Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 02.09.2020 г. № 458, и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения, и рекомендаций ПМПК.

В рекомендациях ПМПК определена:

- образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273);

- форма получения образования;

- необходимость периода динамического наблюдения;

- направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);

- условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.

В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;

ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".

В МКОУ "Троицкая СОШ № 5" учет детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в школу. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел «Доступная среда», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих). Обучение обучающихся с ОВЗ организовано по адаптированным основным общеобразовательным программам. Проводятся индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах для учащихся с ОВЗ. Учащиеся с ОВЗ обеспечены специальными учебниками. В актовый зал приобретена звукоусиливающая аппаратура (индукционная система). В школе работает психолого-педагогический консилиум (ППк).Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды получают двухразовае бесплатное питание. В школе приобретено инвалидное кресло-коляска. У входа установлен звонок для вызова персонала для инвалидов.

Специально оборудованные учебные кабинеты

Занятия в классах для детей с ОВЗ проходят в кабинете № 12 на первом этаже. Кабинет условно делится на две зоны: учебная и зона отдыха.Обучение организовано по адаптированной программе, все обучающиеся обеспечены специальными учебниками.Во время проведения занятий в классе возможно применение мультимедийных средств, оргтехники мультимедиа-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.

В школе имеется оборудованный кабинет педагога-психолога.

Индивидуальные занятия для детей с ОВЗ проводятся в кабинете логопеда.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В школе имеются кабинеты для практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: кабинеты информатики, биологии, мастерские (технология).

Кабинеты укомплектованы мебелью, интерактивным оборудованием (проекторы, интерактивные доски, панели, ноутбуки), развивающими играми.


Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В школе имеется библиотека с читальным залом. В библиотеке есть компьютерное оборудование, есть возможность выхода в интернет. Все обучающиеся школы имеют возможность воспользоваться услугами школьной библиотеки.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В школе имеется два спортивных зала, лыжная база, спортивная площадка.Хочу такой сайт

Учащиеся классов, где обучаются дети с ОВЗ, проводят занятия по физкультурев спортивном зале.

Оборудование в спортивном зале и на спортивной площадке не приспособлены для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и для детей-инвалидов по зрению ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В учебном процессе используются следующие средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

- учебники по адаптированным программам для детей с ОВЗ,

- звукоусиливающая аппаратура (индукционная система) в актовом зале,

- оборудование кабинета психолога,

- оборудование кабинета логопеда,

- мультимедийное оборудование.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Для обеспечения беспрепятственного доступа в здание образовательной организации центральный вход школы оборудован пандусом. Имеется кнопка вызова персонала. На первом этаже хранится кресло-коляска.

Специальные условия питания

В школе организовано двухразовое бесплатное питание для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей-инвалидов.

Созданы специальные условия питания для детей, которые не могут воспользоваться услугами школьной столовой и приносят питание с собой: им предоставляется место в холодильнике для контейнера с едой, принесенной из дома, для разогрева еды предлагается микроволновка.

Для детей с сахарным диабетом подготовлено специальное меню.

Специальные условия охраны здоровья

В школе имеется оборудованный медицинский кабинет (на первом этаже). В течение учебного дня в школе работает фельдшер и медицинская сестра. У школы заключен Договор с Талицкой ЦРБ (лицензия).

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Информационная база школы оснащена:

·электронной почтой;

·электронным журналом/дневником;

·выходом в Интернет;

·действует школьный сайт.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ:

- мультимедийные комплексы (проектор и экран),

- интерактивные доски,

- ноутбуки ученические,

- документ-камера, веб-камеры,

- наушники с микрофоном.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

В образовательной организации отсутствуют общежитие, интернат

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В образовательной организации отсутствуют общежитие, интернат

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».