Химия
(базовый уровень)
|
Программа
по химии на уровне среднего общего образования разработана на основе
требований к результатам освоения федеральной образовательной программы
среднего общего образования (ФОП СОО), представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте СОО, с учётом Концепции
преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях
Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы. В соответствии с
общими целями и принципами среднего общего образования содержание предмета
«Химия» (10–11 классы, базовый уровень изучения) ориентировано
преимущественно на общекультурную подготовку обучающихся, необходимую им для
выработки мировоззренческих ориентиров, успешного включения в жизнь социума,
продолжения образования в различных областях, не связанных непосредственно с
химией.
Составляющими
предмета «Химия» являются базовые курсы – «Органическая химия» и «Общая и
неорганическая химия», основным компонентом содержания которых являются
основы базовой науки: система знаний по неорганической химии (с включением
знаний из общей химии) и органической химии. Формирование данной системы
знаний при изучении предмета обеспечивает возможность рассмотрения всего
многообразия веществ на основе общих понятий, законов и теорий химии.
Структура
содержания курсов – «Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия»
сформирована в программе по химии на основе системного подхода к изучению
учебного материала и обусловлена исторически обоснованным развитием знаний на
определённых теоретических уровнях. Единая система знаний о важнейших
веществах, их составе, строении, свойствах и применении, а также о химических
реакциях, их сущности и закономерностях протекания дополняется в курсах 10 и
11 классов элементами содержания, имеющими культурологический и прикладной
характер. Эти знания способствуют пониманию взаимосвязи химии с другими
науками, раскрывают её роль в познавательной и практической деятельности
человека, способствуют воспитанию уважения к процессу творчества в области
теории и практических приложений химии, помогают выпускнику ориентироваться в
общественно и личностно значимых проблемах, связанных с химией, критически
осмысливать информацию и применять её для пополнения знаний, решения
интеллектуальных и экспериментальных исследовательских задач.
Общее
число часов, отведённых для изучения химии, на базовом уровне среднего общего
образования, составляет 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в
11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
|
Химия
(углубленный уровень)
|
Химия
на уровне углублённого изучения занимает важное место в системе
естественно-научного образования учащихся 10–11 классов. Изучение предмета,
реализуемое в условиях дифференцированного, профильного обучения, призвано
обеспечить общеобразовательную и общекультурную подготовку выпускников школы,
необходимую для адаптации их к быстро меняющимся условиям жизни в социуме, а
также для продолжения обучения в организациях профессионального образования,
в которых химия является одной из приоритетных дисциплин. В соответствии с
концептуальными положениями ФГОС СОО о назначении предметов базового и
углублённого уровней в системе дифференцированного обучения на уровне
среднего общего образования химия на уровне углублённого изучения направлен
на реализацию преемственности с последующим этапом получения химического
образования в рамках изучения специальных естественно-научных и химических
дисциплин в вузах и организациях среднего профессионального образования. В
этой связи изучение предмета «Химия» ориентировано преимущественно на
расширение и углубление теоретической и практической подготовки обучающихся,
выбравших определённый профиль обучения, в том числе с перспективой
последующего получения химического образования в организациях
профессионального образования. Наряду с этим, в свете требований ФГОС СОО к
планируемым результатам освоения федеральной образовательной программы
среднего общего образования изучение предмета «Химия» ориентировано также на
решение задач воспитания и социального развития обучающихся, на формирование
у них общеинтеллектуальных умений, умений рационализации учебного труда и
обобщённых способов деятельности, имеющих междисциплинарный, надпредметный
характер.
Составляющими
предмета «Химия» на уровне углублённого изучения являются углублённые курсы –
«Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия». При определении
подходов к отбору и структурной организации содержания этих курсов в
программе по химии за основу приняты положения ФГОС СОО о различиях базового
и углублённого уровней изучения предмета. В плане формирования основ научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов познания и опыта практического
применения научных знаний изучение предмета «Химия» на углублённом уровне
основано на межпредметных связях с учебными предметами, входящими в состав
предметных областей «Естественно-научные предметы», «Математика и
информатика» и «Русский язык и литература».
Общее
число часов, предусмотренных для изучения химии на углубленном уровне
среднего общего образования, составляет 204 часов: в 10 классе – 102 часа (3
часа в неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
|