
Совершенствование
навыков работы с картой
полушарий, работы с
контурной картой

Отмечают в контурной карте
Индийский
океан,
его
крупнейшие
острова
и
полуострова. Описывают океан
по предложенному учителем
плану

Составляют рассказ Рассказывают, какую
пользу
по
предложенным
учителем
получают люди от океанов
предложениям
о и морей
пользе, получаемой
людьми от
океанов и морей

12

7.

8.

Повторительнообобщающий 24.09
урок по теме «Мировой
океан»

Материки и части света. Африка – 12 часов
Показывают Африку Называют и показывают
Африка.
Географическое 26.091ч. Формирование
положение
настенной
карте
на настенной карте, на
представлений
помощь Африку, океаны и моря,
обучающихся о самом используя
которые омывают материк.
жарком материке земного учителя.
Отмечают на контурной
шара.
Знакомство с Подписывают
географические
названия
материка, карте
географическим
названия, выделенные в
моря
и
океаны,
положением Африки.
тексте учебника. Красной
которые
омывают
Совершенствование
линией обозначают линию
материк
с
помощью
навыков
работы с
экватора.
Записывают
учителя.
картой
полушарий,
новые
географические
Составляют
рассказ
термины
в
тетрадь.
глобусом, физической
по
предложенным Составляют по плану
картой
учителем
краткую характеристику
Африки
предложениям
о географического
положения Африки
географическом
положении
Африки

13

9. Разнообразие
рельефа, 01.10 1ч.
климат, реки и озера.

Продолжение
формы
Показывают на карте Перечисляют
заранее выделенные поверхности
формирования
Африки,
учителем
формы показывают и называют их
представлений
обучающихся об Африке. поверхности,
на
настенной
карте.
подписывают
названия
Знакомство с рельефом,
Поясняют, от чего зависит
в
контурной
карте,
климатическими
климат
на
материке.
используя
помощь
особенностями, реками и
Сравнивают
климат
учителя
озерами
изучаемого
северной и центральной
материка.
части
континента.
Совершенствование
Отмечают на контурной
навыков работы с картой
карте выделенные в тексте
полушарий,
глобусом,
горы, реки и
физической картой
озёра
Африки

14

10. Природные зоны. 03.10 1ч.
Растительный
мир тропических
лесов.

11.

Животный мир 08.101ч.
тропических
лесов

Формирование
Знакомятся с природными Перечисляют природные зоны, в
представлений
зонами
Африки.
По которых расположена Африка.
обучающихся о природных рисункам
называют Показывают и называют на карте
зонах Африки. Знакомство растения Африки. По тропический лес. Рассказывают,
обучающихся
с предложенным учителем от чего зависит многообразие
тропическим
предложениям составляют растительного
мира
(экваториальным)
лесом рассказ об одном из тропического леса Африки.
Африки.
растений
тропического Составляют рассказ об одном из
Совершенствование
леса
растений, зарисовывают его в
навыков
работы
с
тетради.
Обозначают
зону
учебником, приложением к
тропических лесов на контурной
учебнику
карте
По рисункам называют Рассказывают, от чего зависит
Формирование
представлений
животных
зоны многообразие животного мира
обучающихся о природных тропических
лесов тропического леса Африки.
зонах Африки. Знакомство Африки.
По Составляют рассказ об одном из
обучающихся
с предложенным учителем животных, зарисовывают его в
тропическим
тетради.
Обозначают
зону
предложениям
(экваториальным)
лесом составляют рассказ об тропических
лесов
на
Африки.
контурной карте
одном из
Совершенствование
животных тропического
навыков
работы
с леса
учебником, приложением к
учебнику

15

12.

13.

Растительный
мир саванн

10.101ч.

Животный мир 15.101ч.
саванн

Знакомство с природными
зонами
Африки.
Формирование
представлений
обучающихся
о
растительности
саванн.
Совершенствование
навыков самостоятельной
работы при выполнении
задании в тетради на
печатной основе

Выписывают
понятие
«са- ванна» из словаря в
тетрадь. По картинкам
называют
растения
саванн.
Записывают
названия в тетрадь.
Составляют рассказ об
одном из растений саванн
по
предложенным
учителем

предложениям
Знакомство с природными По картинкам называют
зонами
Африки. животных саванн.
Формирование
Записывают названия в
тетрадь.
Составляют
представлений
обучающихся о животном рассказ об одном из
животных саванн по
мире саванн.
предлоСовершенствование
навыков са-

Дают определение, что такое
саванна. Рассказывают, как
меняется внешний вид саванн в
дождливый и сухой сезон.
Записывают названия растений
в тетрадь. Объясняют как
взаимосвязан животный и
растительный мир саванн.
Составляют рассказ об одном
растении саванн
Записывают
названия
животных
в
тетрадь.
Объясняют как взаимосвязан
животный и растительный мир
саванн. Составляют рассказ об
одном
животном саванн

мостоятельной работы при женным
учителем
выполнении задании в предложениям
тетради
на
печатной
основе

16

14.

Растительный и 17.101ч.
животный мир
пустынь

15.

Население
государства

и 22.101ч.

