Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ "Троицкая СОШ № 5"
Описание образовательной программы
Описание
основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Троицкая
СОШ № 5»
ООП НОО МКОУ «Троицкая СОШ № 5» разработана на основе ФЗ
№ 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» с изменениями и
дополнениями; Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования от 18.07.2022 № 569
(далее – ФГОС НОО); Федеральной основной
образовательной программой начального общего образования (далее - ФОП
НОО), утвержденной Приказом Минпросвещения РФ 372 от 18.05.2023 (с изменениями
на 01.09.2024). Учитывает изменения,
внесенные приказом Минпросвещения РФ от 09.10.2024 г. №704, вступающие в силу с
01.09.2025 года.
Целями реализации ООП НОО являются:
обеспечение реализации конституционного права каждого
гражданина Российской Федерации на получение качественного образования,
включающего обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося;
развитие единого образовательного пространства
Российской Федерации на основе общих принципов формирования содержания обучения
и воспитания, организации образовательного процесса;
организация образовательного процесса с учётом целей,
содержания и планируемых результатов начального общего образования, отражённых в
ФГОС НОО;
создание условий для свободного развития каждого
обучающегося с учётом его потребностей, возможностей и стремления к
самореализации;
организация деятельности педагогического коллектива по
созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных
обучающихся и (или) для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и
поддержке.
Достижение поставленных целей реализации ООП НОО
предусматривает решение следующих основных задач:
формирование общей культуры,
гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное
развитие, становление творческих способностей, сохранение и укрепление
здоровья;
обеспечение планируемых результатов по освоению
обучающимися целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в ее индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости;
обеспечение преемственности начального общего и
основного общего образования;
достижение планируемых результатов освоения ООП НОО
всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ);
обеспечение доступности получения качественного
начального общего образования;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том
числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций,
студий и других, организацию общественно
полезной деятельности;
организация интеллектуальных и творческих
соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской
деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников в проектировании и развитии
социальной среды образовательной организации.
ООП НОО учитывает возрастные и психологические
особенности обучающихся и содержит
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть программы
составляет 80%, а часть, формируемая
участниками образовательных отношений – 20% от общего объема ООП НОО. Общий объём аудиторной
работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954
академических часов и более 3345 академических часов в соответствии с
требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при
5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
ООП НОО включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение,
цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП НОО, а также способы
определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел ООП НОО включает:
планируемые результаты освоения обучающимися ООП
НОО;
систему оценки достижения планируемых
результатов освоения ООП начального общего образования.
Пояснительная записка целевого раздела ООП НОО
раскрывает:
цели реализации ООП НОО, конкретизированные в
соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися
программы начального общего образования;
принципы формирования и механизмы реализации ООП
НОО, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов;
общую характеристику ООП НОО.
Содержательный раздел ООП НОО включает
следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и
личностных результатов:
рабочие программы учебных предметов, курсов, в
том числе внеурочной деятельности, учебных модулей;
программу формирования универсальных учебных
действий у обучающихся;
рабочую программу воспитания.
Рабочие программы учебных предметов
обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ООП НОО и разработаны на
основе требований ФГОС НОО и ФОП НОО с учетом Рабочей программы воспитания МКОУ
«Троицкая СОШ № 5».
Программа формирования универсальных учебных
действий у обучающихся содержит: описание взаимосвязи универсальных учебных
действий с содержанием учебных предметов; характеристики регулятивных,
познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. Сформированность
универсальных учебных действий у обучающихся определяется на этапе завершения
ими освоения программы начального общего образования.
Рабочая программа воспитания направлена на
сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России.
Рабочая программа воспитания направлена на
развитие личности обучающихся, в том числе укрепление психического здоровья и физическое
воспитание, достижение ими результатов освоения программы начального общего
образования и реализуется в единстве
урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией
совместно с семьей и другими институтами воспитания.
Организационный
раздел ООП НОО определяет общие рамки организации образовательной деятельности,
а также организационные механизмы и условия реализации программы начального
общего образования и включает:
учебный план;
календарный учебный
график;
план внеурочной
деятельности;
календарный план
воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной
направленности, которые организуются и проводятся образовательной организацией
или в которых образовательная организация принимает участие в учебном году или
периоде обучения; характеристику условий реализации основной
образовательной программы.
Планируемые результаты освоения ООП НОО соответствуют
современным целям начального общего образования, представленным во ФГОС НОО как
система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося.
Внеурочная деятельность
направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального
общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений
учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого
образовательной организацией и осуществляется в формах, отличных от урочной.