ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
ЭКОНОМИКИ»
Программа курса «Основы экономики» разработана в соответствии с
задачами модернизации содержания образования, основными положениями
Концепции профильного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню экономической подготовки выпускников средней общеобразовательной школы. Учебный предмет «Основы экономики» призван сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, а также создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности учащихся.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»
Формирование базового уровня экономической грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации к происходящим изменениям в жизни общества.
Формирование культуры экономического мышления как одного
из компонентов целостного мировоззрения, целостного видения экономических процессов и экономической динамики.
Выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи.
Выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений как в личной, так и общественной жизни.
Формирование способности к саморазвитию, самообразованию,
самостоятельности в принятии экономических решений.
Освоение системы знаний об экономической сфере в жизни общества, целостное восприятие всего спектра природных, экономических, социальных реалий.
Понимание места и роли России в современной мировой экономике.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Основы экономики» входит в образовательную область «Обществознание» и относится к обязательной части учебного плана.
Курс рассчитан на 2 года обучения: 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»
10 КЛАСС
Экономика и экономическая наука
Что изучает экономическая наука, потребности, ограниченность ресурсов, свободные и экономические блага, выбор и альтернативная стоимость,
факторы производства и факторные доходы.
Экономические системы
Главные вопросы экономики, разделение труда, специализация и обмен, типы экономических систем, собственность, конкуренция, экономическая свобода.
Спрос, предложение, цена и стоимость
Понятие о спросе, спрос и его содержание, величина спроса, закон
предложения, равновесная цена, эластичность предложения, цена товара,
функции цен, ценовой механизм, стоимость товара, конкуренция, типы рынков.
Экономика семьи
Источники доходов семьи, доходы номинальные и реальные, структура
расходов семьи, семейный бюджет.
Роль государства в экономике
Экономические функции государства, общественные товары и услуги,
государственный бюджет, инструменты государственного регулирования.
11 КЛАСС
Налоги
Налоги и их функции, налоги прямые и косвенные, системы налогообложения: пропорциональная, прогрессивная, регрессивная.
Денежное обращение
Возникновение денег и виды денег, функции денег, ликвидность.
Инфляция
Сущность инфляции, виды и
экономические последствия инфляции.
причины
инфляции,
социально-
Банки и другие финансовые организации
Роль банков в экономике, банковская система в России, функции коммерческого банка, функции Банка России, денежно-кредитная политика Банка России, страховые организации, паевые инвестиционные фонды, негосу-
дарственные пенсионные фонды, государственные и негосударственные пенсионные фонды.
Мировая экономика
Современные тенденции развития мирового хозяйства, глобальные
экономические проблемы, международное разделение труда, формы экономической интеграции, обменный курс валюты, государственная политика в
области внешней торговли: свободная торговля и протекционизм.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• сформированность субъектной позиции учащегося как способности
самостоятельно решать практические задачи в сфере экономики, финансов и
ответственно относиться к принимаемым на себя долговым обязательствам;
• сформированность мировоззрения, соответствующего современным
научным представлениям о финансовых институтах, процессах и услугах;
• понимание прав и обязанностей, которыми наделён субъект экономических отношений, а также возможностей их практического осуществления;
• понимание наличия рисков, возникающих при использовании различных финансовых инструментов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
-использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
-находить и приводить критические аргументы в отношении действий
и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
-выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
-менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты ориентированы на общую функциональную грамотность,
получение компетентностей для повседневной жизни, углубления знаний и
общего развития. Эта группа результатов предполагает:
- понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих
элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки
проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области;
- умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
- осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями
знания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Наименование
№
разделов и тем
п/п
программы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Что изучает экономическая наука
Потребности
Ограниченность ресурсов
Свободные и экономические блага
Выбор и альтернативная стоимость
Факторы производства и факторные
доходы
Главные вопросы
экономики
Разделение труда
Специализация и
обмен
Типы экономических систем
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные
Контрольные Практические ресурсы
Всего
работы
работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
11
Собственность
12
Конкуренция и эко2
номическая свобода
Закон спроса
1
13
1
14
Закон предложения
15
17
Цена и ее функции.