Показывают на карте
пустыни
Африки,
используя
помощь
учителя.
Закрашивают
зону
пустынь,
заранее
выделенную учителем в
контурной
карте.
Называют
представителей
растительного
и
животного
мира,
выделенных в тексте
учебника
Продолжение
Записывают в тетрадь
формирования
народы,
которые
представлений
проживают в Африке.
обучающихся об Африке.Показывают на карте
Знакомство обучающихся сгосударства
материка,
населением, хозяйственнойзаранее
выделенные
деятельностью,
бытомучителем. По рисункам
жителей
африканскогорассказывают,
чем
материка,
крупнымизанимаются жители этих
государствами.
стран, используя помощь
Совершенствование
учителя
навыков
работы
с
Знакомство с природными
зонами
Африки.
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся об Африке.
Формирование
представлений
обучающихся о пустынях
Африки

Называют
и
показывают
пустыни Африки на настенной
карте и обозначают их в
контурной карте. Выписывают
в тетрадь из словаря новые
географические
понятия.
Формулируют главное правило
жизни в пустыне. Рассказывают
с опорой на текст учебника как
приспособились животные и
растения к климатическим
условиям пустыни

Перечисляют народы, которые
населяют материк. Объясняют,
почему африканцы имеют
тёмный цвет кожи. Находят на
карте
наиболее
густонаселенные территории.
Описывают занятия населения
по сюжетным иллюстрациям.
Отмечают в контурной карте
изучаемые
государства.
Рассказывают о

17

политической
картой
Африки, навыки
работы в контурных картах

16.

Государства
24.101ч.
Африки: Египет,
Эфиопия

Знакомство обучающихся с
населением, хозяйственной
деятельностью,
бытом
жителей Египта, Эфиопии

достопримечательностях
стран

Записывают в тетрадь
народы,
которые
проживают в Африке.
Показывают на карте
государства
материка,
заранее
выделенные
учителем. По рисункам
рассказывают, чем

этих

Перечисляют народы, которые
населяют материк. Объясняют,
почему африканцы имеют
тёмный цвет кожи. Находят на
карте
наиболее
густонаселенные территории.
Описывают занятия населения
по сюжетным

занимаются жители этих иллюстрациям. Отмечают
в
контурной
карте
стран,
используя
помощь учителя
изучаемые
государства.
Рассказывают о

18

достопримечательностях
стран
17.

18.

Государства
29.101ч.
Африки:
Танзания,
Демократическая
Республика
Конго.

Государства,
Африки:
Нигерия
ЮАР

31.101ч.

Знакомство обучающихся с
населением, хозяйственной
деятельностью,
бытом
жителей
Танзании,
Демократической
Республики Конго

Знакомство обучающихся с
населением, хозяйственной
деятельностью,
бытом
жителей
Нигерия, ЮАР

Записывают в тетрадь
народы,
которые
проживают в Африке.
Показывают на карте
государства
материка,
заранее
выделенные
учителем. По рисункам
рассказывают,
чем
занимаются жители этих
стран, используя помощь
учителя

Записывают в тетрадь
народы,
которые
проживают в Африке.
Показывают на карте
государства
материка,
заранее
выделенные
учителем. По рисункам
рассказывают,
чем
занимаются жители этих

этих

Перечисляют народы, которые
населяют материк. Объясняют,
почему африканцы имеют
тёмный цвет кожи. Находят на
карте
наиболее
густонаселенные территории.
Описывают занятия населения
по сюжетным иллюстрациям.
Отмечают в контурной карте
изучаемые
государства.
Рассказывают о
достопримечательностях этих
стран
Перечисляют народы, которые
населяют материк. Объясняют,
почему африканцы имеют
тёмный цвет кожи. Находят на
карте
наиболее
густонаселенные территории.
Описывают занятия населения
по сюжетным иллюстрациям.
Отмечают в контурной карте

19

стран, используя помощь изучаемые
государства.
Рассказывают о
учителя
достопримечательностях этих
стран

Австралия – 8 часов
2 четверть
19.

Обобщающий
урок
по
теме
«Африка»

05
.11

1ч.

Обобщение
знаний
обучающихся
об
изучаемом
материке.
Совершенствование
навыков самостоятельной
работы в парах, группах
при выполнении заданий

Показывают Африку на
настенной
карте.
Называют характерные
особенности материка с
опорой на предложения и
иллюстративный
материал,
предложенный
учителем

Показывают на карте Африку.
Дают краткую характеристику
материка с опорой на карты и с
помощью учителя

20

20.

21.

