Биология
(базовый уровень)
|
При
разработке программы по биологии теоретическую основу для определения
подходов к формированию содержания учебного предмета «Биология» составили:
концептуальные положения ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания,
результатов обучения и требований к уровню подготовки выпускников, положения
об общих целях и принципах, характеризующих современное состояние системы
среднего общего образования в Российской Федерации, а также положения о
специфике биологии, её значении в познании живой природы и обеспечении
существования человеческого общества. В программе по биологии также
учитываются требования к планируемым личностным, метапредметным и предметным
результатам обучения в формировании основных видов учебно-познавательной
деятельности/учебных действий обучающихся по освоению содержания
биологического образования.
В
программе по биологии (10–11 классы, базовый уровень) реализован принцип
преемственности в изучении биологии, благодаря чему в ней просматривается
направленность на развитие знаний, связанных с формированием
естественно-научного мировоззрения, ценностных ориентаций личности,
экологического мышления, представлений о здоровом образе жизни и бережным
отношением к окружающей природной среде. Поэтому наряду с изучением
общебиологических теорий, а также знаний о строении живых систем разного
ранга и сущности основных протекающих в них процессов в программе по биологии
уделено внимание использованию полученных знаний в повседневной жизни для
решения прикладных задач. Биология на уровне среднего общего образования
занимает важное место. Она обеспечивает формирование у обучающихся
представлений о научной картине мира, расширяет и обобщает знания о живой
природе, её отличительных признаках – уровневой организации и эволюции,
создаёт условия для: познания законов живой природы, формирования
функциональной грамотности, навыков здорового и безопасного образа жизни,
экологического мышления, ценностного отношения к живой природе и человеку.
Большое
значение биология имеет также для решения воспитательных и развивающих задач
среднего общего образования, социализации обучающихся. Изучение биологии
обеспечивает условия для формирования интеллектуальных, коммуникационных и
информационных навыков, эстетической культуры, способствует интеграции
биологических знаний с представлениями из других учебных предметов, в
частности, физики, химии и географии. Структурирование содержания учебного
материала в программе по биологии осуществлено с учётом приоритетного
значения знаний об отличительных особенностях живой природы, о её уровневой
организации и эволюции. В соответствии с этим в структуре учебного предмета
«Биология» выделены следующие содержательные линии: «Биология как наука.
Методы научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как
биологическая система», «Система и многообразие органического мира»,
«Эволюция живой природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».
Цель
изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне – овладение
обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем
разного ранга и приобретение умений использовать эти знания для грамотных
действий в отношении объектов живой природы и решения различных жизненных
проблем.
Для
изучения биологии на базовом уровне среднего общего образования отводится 68
часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в
неделю).
|
Биология
(углубленный уровень)
|
Программа
по учебному предмету "Биология" (далее - биология) на уровне
среднего общего образования разработана на основе Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО,
Концепции преподавания учебного предмета «Биология» и основных положений
федеральной рабочей программы воспитания.
Учебный
предмет «Биология» углублённого уровня изучения (10–11 классы) является одним
из компонентов предметной области «Естественно-научные предметы». Программа по
учебному предмету "Биология" даёт представление о цели и задачах
изучения учебного предмета «Биология» на углублённом уровне, определяет
обязательное (инвариантное) предметное содержание, его структурирование по
разделам и темам, распределение по классам, рекомендует последовательность
изучения учебного материала с учётом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В программе по
биологии реализован принцип преемственности с изучением биологии на уровне основного
общего образования, благодаря чему просматривается направленность на
последующее развитие биологических знаний, ориентированных на формирование
естественно-научного мировоззрения, экологического мышления, представлений о
здоровом образе жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей
природной среде. В программе по биологии также показаны возможности учебного
предмета «Биология» в реализации требований ФГОС СОО к планируемым
личностным, метапредметным и предметным результатам обучения и в формировании
основных видов учебно-познавательной деятельности обучающихся по освоению
содержания биологического образования на уровне среднего общего образования.
Изучение
учебного предмета «Биология» на углубленном уровне ориентировано на
подготовку обучающихся к последующему получению биологического образования в
вузах и организациях среднего профессионального образования. Основу его
содержания составляет система биологических знаний, полученных при изучении
обучающимися соответствующих систематических разделов биологии на уровне
основного общего образования, в 10–11 классах эти знания получают развитие.
Структура
программы по учебному предмету "Биология" отражает
системно-уровневый и эволюционный подходы к изучению биологии. Цель изучения
учебного предмета «Биология» на углублённом уровне – овладение обучающимися
знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга и
приобретение умений использовать эти знания в формировании интереса к
определённой области профессиональной деятельности, связанной с биологией,
или к выбору учебного заведения для продолжения биологического образования.
Обязательным
условием при обучении биологии на углублённом уровне является проведение
лабораторных и практических работ. Также участие обучающихся в выполнении
проектных и учебно-исследовательских работ, тематика которых определяется
учителем на основе имеющихся материально-технических ресурсов и местных
природных условий.
Общее
число часов, отведенных на изучение биологии на углубленном уровне среднего
общего образования, составляет 204 часа: в 10 классе – 102 часа (3 часа в
неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
|