Равновесная цена
Отработка задания
№ 21 ЕГЭ обществознание
Конкуренция
18
Типы рынков
19
Источники доходов
1
семьи
Номинальные и ре1
альные доходы
Структура расходов
1
семьи
Семейный бюджет
1
16
20
21
22
23
Составление бюджета
1
1
3
3
1
1
2
2
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
Экономические
функции государства
25 Общественные товары и услуги
26 Государственный
бюджет
27 Инструменты государственного регулирования
28 Повторение материала
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
24
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
1
1
1
3
1
1
34
1
6
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
11 КЛАСС
Наименование
№
разделов и тем
п/п
программы
Количество часов
Электронные (цифровые)
Контрольные Практические образовательные ресурсы
Всего
работы
работы
1
Налоги и их функции
2
Налоги прямые и
1
косвенные
Системы налогообложения: пропорци2
ональная, прогрессивная, регрессивная
Денежное обращение
1
3
4
5
6
7
8
9
Возникновение денег
и виды денег
Функции денег. Ликвидность
Сущность инфляции.
Виды и причины инфляции
Социальноэкономические последствия инфляции
Банки и другие финансовые организации
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
2
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
1
2
10
Роль банков в экономике
1
11
Виды банков
12
Банковская система в
1
России,
Функции коммерче1
ского банка
Функции Банка Рос1
сии
Экскурсия в Банк
2
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Денежно-кредитная
политика Банка России
Страховые организации
Паевые инвестиционные фонды
Государственные и
негосударственные
пенсионные фонды
Современные тенденции развития мирового хозяйства
Глобальные экономические проблемы
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
1
2
2
1
2
2
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
22
23
24
25
26
27
Международное разделение труда
Формы экономической интеграции
Обменный курс валюты
Государственная политика в области
внешней торговли:
свободная торговля и
протекционизм
Повторение матери1
ала курса
Итоговое повторение
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/10klass/ekonomika-6994640
1
1
2
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема урока
Что изучает
экономическая
наука
Потребности
Ограниченность
ресурсов
Свободные и
экономические
блага
Выбор и альтернативная
стоимость
Факторы производства и факторные доходы
Главные вопросы экономики
Разделение труда
Специализация
Количество часов
Дата
Всег Контрольны Практически изучени
я
о
е работы
е работы
1
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
1
1
1
1
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10
11
12
13
14
15
16
17
и обмен
Типы экономических систем
Собственность
Конкуренция и
экономическая
свобода
Закон спроса
Типы рынков
19
Источники доходов семьи
Номинальные и
реальные доходы
20
1
1
2
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
1
Закон предло1
жения
Цена и ее функции. Равновес1
ная цена
Отработка задания № 21 ЕГЭ
3
обществознание
Конкуренция
1
18
10-klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
1
1
1
3
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
Структура расходов семьи
22 Семейный
бюджет
23 Составление
бюджета
24 Экономические
функции государства
25 Общественные
товары и услуги
26 Государственный бюджет
27 Инструменты
государственного регулирования
28 Повторение материала
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
21
1
1
2
2
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
1
1
1
3
1
1
34
1
6
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/
10-klass/ekonomika-6994640
11 КЛАСС
Количество часов
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
Тема урока
Всего
Налоги и их функции
Налоги прямые и косвенные
Системы налогообложения: пропорциональная, прогрессивная, регрессивная
Контроль
ные
работы
Практ
ическ
ие
работ
ы
Дата
изучен
ия
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
2
Денежное обращение
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
Функции денег. Ликвидность
2
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
Сущность инфляции.
Виды и причины ин-
2
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
Возникновение денег
и виды денег
фляции
8
9
10
11
12
13
14
15
Социальноэкономические последствия инфляции
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
Банки и другие финансовые организации
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
Банковская система в
России,
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
Функции коммерческого банка
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
Функции Банка России
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
Роль банков в экономике
Виды банков
Экскурсия в Банк
2
16
Денежно-кредитная
политика Банка России
2
2
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
17
18
19
Страховые организации
2
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
Паевые инвестиционные фонды
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
2
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
Государственные и
негосударственные
пенсионные фонды
20
Современные тенденции развития мирового хозяйства
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
21
Глобальные экономические проблемы
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
22
Международное разделение труда
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
23
Формы экономической интеграции
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
24
Обменный курс валюты
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
25
Государственная политика в области
внешней торговли:
свободная торговля и
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
протекционизм
26
27
Повторение материала
курса
1
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
1
Итоговое повторение
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznan
ie/10-klass/ekonomika-6994640
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
1
2