Австралия.
07.111ч.
Географическое
положение

Разнообразие
12.111ч.
рельефа, климат,
реки и озера

Показывают Австралию Называют и показывают на
Формирование
представлений
на
настенной
карте, настенной карте Австралию,
обучающихся
об используя
помощь океаны
и моря, которые
Австралии.
Знакомство учителя.
омывают материк. Отмечают на
школьников
с Подписывают названия контурной
карте
географическим
материка, моря и океаны, географические
названия,
положением
Австралии.которые омывают материк
выделенные в тексте учебника.
Совершенствование
с помощью учителя.
Записывают
новые
навыков работы с картой
полушарий,
глобусом, Составляют рассказ по географические термины в
физической
картой предложенным учителем тетрадь. Сравнивают береговые
предложениям
о очертания Австралии и Африки.
Австралии
географическом
Составляют по плану краткую
положении
характеристику
географического положения
Австралии
Продолжение
Показывают на карте
формирования
заранее
выделенные
представлений
учителем
формы
обучающихся
обповерхности,
Австралии.
Знакомствоподписывают названия в
школьников с рельефом,
контурной
карте,
особенностями
помощь
климатических
условий,используя
водоемами
Австралии.учителя
Совершенствование

Австралии
Рассказывают о климатических
условиях Австралии. Называют
регионы Австралии, в которых
климат наиболее благоприятен
для жизни людей и ведения
сельского
хозяйства.
Показывают на настенной карте
самое крупное озеро и реки
Австралии.
Отмечают
на

21

22.

Растительный
мир

14.111ч.

навыков
показа
географических объектов
на настенной карте

контурной карте выделенные в
тексте

Продолжать формирование Знакомятся
с
представлений
природными
зонами
обучающихся
обАвстралии.
По
Австралии.
Знакомствопредложенным учителем
школьников с типичнымипредложениям составляют
представителями
рассказ об одном из
растительного
мирарастений
Австралии
материка, зарисовывают
его в тетрадь

Перечисляют природные зоны,
в
которых
расположена
Австралия. Рассказывают о
разнообразии
растительного
мира, о растение, которое
является символом

географические объекты

Австралии

22

23.

Животный мир

1911 1ч.

24.

Население
Австралии

21.111ч.

Продолжать формирование По картинкам называют
животных
Австралии.
представлений
обучающихся
обЗаписывают названия в
Составляют
Австралии.
Знакомствотетрадь.
школьников с типичнымирассказ об одном из
животных Австралии по
представителями
предложенным
животного мира Австралии
учителем
предложениям
Продолжать формирование Записывают в тетрадь
представлений
народы,
которые
обучающихся
обпроживают в Австралии.
Австралии. Знакомство сПоказывают на карте
коренным и пришлымгосударства
материка,
населением
Австралии.заранее
выделенные
Совершенствование
учителем. По рисункам
самостоятельной работырассказывают,
чем
при
выполнениизанимаются жители этих
упражнений в тетради настран, используя помощь
печатной основе. Развитие учителя
навыков
самоконтроля
при
выполнении упражнений

Рассказывают о разнообразии
животного мира Австралии.
Называют
представителей
сумчатых и яйцекладущих
животных. Составляют рассказ
об
одном
из
животных
Австралии

Перечисляют народы, которые
населяют материк. Находят на
карте
наиболее
густонаселенные территории.
Описывают занятия населения
по сюжетным иллюстрациям.
Отмечают в контурной карте
изучаемые
государства.
Рассказывают о
достопримечательностях
стран

23

этих

25.

26.

Австралийский 26.111ч.
Союз

Океания.
28.111ч.
Остров
Новая
Гвинея

Формирование
Показывают на карте
представлений
о государство
географическом
Австралийский
Союз,
положении,
используя
помощь
государственном
учителя. По рисункам
устройстве,
хозяйстве рассказывают,
чем
изучаемого государства
занимаются
местные
жители этой страны,
используя
помощь
учителя.
Выписывают в тетрадь
название
столицы
и
крупных
городов
Австралии

Называют коренное население
Австралии.
На
карте
показывают плотно заселенные
территории
Австралии.
Перечисляют
виды
промышленности и сельского
хозяйства, которые хорошо
развиты
на
континенте.
Показывают
на
карте
Австралийский
Союз.
Отмечают на контурной карте
столицу и крупные города
Австралии. Составляют

Подписывают названия
крупнейших островов
Океании в контурной
карте, используя помощь
учителя.
Составляют
рассказ о русском учёном
Н. Н. МиклухоМаклай с
опорой на предложенные
учителем

Показывают и называют на
настенной карте острова Новая
Гвинея и Новая Зеландия.
Отмечают их на контурной
карте.
Называют
самый
большой остров и описывают
особенности его природы.
Составляют рассказ о русском
ученом Н. Н. Миклухо-Маклай,
который первый изучил жизнь

Формирование
представлений
обучающихся
об
уникальности
природы
земного шара на примере
островов
Океании.
Знакомство школьников с
путешествиями
и
открытиями

рассказ об одном из них

24

27.

Обобщающий 03.121ч.
урок по теме
«Австралия»

русских мореплавателей

предложения

и быт народов Новой Гвинеи,
опираясь на текст учебника

Обобщение
знаний
обучающихся
об
изучаемом
материке.
Совершенствование
навыков самостоятельной
работы в парах, группах
при выполнении заданий

Показывают Австралию
на
настенной
карте.
Называют характерные
особенности материка с
опорой на предложения и
иллюстративный
материал,
предложенный
учителем

Показывают
на
карте
Австралию. Дают краткую
характеристику материка с
опорой на карты и с
помощью учителя

Антарктида – 6 часов

25

28.

Географическое 05.121ч.
положение.
Антарктика

Показывают на
карте
Продолжение
формирования
Антарктиду,
используя
представлений
помощь
учителя.
В
обучающихся
об контурной
карте
Антарктиде
как самом подписывают названия
холодном
материке океанов
и
островов,
земного шара. Знакомство заранее
выделенных
с
географическим учителем.
положением Антарктиды. Составляют рассказ о
Совершенствование
первой
русской
навыков
показа экспедиции
по
географических объектов предложенным учителем
на настенной карте, навыки
работы в контурных картах предложениям

Сравнивают физические карты
Австралии и Антарктиды.
Называют признаки сходства и
различия. На контурной карте
обозначают Южный полюс.
Подписывают
названия
океанов, омывающих берега
Антарктиды и
Антарктических полуостровов.
Рассказывают о первой русской
экспедиции
к
Южному
материку.
Показывают
ее
маршрут на карте. Называют
путешественника,
который
первый достиг Южного полюса

29.

Открытие
10.121ч.
Антарктиды
русскими
мореплавателями

Продолжение
Показывают на карте
формирования
выделенный
стрелками
представлений
маршрут
русской
обучающихся
обэкспедиции.
Называют
Антарктиде
как самомпутешественников,
холодном
материкекоторые
первыми
земного
шара.достигли Южного полюса
Формирование
с помощью учителя
уважительного отношения

Рассказывают о первой русской
экспедиции
к
берегам
Антарктиды.
Показывают ее маршрут на
настенной и отмечают в
контурной
картах.
Называют
путешественников,
которые
первыми достигли Южного
26

к людям, занимающимся
наукой, географическими
открытиями,
наблюдениями
и
описанием Земли.

30.

Разнообразие
12.121ч.
рельефа, климат

Продолжение
формирования
представления
обучающихся
об
Антарктиде
как самом
холодном
материке
земного шара. Знакомство
с поверхностью материка,
его климатом, полезными
ископаемыми

полюса, опираясь на текст
учебника

Рассматривают
физическую
карту
Антарктиды, опираясь на
предложенные учителем
предложения, составляют
рассказ о климатических
условиях материка. По
геологической
карте
называют
полезные
ископаемые с помощью

Объясняют, от чего зависит
климат
Антарктиды.
Рассказывают о поверхности
материка.
Перечисляют
полезные
ископаемые
материка. На контурную карту
наносят
географические
названия. Составляют рассказ о
климате Антарктиды, опираясь
на текст учебника

учителя

27

31.

Растительный и 17.121ч.
животный мир
Антарктиды.
Охрана природы

Формирование
представлений
обучающихся
растительном
и
животном
Антарктиды

По
иллюстрации
перечисляют
о представителей
животного
мира.
мире Составляют рассказ о
пингвинах
по
предложенным учителем
предложениям

Называют растения материка.
Перечисляют животных и птиц
Антарктиды.
Объясняют,
почему
нет
копытных
животных, а много ластоногих.
Зарисовывают пингвинов в
тетрадь. Составляют рассказ
«Как
приспособились
пингвины к жизни на самом
холодном материке Земли»

32.

Современные
исследования
Антарктиды

19.121ч.

Продолжение
формирования
представления
обучающихся
об
Антарктиде. Знакомство с
исследованиями материка
на современном этапе.
Формирование
уважительного отношения
к людям, занимающимся
наукой, географическими

Составляют рассказ об
ученых
из
антарктических
экспедиций
по
предложенным учителем
предложениям.
Показывают и называют
на
карте
научные
станции,
заранее
выделенные учителем

Рассказывают,
в
каких
условиях живут ученые из
научных
антарктических
экспедиций, что они изучают.
Показывают на карте научные
станции
Антарктиды
и
отмечают их в контурной карте.
Перечисляют географические
названия, связанные с именами
исследователей

28

открытиями, наблюдением
и описанием
Земли

33.

Обобщающий 24.121ч.
урок по теме
«Антарктида»

Обобщение
и Показывают Антарктиду
систематизация знаний об на
настенной
карте.
Антарктиде
Называют характерные
особенности материка с
опорой на предложения и
иллюстративный
материал,
предложенный
учителем
3 четверть

Показывают
на
карте
Антарктиду. Дают краткую
характеристику материка с
опорой на карты и с
помощью учителя

Америка – 1час

29

34.

Открытие
Америки

28.01 1ч.

Формирование
Показывают на карте
представлений учащихся полушарий часть света
об открытии Америки. Америку с помощью
Формирование
учителя. Называют, кто
потребности в чтении открыл
дополнительной
Америку и в честь кого
литературы
с
целью
была названа, опираясь на
расширения, обогащения
предложения,
географических знаний
предложенные учителем

Наносят на контурную карту
путь
кораблей
Колумба.
Показывают на физической
карте материка острова Куба,
Гаити, Алеутские острова,
полуостров Аляска. Называют
русских
путешественников,
которые
участвовали
в
открытии
и
освоении
полуострова Аляска

Северная Америка - 9 часов
35.

Географическое 30.011ч.
положение
Северной
Америки

Формирование
представлений
обучающихся о материке
Северная
Америка.
Знакомство
с
географическим
положением
материка.
Закреплять навыки

По пунктирным линиям
отмечают путь кораблей
Колумба. Отмечают на
контурной карте заранее
выделенные учителем
географиче-

объекты.
работы с географическими, ские
контурными картами
Составляют рассказ о
географическом
положении Северной

Наносят на карту путь кораблей
Колумба.
Называют
путешественника,
в
честь
которого
была
названа
Америка.
Рассказывают
о
русских
путешественника,
открывших северо-

запад континента. Отмечают на
контурной карте выделенные
шрифтом
географические
объекты.
Дают
краткую

30

Америки, опираясь на характеристику
план и предложения, географического положения
предложенные учителем Северной Америки

36.

Разнообразие
04.021ч.
рельефа, климат

37.

Реки и озера 06.021ч.
Северной
Америки

Продолжение
формирования
представления
обучающихся о Северной
Америке.
Знакомство
школьников с рельефом
Северной Америки. Показ
зависимости климата от
географического
положения материка
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о материке
Северная
Америка.
Знакомство обучающихся с
водными
ресурсами
изучаемого материка.

Показывают
на
настенной карте равнины
и
горы,
заранее
выделенные
учителем.
Подписывают
их
названия в контурной
карте,
используя
помощь
учителя

Показывают и называют формы
земной поверхности Северной
Америки. Отмечают их на
контурной карте. Перечисляют
полезные
ископаемые
материка.
Составляют
рассказ
о
климатических
условиях
Северной Америки

Показывают на карте
заранее
выделенные
учителем реки и озёра,
подписывают названия в
контурной
карте,
используя
помощь
учителя

Называют и показывают на
настенной карте реки и озера
Северной Америки. Отмечают
на карте выделенные шрифтом
географические
объекты.
Составляют рассказ о Великих
озёрах Северной Америки

31

Совершенствование
навыков
показа
географических объектов
на настенной карте

38.

Растительный и 11.021ч.
животный мир

Знакомство обучающихся с
природными
зонами
Северной
Америки.
Формирование
представлений о типичных
представителях
растительного и животного
мира изучаемого материка.
Развитие навыка чтения
географической карты

По
иллюстрации
перечисляют
представителей
растительного
и
животного
мира.
Составляют рассказ об
одном из представителей
животного
или
растительного
мира,
опираясь на
предложенные
словосочетания,
предложения

Перечисляют природные зоны,
в
которых
расположена
Северная
Америка.
Рассказывают о разнообразие
растительного и животного
мира. Составляют рассказ об
одном из животных Северной
Америки

32

39.

Население
государства
Северной
Америки.

и 13.021ч.

40.

Соединенные
18.021ч.
Штаты Америки

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о народах,
населяющих земной шар,
разнообразии государств.
Развитие навыков работы с
политической картой

Записывают в тетрадь
народы,
которые
проживают в Северной
Америке. Показывают на
карте
государства
материка,
заранее
выделенные учителем. По
рисункам рассказывают о
достопримечательностях
этих стран

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о народах,
населяющих земной шар,
разнообразии государств.
Знакомство школьников с
географическим
положением,
государственным
устройством
США,
населением
и
его
основными
занятиями.

Показывают на карте
государство
США,
используя
помощь
учителя. По рисункам
рассказывают,
чем
занимаются
местные
жители этой страны,
используя
помощь
учителя

Рассказывают о коренных
жителях материка. Показывают
на карте, где живут эскимосы и
индейцы. Описывают занятия
населения
по
сюжетным
иллюстрациям. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства изучаемых
государств.
Отмечают
государства и их столицы в
контурной карте. Рассказывают
о достопримечательностях этих
стран
Показывают
на
карте
Соединенные Штаты Америки.
Перечисляют
виды
промышленности и сельского
хозяйства.
Отмечают
на
контурной карте столицу и
крупные города изучаемого
государства. Рассказывают о
достопримечательностях этой
страны

33

Развитие навыков работы с
географической картой

41.

Канада

20.021ч.

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о народах,
населяющих земной шар,
разнообразии государств.
Сообщение сведений о
географическом
положение, особенностях
природы,
населении,
хозяйстве
Канады.
Развитие
навыков
самостоятельной работы в
контурной

Показывают на карте
государство
Канада,
используя
помощь
учителя. По рисункам
рассказывают,
чем
занимаются
местные
жители этой страны,
используя
учителя

Показывают на карте Канаду.
Перечисляют
виды
промышленности и сельского
хозяйства.
Отмечают
на
контурной карте столицу и
крупные города изучаемого
государства. Рассказывают о
достопримечательностях этой
помощь страны

карте

34

42.

Мексика. Куба

43.

Обобщающий 27.021ч.
урок по теме
«Северная
Америка»

25.021ч.

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о народах,
населяющих земной шар,
разнообразии государств.
Развитие навыков работы с
географическими картами

Показывают
на
карте
изучаемые
государства,
используя
помощь
учителя. По рисункам
рассказывают,
чем
занимаются
местные
жители
этих стран, используя
помощь учителя
Показывают
Северную
Обобщение и
систематизирование
Америку на настенной
знаний о
карте.
Называют характерные
Северной
особенности материка с
Америке
опорой на предложения и
иллюстративный
материал, предложенный
учителем
Южная Америка - 12 часов

Показывают
на
карте
изучаемые
государства.
Перечисляют
виды
промышленности и сельского
хозяйства.
Отмечают
на
контурной карте столицу и
крупные города изучаемых
стран.
Рассказывают
о
достопримечательностях этих
стран
Показывают на карте Северную
Америку.
Дают
краткую
характеристику материка с
опорой на карты и с помощью
учителя

35

44.

Географическое 04.031ч.
положение

45.

Разнообразие
06.031ч.
рельефа, климат

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о материках
земного шара. Сообщение
сведений
о
географическом
положении
Южной
Америки,
открытии
острова Огненная Земля.
Развитие
навыков
использования
географических карт для
получения новой учебной
информации
Формирование
представлений
обучающихся о Южной
Америке.
Сообщение
сведений о разнообразии и
контрасте
поверхности,
особенностях кли-

Отмечают на контурной
карте
заранее
выделенные
учителем
географические объекты.
Составляют рассказ о
географическом
положении
Северной
Америки, опираясь на
план и предложения,
предложенные учителем

Называют и показывают на
настенной
карте
Африку,
океаны и моря, которые
омывают материк. Отмечают на
контурной
карте
географические
названия,
выделенные в тексте учебника.
Записывают
новые
географические термины в
тетрадь. Составляют по плану
краткую
характеристику
географического
положения
Южной Америки

Показывают на настенной
карте равнины и горы,
заранее
выделенные
учителем. Подписывают
их названия в контурной
карте,

Называют и показывают на
настенной
карте
формы
рельефа Южной Америки.
Отмечают на контурной карте
географические
названия,
выделенные в тексте

используя

учебника. Срав-

36

46.

Реки и озера
Южной
Америки

11.031ч.

мата Южной Америки. помощь учителя
Установление взаимосвязи
географического
положения, поверхности и
климата
изучаемого
материка

нивают климат Африки и
Южной Америки. Составляют
рассказ
о
климатических
условиях Южной Америки

Показывают на настенной
Формирование
карте
заранее
представлений
учителем
обучающихся о Южной выделенные
Америке.
Знакомство реки и озера
школьников с водоемами Южной
Америки.
изучаемого
материка. Составляют рассказ об
Амазонке
по
Совершенствование
навыков
показа предложенным
географических объектов учителем
на настенной карте
предложениям

Отмечают на контурной карте
крупные реки и озёра Южной
Америки.
Сравнивают
Амазонку и Нил по характеру
течения и питания. Называют
сходства
и
различия.
Описывают одну из рек Южной
Америки по предложенному
учителем плану

37

47.

Растительный 13.031ч.
мир тропических
лесов

Формирование
представлений
обучающихся
о
разнообразии
растительного
мира
земного шара. Сообщение
сведений о растительности
тропических лесов Южной
Америки.
Закрепление
знания обучающихся о
тропических лесах земного
шара в процессе сравнения
лесов Африки, Северной
Америки и Южной
Америки
4 четверть

Знакомятся
с
природными
зонами
Южной Америки. По
рисункам
называют
растения материка. По
предложенным учителем
предложениям
составляют рассказ об
одном
из
растений
тропического леса

Перечисляют природные зоны,
в которых расположена Южная
Америка. Отмечают их в
контурной карте. Показывают и
называют на карте тропический
лес.
Рассказывают,
как
меняется
Амазония
в
результате
хозяйственной
деятельности
человека.
Составляют рассказ об одном
из растений. Зарисовывают в
тетради некоторые растения,
которые водятся только на этом
материке

48.

Животные
тропического
леса

Формирование
представлений
обучающихся
о
разнообразии животного
мира
земного
шара.
Сообщение
школьникам
сведений
о
типичных

По рисункам называют
животных
зоны
тропических
лесов
Южной Америки. По
предложенным учителем
предложениям

Рассказывают, от чего зависит
многообразие животного мира
тропического леса Южной
Америки. Составляют рассказ
об одном из животных,
зарисовывают его в тетради.
Обозначают зону тропических
лесов на контурной карте

18.031ч.

38

представителях животного составляют рассказ об
одном из
мира тропических лесов
животных тропического
Южной Америлеса

49.

Растительный 20.031ч.
мир
саванн
степей
полупустынь и
горных районов

ки. Закрепление знаний
обучающихся
о
тропических лесах земного
шара в процессе сравнения
лесов Африки, Северной
Америки и Южной
Америки
Формирование
представлений
обучающихся
о
разнообразии природных
условий Южной Америки.
Сообщение сведений о
разнообразии
растительного
мира Южной Америки

Показывают на карте
саванны, степи, горные
районы
материка,
используя
помощь
учителя. Записывают в
тетрадь названия
представителей
растительного
мира,
выделенных в тексте
учебника

Рассказывают о разнообразии
растений в зоне степей Южной
Америки. Сравнивают пустыни
Африки и Южной Америки.
Показывают, как изменяются
природные зоны в горах на
карте «Высотная поясность
Южной
Америки».
Зарисовывают
в
тетради
растения Южной Америки.

39

Составляют рассказ об одном из
представителей растительного
мира
Южной Америки

50.

Животный мир 25.031ч.
саванн, степей,
полупустынь,
пустынь

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся
о
разнообразии природных
условий Южной Америки.
Знакомства школьников с
животным миром саванн,
пустынь, степей и гор
Южной
Америки

Показывают на карте
саванны, степи, горные
районы
материка,
используя
помощь
учителя. По иллюстрации
перечисляют
представителей
животного мира саванн,
степей,
полупустынь,
пустынь
Южной
Америки.
Записывают
названия
животных в тетрадь

Рассказывают о разнообразии
животных в зоне степей Южной
Америки. Записывают названия
животных
в
тетрадь.
Объясняют как взаимосвязан
животный и растительный мир
саванн.
Зарисовывают
в
тетради
животных Южной Америки.
Составляют рассказ об одном
из представителей животного
мира Южной
Америки

40

51.

52.

Население
государства

Государства
Южной
Америки:
Бразилия

и 27.071ч.

01.041ч.

Показывают на карте
Продолжение
государства
материка,
формирования
заранее
выделенные
представлений
обучающихся о Южнойучителем. По рисункам
рассказывают, чем
Америке.
Формирование
занимаются жители этих
представлений о коренном
и пришлом населении
матери-

Показывают на политической
карте крупные государства
Южной
Америки.
Рассказывают о разнообразном
составе
народов
Южной
Америки. Наносят на

ка. Сообщение сведений о стран,
используя
государствах
Южной
помощь учителя
Америки

изучаемые государства и их
столицы. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского

Сообщение сведений о
государствах
Южной
Америки.
Совершенствование
навыков
работы
с
политической картой

Показывают на карте
изучаемые государства,
используя
помощь
учителя. По рисункам
рассказывают,
чем
занимаются
местные
жители
этих
стран,
используя помощь

контурную карту

хозяйства, развитые в этих
странах
Показывают
изучаемые
государства
на
карте.
Перечисляют
виды
промышленности и сельского
хозяйства.
Отмечают
на
контурной карте столицу и
крупные города изучаемых
стран.
Рассказывают
о
достопримечательностях

41

учителя

государства

53.

Государства
Южной
Америки:
Аргентина

03.041ч.

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о народах,
населяющих земной шар,
разнообразии государств.
Знакомство с государством
Южной
Америки
Аргентиной

Показывают
на
карте
изучаемые
государства,
используя
помощь
учителя. По рисункам
рассказывают,
чем
занимаются
местные
жители
этих стран, используя
помощь учителя

Показывают
изучаемые
государства
на
карте.
Перечисляют
виды
промышленности и сельского
хозяйства.
Отмечают
на
контурной карте столицу и
крупные города изучаемых
стран.
Рассказывают
о
достопримечательностях
государства

54.

Государства
Южной
Америки:
Перу

08.041ч.

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о народах,
населяющих земной шар,
разнообразии государств.
Знакомство с государством
Южной Америки-Перу

Показывают
на
карте
изучаемые
государства,
используя
помощь
учителя. По рисункам
рассказывают,
чем
занимаются
местные
жители
этих стран, используя
помощь учителя

Показывают
изучаемые
государства
на
карте.
Перечисляют
виды
промышленности и сельского
хозяйства.
Отмечают
на
контурной карте столицу и
крупные города изучаемых
стран.
Рассказывают
о
достопримечательностях
государства

42

55.

56.

Обобщающий 10.041ч.
урок по теме
«Южная Америка»

Евразия – 14 часов
Географическое 15.041ч.
положение

Показывают
Южную
Америку на настенной
карте.
Называют характерные
особенности материка с
опорой на предложения и
иллюстративный
материал, предложенный
учителем

Показывают на карте Южную
Америку.
Дают
краткую
характеристику материка с
опорой на карты и с помощью
учителя

Формирование
Показывают Евразию на
карте
полушарий
и
представлений
используя
обучающихся об Евразии глобусе,
как
самом
крупном помощь учителя.
материке земного шара. Дают
краткую
Знакомство
с характеристику
географического
географическим
положения материка по
положением
плану
и
опорным
Евразии
предложениям

Рассказывают
о
географическом
положении
Евразии. Называют части света,
из которых состоит материк,
сравнивают их по площади. На
контурной карте проводят
условную
границу
между
Европой и Азией и отмечают
географические
названия,
выделенные в тексте учебника

Обобщение и
систематизирование
знаний обучающихся о
Южной Америке

43

57.

Очертания
17.041ч.
берегов
Евразии. Моря
Северного
Ледовитого
и
Атлантического
океанов, Тихого
и
Индийского
океанов.
Острова
и
полуострова

58. Разнообразие
рельефа.
Полезные
ископаемые
Европы и Азии

22.041ч.

Продолжение
формирования
представлений о
географическом
положении
Евразии.
Знакомство с очертаниями
берегов,
островами
и
полуостровами
океанов,
омывающими материк

Формирование
представлений
обучающихся о Евразии.
Знакомство с рельефом и
полезными ископаемыми
Европы.
Формирование
навыков самостоятельной
работы при выполнении
заданий в тетради на
печатной основе

Показывают
на На
физической
карте
физической карте океаны, показывают и называют океаны,
которые
омывают омывающие материк. Отмечают
Евразию. Записывают в моря этих океанов, острова и
тетрадь
острова
и полуострова на контурных
полуострова
материка. картах. Дают характеристику
Составляют рассказ об одному
из
морей
по
одном из морей по предложенному учителем плану
опорным
словам,
и
словосочетаниям,
принимая
помощь
учителя
Показывают на настенной Показывают на физической
карте равнины и горы, карте равнины, плоскогорья и
Евразии.
Отмечают
заранее
выделенные горы
учителем. Подписывают формы рельефа Евразии в
их названия в контурной контурной карте. Перечисляют
карте, используя помощь полезные ископаемые, которые
на
материке,
учителя. Называют и добывают
показывают их месторождения
показывают
(заранее
на карте
обозначенные учителем
на
настенной
карте)
крупнейшие
месторождения полезных
ископаемых

44

Европы и Азии

24.041ч.

59.
Климат Евразии

Формирование
представлений
обучающихся о Евразии,
особенностях
ее
климатических
условий.
Совершенствование
навыков
работы
с
физической картой

Закрашивают
в
контурной
карте
климатические
пояса,
заранее
выделенные
учителем.
Составляют
рассказ о климате Росси
по
предложенным
учителем предложениям.
На
контурной
карте
отмечают реки и озера,
используя
помощь
учителя

Перечисляют,
в
каких
климатических
поясах
расположен материк, называют
особенности
каждого
из
климатических
поясов.
Рассказывают, какие факторы
определяют климат Евразии.
Показывают
и
называют
крупнейшие реки и озера
материка и отмечают их в
контурной карте

45

29.041ч.

60.
Реки и озера
Европы и Азии

61.

Растительный и 06.051ч.
животный мир
Европы

Формирование
Показывают реки и озёра
(заранее
представлений о богатстве Европы
водных ресурсов Евразии. выделенные учителем на
Наносят
на
Сообщение сведений о карте).
контурную
карту
водоемах Европы.
названия
рек,
озер,
Совершенствование
навыков
работы
с каналов (с помощью).
Составляют рассказ о
физической картой
реках и озерах Европы и
Азии по опорным словам
и словосочетаниям
Продолжение
Называют растения и
формирования
животных
Европы.
представлений
Записывают в тетрадь
обучающихся о Евразии. названия представителей
Сообщение сведений о растительного
и
растительном и животном животного
мира,
мире изучаемого материка. выделенных в тексте
Развитие
навыков учебника,
используя
самостоятельного
помощь учителя
получения
учебной
информации
из
карт
приложения к учебнику

Называют и показывают реки и
озера, которые расположены в
европейской части материка.
Наносят на контурную карту
названия рек, озер, каналов.
Составляют рассказ о реках и
озерах
Европы и Азии по плану

Называют и показывают на
карте природные зоны Европы.
Перечисляют представителей
растительного и животного
мира каждой природной зоны

46

62.

63.

Растительный и 13.051ч.
животный мир
Азии

Население
Евразии

15.051ч.

Называют растения и
животных
Азии.
Записывают в тетрадь
названия
представителей
растительного
и
животного
мира,
выделенных в
Формирование
На карте показывают
представлений
государства
Евразии,
обучающихся о
заранее
выделенные
многонациональном
учителем.
населении
материка Составляют рассказ о
культуре и быте своего
Евразия
края по предложенным
Формирование
учителем предложениям.
представлений
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о Евразии.
Сообщение сведений о
растительном и животном
мире изучаемого материка.

Называют и показывают на
карте природные зоны Азии.
Перечисляют представителей
растительного и животного
мира каждой природной зоны

Называют по иллюстрациям
часть Евразии, которая более
плотно заселена
Составляют рассказ о культуре
и быте своего края

обучающихся о
многонациональном
населении
материка
Евразия.
Сообщение
основных
сведений
о
культуре
и быте народов Евразии

47

64.

Культура и быт 20.051ч.
народов Евразии

65

Обобщающий
22.051ч.
урок по теме
«Евразия»

66.

Обобщающий 27.051ч.
урок по курсу
«География
материков
и
океанов»

Обобщение
и Показывают Евразию на
систематизирование
настенной
карте.
сведений о крупнейшем Называют характерные
материке земного шара. особенности материка с
Развитие
навыков опорой на предложения и
самостоятельной работы
при
выполнении заданий виллюстративный
контурной карте и в
материал,
тетради на печатной основе предложенный
учителем
Обобщение
и Показывают материки и
океаны на настенной
систематизирование
знаний
по
курсу карте с помощью учителя.
«География материков и Подписывают названия
океанов» Развитие навыков материков и океанов в
работы в команде
контурной карте

Показывают на карте Евразию.
Дают краткую характеристику
материка с опорой на карты и с
помощью учителя

Показывают на настенной
карте материки и океаны. По
описанию и иллюстрациям
определяют, о каком материке
и океане идет речь. Наносят
названия материков и
океанов в контурной карте

48

67

29.05

49


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».